Образ дома в лирике А. Ахматовой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 16:04, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является выяснить, каким представляется в лирике Анны Ахматовой образ дома.
Для этого нужно решить следующие задачи:
1. Определить основные понятия и термины контрольной работы, а именно – акмеизм и художественный образ;
2. Подобрать стихотворения Анны Ахматовой, в которых мож-но проанализировать образ дома;
3. Изучить литературоведческие работы и статьи, связанные с темой работы.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО РУСС.ЛИТ 20 ВЕК.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

Введение

История  русской литературы начала XX века отмечена целой плеядой блистательных поэтов. Их творчество принято называть Серебряным веком русской поэзии. Творения Александра Блока, Владимира Маяковского, Валерия Брюсова, Андрея Белого, Сергея Есенина, Анны Ахматовой стали бессмертны.

В школе творчество поэтов Серебряного века изучают в старших классах, в профильном обучении. Также проводятся элективные курсы для углубленного изучения творчества того или иного поэта. Серебряный век русской поэзии характеризуется множеством течений и направлений, что создаёт немалую трудность для правильного восприятия и понимания школьниками изучаемого периода истории русской литературы вообще, и лирических произведений в частности.

Для своей работы я выбрала тему образа дома в лирике Анны Ахматовой. Я думаю, эта тема может быть интересна старшеклассникам и её можно использовать при составлении элективных курсов или написании исследовательской работы в НОУ (научное общество учащихся).

 Целью работы является выяснить, каким представляется в лирике Анны Ахматовой образ дома.

Для этого нужно решить следующие задачи:

    1. Определить основные  понятия и термины контрольной работы, а именно – акмеизм и художественный образ;
    2. Подобрать стихотворения Анны Ахматовой, в которых можно проанализировать образ дома;
    3. Изучить литературоведческие работы и статьи, связанные с темой работы.

  Творчеству Анны Ахматовой  посвящено немало исследований  и статей, её творчество до  сих волнует профессиональных  исследователей и простых читателей. В школе творчеству поэтессы посвящают литературные вечера и литературно-музыкальные композиции, изучают её лирику на уроках.

Для своей работы я выбрала работы Баевского Вадима Соломоновича, где он раскрывает некоторые особенности творчества Ахматовой, что немаловажно для понятия её лирики. Очень интересна статьи О.А. Лекманова «Концепция "серебряного века" и акмеизма в записных книжках А. Ахматовой», а также Г. С. Скороспелкиной «Архетип цвета в поэтике А. Ахматовой». Эти и некоторые другие я использовала для написания контрольной работы. Прежде чем проводить анализ стихотворений, дадим определения основным понятиям. Это нам нужно для более полного понимания лирики Анны Ахматовой.

 

  1. Определение основных понятий.

 

Творчество Анны Ахматовой принадлежит к такому течению русской поэзии как акмеизм. Для выяснения этого термина обратимся к словарю литературоведческих терминов, статье Лекманова О.А., книге Павловского А. И.

Акмеизм – (с греч. acme – «высшая степень чего-либо, вершина, цветущая пора») течение,  возникшее как реакция на кризис символизма.[15]

 В статье Лекманова  О. А. даются интересные научные  факты: « Основы научного изучения  акмеизма, как литературной школы, были заложены в статье В.М. Жирмунского «Преодолевшие символизм», впервые опубликованной в 12-м номере «Русской мысли» за 1916 г. Именно здесь с полной отчетливостью было сформулировано то определение акмеизма, которое послужило каноном для последующих поколений филологов: «...вместо сложной, хаотической, уединенной личности — разнообразие внешнего мира, вместо эмоционального, музыкального лиризма — четкость и графичность в сочетании слов, а, главное, взамен мистического прозрения в тайну жизни — простой и точный психологический эмпиризм…». []

Также Павловский Алексей Ильич указывает: «Имя … Ахматовой тесно связано с акмеизмом – поэтическим течением, начавшим оформляться около 1910 года, то есть примерно тогда же, когда она начала публиковать свои первые стихи».[] Основоположниками акмеизма были Н. Гумилёв и С. Городецкий, к ним примыкали также Осип Мандельштам, В. Нарбут, М. Зенкевич и некоторые другие поэты. Павловский в своей книге «Анна Ахматова: жизнь и творчество» в доказательство выше сказанному пишет, что «…акмеисты поставили своей целью (в творчестве) … никакого мистицизма: мир должен предстать таким, каков он есть, - зримым, вещным, плотским, живым и смертным, красочным и звучащим». [,22] Исходя из такой концепции видения художественного творчества поэтов, акмеисты, конечно же, обращали особое внимание к слову. Слово, по их мнению, «…должно было обозначать то, что оно обозначает в реальном языке реальных людей: конкретные предметы и конкретные свойства».[ , 22]

Сама поэтесса «… до последних дней моей жизни очень высоко оценивала роль акмеизма и в своей собственной жизни, и в литературе той эпохи. Она не переставала звать себя акмеисткой…».[, 29] Окончательно же термин «акмеизм» утвердился в 1970 – 1990-х годах и имел такую трактовку: «Отказ от мистики, возвращение на землю, ценность вещества и материала, разграниченность явлений различных типов (в противоположность символистской всеобщей соотнесенности) — таков главный пафос раннего акмеизма». []

Понятие художественного образа определяется так: «художественный образ – это форма художественного мышления, всеобщая категория художественного творчества, средства и форма, освоение жизни искусством».   [521]

 

 

  1. «Белый дом». Особенности образа дома.

Для анализа я выбрала необычное для школьников стихотворение «Белый дом». Это стихотворение было написано в 1914 году и вошло в сборник «Белая стая», одного из первых книг Анны Ахматовой. Приведу его полностью.

Морозное солнце. С парада

Идут и идут войска.

Я полдню январскому рада,

И тревога моя легка.

 

Здесь помню каждую ветку

И каждый силуэт.

Сквозь инея белую сетку

Малиновый каплет свет.

 

Здесь дом был почти что белый,

Стеклянное крыльцо.

Столько раз рукой помертвелой

Я держала звонок-кольцо.

 

Столько раз… Играйте, солдаты,

А я мой дом отыщу,

Узнаю по крыше покатой,

По вечному плющу.

 

Но кто его отодвинул,

В чужие унёс города

Или из памяти вынул

Навсегда дорогу туда…

Волынки вдали замирают,

Снег летит, как вишнёвый цвет…

И, видно, никто не знает,

Что белого дома нет….[1, 112]

О теме дома в лирике Ахматовой есть статья  Ольги Рубинчик «Но где же мой дом…» Тема дома у Ахматовой». В ней она пишет: «…что существует «литература дома» («литература достигнутой гармонии») и «литература бездомья» («литература тоски по гармонии»)». И далее: «Литература дома всегда гораздо более детализирована…». []

 Какие же мы можем  наблюдать детали в данном  нам стихотворении? В первую очередь, это несколько раз повторяющийся и вынесенный в заглавие стихотворения эпитет белый; детали – «стеклянное крыльцо», «звонок-кольцо». Поэтесса называет также отличительные признаки, по которым она может узнать дом – это и «покатая крыша», и «вечный плющ». Таким образом, мы можем сказать, что  образ дома в данном стихотворении почти максимально детализирован. Баевский В. С. писал, что «…её мир (мир лирики Ахматовой) вещен: и пейзаж, и интерьер…она передаёт через точную, выразительную деталь…».[2, 245]

Детализацию образа дома дополняет и зарисовки пейзажа: «морозное солнце», «полдень январский», «малиновый свет».

 По описанию видно, что описываемый дом знаком поэтессе: «Здесь помню каждую ветку / И каждый силуэт».[1, 112] И более того, дом этот очень ей близок: «Столько раз рукой помертвелой /Я держала звонок-кольцо / Столько раз…» [1, 112]Ольга Рубинчик, в своей статье указывает: «…слово «дом» - и как обозначение жилья, и как обозначение родины - было для нее (Анны Ахматовой) очень важным. Оно упомянуто в поэзии Ахматовой около 100 раз». [] Это ещё раз подтверждает нашу мысль о том, что образ дома реален и очень дорог поэтессе.

В последних двух строфах поэтесса говорит об исчезновении дома, как будто кто-то «его отодвинул», «в чужие унёс города / или из памяти вынул / навсегда дорогу туда». Если приглядеться к дате написания стихотворения, в истории России эта дата (1914-й год) совпадает с предреволюционерным временем. Возможно, здесь отражение предчувствий поэтессы роковых лет для её родины. Ведь для неё понятия «дом» и «родина» были одинаково важны. Если рассматривать в этом стихотворении образ дома в соотношениях «дом» = «родина», то вполне логично сделать вывод о том, что тревога за родину, её трагического будущего выливается исчезновением прежнего дома, и, следовательно, прежней родины. Россия уже не будет такой, какой поэтесса привыкла её видеть.

Можно предположить, что причиной этому личные душевные переживания лирической героини. Возможно, жизнь поэтессы изменилась, а вместе с ней и её дом; что-то или кто-то исчез из её жизни, а вместе с этим  не стало и прежнего дома.

Стоит, я думаю, особо отметить и эпитет белый, встречающийся в данном стихотворении три раза.  В статье Скороспелкиной Г. С. «Архетип цета в поэтике Ахматовой» указано, что «…по данным статистического анализа, Ахматова не принадлежит к числу поэтов, которые проявили особое пристрастие к средствам цветописи (как Бальмонт, Бунин, Белый), вместе с Есениным, Цветаевой и Маяковским Ахматова занимает последнее место, обозначившее процесс колористической тенденции в поэзии XVIII-XX вв». []

В поэзии Серебряного века любой цвет передавал душевные настроения, переживания, мысли поэта. Символику цвета многие исследователи и учёные соотносят  с психо-эмоциональным и национальным, фольклорным эквивалентами. В той же статье Скороспелкиной Г. С. указано: «…эмоционально-психическая сторона цвета позволяет предположить, что за очевидной причиной особого внимания к той или иной цветовой гамме, опосредованной личностью автора, связью его творчества с определенной идейно-эстетической концепцией и т. п., - могут находиться механизмы национальных стереотипов эстетической оценки цвета, обусловленность эстетики цвета национальным архетипом цвета…».[]

Белый цвет в исследованиях эстетики обозначает в основном ясность, чистоту, светлость, гладкость. Какую смысловую нагрузку несёт белый цвет в стихотворении «Белый дом»?

Здесь, в подтверждение мыслей о том, что, возможно, в жизни поэтессы произошло душевное потрясение, приведу цитату из статьи «Архетип цвета в поэтике Ахматовой» Скороспелкиной Г. С.: «Своеобразным свето-цветовым центром поэтики Ахматовой становится белый - древнейший цветовой термин; цветоощущение белый опредмечено огнем (что подтверждает этимологический анализ - "сиять", "блестеть"). Кроме того, П. Я. Черных приводит убедительные свидетельства древнейших ассоциаций белого с огнем: в древнеанглийском, древнеисландском - "пламя", современном - "костер", а также, что очень важно, и значение "сильный мороз". Очевидно, что признак степени - "сильно", "очень" и т. п. - обусловил во многом формирование архетипа цвета. Кроме того, признак яркости и отсюда возможных болевых ощущений становится архетипическим содержанием цвета в поэтике Ахматовой: белый - это боль. Вот так варьируется формула архетипа в "акмеистически" предметной поэтике Ахматовой: "чтобы дать образ переживания, не обязательно описывать самое эмоцию, достаточно описать реалии, которые запечатлевают сознание в момент сердечных потрясений» []

 В доказательство, того, что дом меняется вместе с душевным состоянием героини, можно привести ещё одно стихотворение, которое дети изучают в школе, в 6-ом классе по программе Коровиной В. Я. Это стихотворение было написано годом позже анализируемого выше стихотворения.

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И тёплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивиться тело,

И дома своего не узнаёшь,

А песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поёшь.

 

  1. Заключение.

Делая вывод, отметим наиболее характерные черты образа дома в стихотворении «Белый дом» Анны Ахматовой:

    1. Образ дома достаточно детализирован, по описанию деталей в стихотворении читателю легко представить описываемый поэтессой дом. «Стеклянное крыльцо», «звонок-кольцо», «покатая крыша» и «вечный плющ»; небольшие детальные зарисовки сада – «помню каждую ветку» - всё это воспринимается как реально существующий в мире дом.
    2. Образ дома составляет единое целое с внутренними переживаниями поэтессы. Образ дома меняется вместе с внутренним миром Анны Ахматовой.
    3. Эпитет белый здесь соответствует значению боли, душевных тревог поэтессы, которые переносятся на образ дома, что ещё раз подчёркивает важность для Анны Ахматовой понятия «дом» и органичной слитности её внутреннего мира и дома.
    4. Также образ «исчезающего дома» может рассматриваться как образ родины, России на пороге революции.

 В школе рассматриваемая нами тема образа дома в лирике Анны Ахматовой, я думаю, будет небезынтересна старшеклассникам. По этой теме можно провести с учащимися учебное исследование в сопоставлении образа дома у других писателей и поэтов.

На уроке важную роль играет воспитательная функция. Как справедливо заметил Даниленко Л. Д: «…каждый урок должен воспитывать чувства». На примере стихотворения «Белый дом» учитель может провести незаметно, не навязывающе воспитательную работу по развитию чувств любви к родному дому, родине; ещё раз актуализировать тему родства человека с родным жильём и родиной. 

   

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Образ дома в лирике А. Ахматовой