Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 08:46, реферат
Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат — символе петровской эпохи — писали А. С. Пушкин («Медный всадник»), Н. В. Гоголь («Невский проспект»), Андрей Белый («Петербург»), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. В своем подходе к изображению Петербурга Ф. М. Достоевский близок к Гоголю и особенно к Н. А. Некрасову.
В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, в произведениях которых город предстает перед нами душным, грязным, не приспособленным для здоровой, нормальной жизни всех его обитателей.
Восприятие Петербурга Достоевским видно через отношение главного героя к этому городу. В своем повествовании он не раз говорит о нем, ощущается, что Петербург важен для него. Название города в романе употребляется девять раз.
После того, как Мечтатель узнает, что сердце любимой девушки занято, он начинает делить город на «свой» и «чужой», где все, что связано с отношениями Настеньки и другого человека, он отрицает. Получается, что идет отождествление себя с пространством. Мечтатель считает Петербург родным городом, хотя сам упоминает, что в Петербурге живет всего восемь лет. Он хочет, чтобы Настенька так же относилась к городу, говоря «как у нас, в Петербурге», хочет, чтобы даже ощущения они испытывали общие. Но потом упоминает, что она пошла в «свой переулок», то есть пока он осознает, что она не любит его. Затем Мечтатель идет в «их переулок», связывая Настеньку с виновником его несчастий. Одно и то же место – переулок – оказывается таким разным одновременно и играет сразу несколько ролей.
Называя известные места Санкт-Петербурга, такие как: Невский проспект, Фонтанка, Каменный, Аптекарский острова, Петергофская дорога, Парголово, Нева, Черная речка, Екатерининский канал, на набережной которого происходят основные действия этого романа, - он подчеркивает реальность всего происходящего
Заключение
В русской литературе испокон века было два Петербурга. Один – город, созданный руками гениальных архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург – символ величия и расцвета послепетровской России, поражающий нас своим великолепием и по сей день. Но был и другой Петербург – город, в котором люди живут в «клетушках», в желтых грязных домах с грязными темными лестницами, проводят время в маленьких душных мастерских или в смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, как и большинство знакомых нам героев Достоевского.
Внимательно читая не только роман «Преступление и наказание», но и другие произведения Достоевского, начинаешь не только открывать Петербург, но и понимать его. И где бы ни оказался читатель вместе с героями произведений – на Фонтанке или на Гороховой, в Максимилиановском переулке или на Васильевском острове – он, несомненно, почувствует, как дорог был Достоевскому этот странный «умышленный» город, как тесно он был с ним связан.
Список использованной литературы
1.Анциферов Н. П. Быль и миф Петербурга. – П.: «Издательство Брокгауз - Ефрон – С.П.Б.», 1924. – 89 с.
2.Анциферов Н. П. Душа Петербурга. – П.: «Издательство Брокгауз - Ефрон – С.П.Б.», 1922. - 228 с.
3.Габдуллина В. «Так кто же он, этот Достоевский?» – //. За рубежом, 1999
4.Кожинов «Преступление и наказание Достоевского» - М., 1971
5.Набоков В. «О творчестве Ф. Достоевского» – М., Независимая газета, 1998
6. Достоевскии М.Ф. «Бедные люди» -М., 1845
7. Достоевскии М.Ф. «Белые ночи» -М., 1986
8.Достоевскии М.Ф. «Преступление и наказание» -М.,1866
Информация о работе Образ Петербурга в творчестве Достоевского