Образ Кота в сказках русских и зарубежных писателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 17:44, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: выявить мотивы поведения кота в художественных произведениях, изучить образ общеизвестного животного в литературе, развивать читательский интерес сверстников
Задачи: изучить литературу по теме исследования

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. Образ Кота в сказках русских и зарубежных писателей……………5
ГЛАВА 2. Образ Кота в русской и зарубежной литературе…………………….10
ГЛАВА 3. Образ Кота в восприятии читателей……………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...16
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….17
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

Вся остальная работа !.doc

— 1,003.00 Кб (Скачать файл)

А. Толстой нарисовал своего кота - Базилио.  В сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» кот — хитрый обманщик, который с такими же, как и сам, (Алисой) обманывает людей, прикидывается слепым. Разве нет таких людей в наши дни?

Образ Кота читатель повстречает и в произведениях Шарля Перро. «Кот в сапогах»- умный, смышленый. Он достался в наследство своему хозяину. Казалось, что толку с кота? Но читатель встречает сообразительного, любящего и преданного Кота своего хозяина, Чтобы войти в доверие к королю, кот обращается к нему - «Великий Король», а чтобы возвысить своего хозяина - «Маркиз Карабас». Кот делает своего друга счастливым, богатым, женит хозяина на принцессе.

«Бременские музыканты» - Братьев Гримм — образ кота раскрыт в дружбе со своими товарищами. Как описывается здесь кот? Когда уже и осел, и собака из дому сбежали, им встретился кот: он сидел хмурый и пасмурный. "Ну, тебе что не по нутру пришлось, усатый?" Кот ответил: "Небось не очень развеселишься, когда до твоей шкуры добираться станут! Из-за того, что я стар становлюсь и зубы у меня притупились и что я охотнее сижу за печкой да мурлычу, чем мышей ловлю, хозяйка - то моя вздумала меня утопить…" Ну а когда все звери были уже в сборе, они нашли в лесу ночлег, напугали разбойников и заняли их место. "Кошка растянулась на очаге, около теплой золы". Конец сказки всем известен: когда вернулись разбойники, звери их напугали, и те нос свой туда больше не совали. Кошка в этой сказке уже старая, практически без зубов. Но, все же, когда пришли разбойники, она сильно расцарапала их. Значит, в ней не только остались силы, но и храбрость и отвага.

Упоминание о коте А. С. Пушкин дает в поэме "Руслан и Людмила". В самом начале мы читаем:

У лукоморья дуб зеленый; 
Златая цепь на дубе том: 
И днем и ночью кот ученый 
Все ходит по цепи кругом; 
Идет направо - песнь заводит, 
Налево - сказку говорит .

Тот кот, о котором пишет А. С. Пушкин, никто иной, как знаменитый кот Баюн - персонаж русских волшебных сказок. В образе Баюна соединяются черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В русских сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван Царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван Царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побежденный кот начинает сказки сказывать и царь исцеляется.

Образ волшебного кота широко распространен в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда А. С. Пушкин и заимствовал его.

Таким образом, кот соединяет сразу две черты: отрицательные (усыпляет всех вокруг) и положительные (сказывает сказки и вылечивает царя). Да к тому же он "ученый", а значит и мудрый.

Таким образом, в авторской сказке, несмотря на присутствие доли вымысла есть и народная, фольклорная основа. Писатели опирались на те знания, которые у них уже имелись. Поэтому можно говорить об этих сказках как об источнике по выявлению образа кошки у определенных народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Образ Кота в восприятии читателей (по результатам исследования)

 

С целью выявления мотивов поведения кота в художественных произведениях, изучения образа общеизвестного животного в литературе  

путем опроса мы изучили многообразие примет, поверий, связанных с котом. С целью определения уровня осведомленности о коте как герое литературы, мы провели исследование, в ходе которого проверили  отношение к этому животному и знания о нем из источников литературы.

Всего было опрошено 50 человек. В анкете представлены следующие вопросы: «Популярные фильмы и спектакли, где одни из героев- коты», «Приметы, поверья, связанные с котом», «Популярные выражения, в которых упоминается кот». Респондентам предлагалось отметить некоторую информацию о себе: пол, возраст, образование. Все опрашиваемые были разделены на две возрастные категории:

  1. от 11 до 15 лет («дети») - ученики среднего звена гимназии, т.е. люди не имеющие высшего образования;
  2. от 35 до 45 лет («родители») – люди, имеющие высшее образование. 

Результаты анкетирования были обработаны.

Диаграмма (см. Приложение)

 Самые популярные фильмы, спектакли, где упоминается наш герой, - «Кот в сапогах»(92%), «Шрек»(59%), «Кот Леопольд»(40%), «Бременские музыканты»(40%).

Как выяснилось, что черный кот сохраняет свои позиции с древних времен как символ неудач (98%).

В категории «Популярные выражения» лидирующие позиции сохраняются за народной мудростью: «Не всё коту масленица», «Коту под хвост»(92%) и  цитата из популярного художественного фильма « Ешкин кот!»(85%).  

Проанализировав собранный материал, сделали следующие выводы: кот -  важное животное в жизни человека. С ним связанно много примет и пословиц. При этом отношение к коту все же неоднозначное

Изучив  литературные  произведения, критические  статьи, проанализировав собранный материал, мы  пришли к выводу, что герой Кот проходит своеобразную проверку на доброту и сострадание. Он не отличается постоянством характера. В зависимости от ситуации характер кота изменяется, приобретая новые качества. Это не просто рассказы о приключении Кота в литературе, но и история  приобретения  дружбы и  осознание значимости и полезности этого удивительного животного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В чем же сила и обаяние образа Кота? У художественной прозы, если она искренна и по-настоящему талантлива, есть удивительное свойство: она доносит до читателя настроение автора и его отношение к окружающим, даже если прямо и не говорит писатель.

Выводы, сделанные на основании проведенного опроса:

1.Функции кошки в  мифологии, поверьях, сказках, литературных  произведениях – традиционно.

2. В литературных произведениях  кошка становится для человека  проводником в жизни, указывающим  верный  путь.

3. Невозможно раз и  навсегда запечатлеть неизменный  устоявшийся образ этого животного: кошка подобна человеку, полна  смыслов

Иногда кошка уходит от человека, а иногда её бросает человек. В некоторых странах для бездомных кошек организованы приюты. А древнейшему приюту при церкви Святого Лаврентия во Флоренции уже более 200 лет. Есть и международная федерация любителей кошек (ФИФЕ). Человек не должен предавать своих маленьких друзей. Прежде чем принести домой маленького котёнка, нужно серьёзно подумать о его будущей судьбе. Чтобы кошка была счастлива, её необходимо любить.

Кошки обосновались в литературе прочнее, чем любое другое животное. Басни и сказки о кошках в изобилии имеются в любой культуре, от России до Китая, от Америки до Аравии. Дети учат алфавит, запоминая, что «К» - это «кошка», и распевают разные считалки и песенки, чтобы научиться произношению. Взрослые тоже охотно вспоминают «Сову и Кошечку» Эдварда Лира, Чеширского Кота из « Приключений Алисы в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла. Многие персонажи басен Эзопа из сказок братьев Гримм – тоже кошки.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Шарль Перро «Кот в сапогах» // 1987.

2. Уильям Стейг «Шрек» // 1990 год.

               3. Братья Гримм «Бременские музыканты» // 1973 год.

    1. Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита» // 1966 год.
    2. Джанни Родари «Джельсомино в стране лжецов» //1959 год.
    3. Владимир Кунин «Кыся» // 1995 год.
    4. Алексей Толстой «Приключения Буратино» // 1936 год.
    5. Кира Александрова «Кошка, которая гуляет сама по себе» // 1968 год.
    6. Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес» // 1864 год.
    7. Эдуард Успенский «Каникулы в Простоквашино» // 1980 год.

 

 Свободная энциклопедия Википедия (http://ru.wikipedia.org)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

Дети

          Родители

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

 

 

Пол: жен./муж.

Возраст:

Образование:

Приметы, поверья, связанные с котом

Популярные фильмы, спектакли, где одни из героев - коты

Популярные выражения, в которых упоминается кот

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

Кот в  сапогах

 

 

Кот Матроскин

 

 

Кот из «Бременских музыкантов»

Кот Леопольд

 

 


Информация о работе Образ Кота в сказках русских и зарубежных писателей