Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:25, реферат

Краткое описание

Цель моей работы – проследить, как меняется видение Петербурга на примере произведений Пушкина А.С., Гоголя Н.В. и Достоевского Ф.М. Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:
· используя тексты художественных произведений, выявить характерные особенности Петербурга Пушкина, Гоголя и Достоевского;
· определить черты сходства и различия в изображении города у разных писателей;
· установить, какие приемы используют разные писатели в создании образа Петербурга.

Содержание

Введение …………………………………………… .…2 стр.
2. «Петербург неугомонный»……………………… .… . 3стр.
3. Гоголевский Петербург………………………….……12 стр.
4. Петербург Оборотень…………………………………17 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского.docx

— 42.25 Кб (Скачать файл)

Водная стихия, скованная героическими и титаническими  усилиями строителей этого города, не уничтожена, она лишь притаилась и ждет своего часа. Достоевскому, конечно, были знакомы многочисленные описания гибели северной столицы под разъяренными волнами. Миф о Медном Всаднике живет  в душе автора «Преступления и  наказания». Но Достоевский не верит  в торжество города и сомневается  в его правде.

Водная стихия Петербурга приковывает внимание Достоевского. Нева, ее рукава и каналы играют большую  роль в его произведениях. Мы часто  застаем его героев, пристально всматривающихся  в чернеющую воду.

Мокрота является как бы первоосновной Петербурга, его «субстанцией». В ненастную  ночь, когда воет и хлещет дождь  или падает снег непременно мокрый, с особой силой воспринимал Достоевский  душу Петербурга. Еще Пушкин отметил  этот петербургский мотив ненастной  ночи:

«Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светили тускло. Улицы были пусты. Изредка тянулся ванька на тощей кляче своей, высматривая запоздалого седока. Герман стоял в одном сюртуке, не чувствуя ни дождя, ни снега»…

Достоевский сам  устанавливает эту связь.

«В такое петербургское  утро, гнилое, сырое и туманное, дикая  мечта какого-нибудь пушкинского  Германа из Пиковой дамы (колоссальное лицо, необычайный, совершенно петербургский  тип – тип из петербургского периода!) – мне кажется должна еще более  укрепиться» (Подросток)

Образ Петербурга не был бы полным, если бы Достоевский  не ввел мотива мертвеца, развив его  в целую кошмарную симфонию. Один из безымянных героев в рассказе «Бобок»  «ходил развлекаться и попал на похороны». Там на кладбище «заглянул в могилы; ужасно! Вода, совершенно вода, и какая  зеленая и… ну да уж что! Поминутно  могильщик выкачивал черепком»… Вот эти дремлющие в недрах города силы хаоса сообщают жизни  Петербурга, столь суетной и пошлой, исключенную напряженность. И этот город «полный пошлости таинственной»  оказывается городом фантастики, превращается в призрак, в видение.

Роман «Бедные люди»  занимает центральное место среди  ранних произведений Достоевского. В  нем наиболее полно до того времени, равносторонне и в духе последовательного  реализма изображается жизнь петербургских  низов. Молодой художник свел воедино, представил в одной большой картине  те зарисовки Петербурга, которые  появились в отдельных повестях Гоголя, в стихотворениях Некрасова  и в многочисленных очерках писателей  «натуральной школы».

Перед читателем  «Бедных людей» предстал не пушкинский Петербург – нарядная столица  громадной империи, овеянная историческими  преданиями, сосредоточившая в себе славу страны и власть над ней. Нет, Петербург Достоевского – это  иной город: с нечистыми переулками, мрачными доходными домами, темными  дворами-колодцами.

Разумеется, Достоевский  помнил о дворцах знати, созданных  прославленными зодчими, о прелестных парках с их узорными чугунными оградами. Но ведь его герои не видели всего  этого! Обитатели убогих квартир  и углов в петербургских трущобах с опаской проходили мимо роскошных  парадных подъездов, сторонились Невского, смотрели на дворцы – и не видели их красоты. Они ютились в своих закоулках – и великолепие богатых особняков лишь напоминало им об их обездоленности.

Действие романа развевается с 8 апреля по 30 сентября – весна, лето, начало осени. Но герои  Достоевского не увидели цветения сирени, жасмина и лип, не ощутили колдовского  очарования белых ночей, не вдохнули свежего ветра с залива, и багряно-золотая  осень не порадовала их глаз. Они  фактически лишены всего, они обездолены – такой вывод неизбежно рождается  у читателя по мере того, как Достоевский  развертывает во времени и в пространстве городской пейзаж. То какая-то мерзкая  изморозь сыплется с неба, то серый, грязный туман окутывает прохожих, то грязные лужи оказываются на пути, то взгляд останавливается на мусоре, плывущем по грязной воде каналов… и на этом мрачном фоне рисуется жизнь петербургской бедноты с ее редкими, убогими радостями и постоянной, отупляющей заботе о хлебе насущном.

С неменьшим мастерством написана повесть «Белые ночи», которой Достоевский дал подзаголовок «сентиментальный роман». Подзаголовок указывает на своеобразие содержания, а не жанра, - писатель имел ввиду едва начавшуюся и тут же образованную любовно-психологическую историю, что в ту пору нередко именовали романом влюбленных. Этот роман действительно оказался сентиментальным: герои встретились, едва познакомились, расположение друг к другу едва охватило их – и жизнь мгновенно, бесповоротно, навсегда развела их.

Достоевский поднял проблему громадной, общечеловеческой важности, но подал ее в романтической  форме, устранив точные приметы ее социально-типической сущности. Его герой – романтик, его глазами воспринял Петербург, от его лица ведется повествование, но писатель никак не объяснил от себя, в авторском комментарии, истинного  смысла происходящего, не раскрыл истоков  романтической настроенности своего героя.

Любой внимательный читатель сразу видит, что роман  «Преступление и наказание» Достоевского разительно отличается от родившихся рядом с ним книг Тургенева, Толстого, Гончарова. Он не лучше и не хуже, просто это совсем другая книга, написана она о другом. Их поэтичности, ясности, гармоничности, лиризму и эпическому спокойствию автор «Преступления и наказания» противопоставил мрак, хаос, всеобщее разложение в обществе, тревогу и гнев, страшное, судорожное напряжение мыслей и чувств, их болезненность, падение человека, житейскую грязь, нищету, пьянство, повседневную жестокость, пороки и преступления, убийства и самоубийства, петербургские чердаки и отвратительные трактиры, дно жизни и человеческое «подполье», изъяны и болезни страждущей и оскорбленной души.

В романе доктор Зосимов  простодушно свидетельствует о  результатах своей врачебной  практики: «А гармонического человека, это правда, совсем почти нет». Откуда же такому взяться в страшном мире призрачного Петербурга? И фамилия главного действующего лица книги «говорящая» - Раскольников, этот бывший дворянин и бывший студент живет в расколотом обществе и своим преступлением и антигуманными «прогрессивными» идеями способствует его дальнейшему распаду. Даже по цветам своим роман Достоевского – черно-белый с гнилой петербургской желтизной, самое яркое пятно в нем – кровь.

Сам сюжет книги  драматичен и кровав и в то же время вполне обыденен, взят прямо из тогдашних полицейских газетных листков и судебных отчетов: нищий петербургский студенту бил из-за денег топором старушку - ростовщицу и ее сестру. Обыкновенная история.… Далее неизбежно следует арест, суд, приговор, лишение всех прав и состояния, каторга, вычеркивание бывшего человека из мира живых людей. Он упал на дно жизни, раздавлен, уничтожен, погиб, осужден обществом навечно. Этим все судебные отчеты и детективы обычно и кончаются. Роман Достоевского с этого только начинается.

Достоевский открыл в городе незримый мир, полный фантастики. Этот мир предвещал уже Гоголь. Образ Петербурга чрезвычайно широк  и значителен, он охватывает многие черты предшествующей эпохи образа Северной Пальмиры и предопределяет в основном и во многих деталях  подход к нему Достоевского.

Список  литературы.

Достоевский Ф. М.

Бедные люди. Белые  ночи. Неточка Незваночка. /Вступ. ст. С.Е. Шаталова; Ил. В.М. Басова. – М.: Правда, 1982. – 384 с., 8 л. ил.

Анциферов Н. П.

Душа Петербурга. – П.: «Издательство Брокгауз - Ефрон – С.П.Б.», 1922. - 228 с.

Степанов Н. Л.

Н. В. Гоголь. – М.: «Гослитиздат», 1959.- 608 с.

Анциферов Н. П.

Петербург Достоевского. /Рис. М. В. Добужинского. – П.: «Издательство Брокгауз - Ефрон – С.П.Б.», 1923. – 106 с.

Анциферов Н. П.

Быль и миф  Петербурга. – П.: «Издательство  Брокгауз - Ефрон – С.П.Б.», 1924. – 89 с.


Информация о работе Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского