Образ крестьянина в прозе В. Белова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 21:34, контрольная работа

Краткое описание

Эпоха Возрождения (Ренессанс) – переходный период от Средневековья к Новому времени. Она охватывает период с XIV по начало XVII. Эпоха Возрождения (или Ренессанса) возникла в Италии в конце XIV – XVI вв. Ренессанс – одна из самых ярких страниц в истории культуры, ознаменованная невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Большое развитие получили промышленность, торговля, мореплавание, военное дело.

Содержание

1.В чем сущность новых подходов к осмыслению социальных процессов в философии эпохи возрождения ……………………………………………..стр.3
2. Выделите основные понятия философии структурализма и раскройте их смысл ………………………………………………………………………….стр.6
3.Охарактеризуйте специфические признаки научного познания ……….стр.10
4.Раскройте особенности идеологии современного белорусского государства……………………………………………………………………стр.17
5.В чем, по мнению Ф.Ницше состоит различие «морали рабов» и «морали господ» ? ………………………………………………………………………стр.20
6.Список использованных источников ……………………………………..стр.26

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по философии.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

     Третья   особенность   идеологии  в том, что она неразрывно связана с интересами определённых социальных классов, слоёв и других социальных общностей, активно пропагандирует и отстаивает эти интересы.

Интерес представляет собой активную направленность человека на те или иные объекты действительности, освоение и потребление которых представляется ему в качестве блага. Интерес всегда мотивирует, побуждает к определённым действиям, приобретая в чувствах и мыслях каждого человека форму привлекательного образа, манящей идеи и цели. Интерес, внутренне осознанный и прочувствованный, становится источником и движущей силой определённого поведения, побуждает к формулированию идей, приобретая вследствие этого более или менее чёткое выражение в элементах  идеологии , которая побуждает к осуществлению конкретных действий.

     Четвёртая  особенность   идеологии  в том, что она выражает потребности развития тех или иных социальных групп или общества в целом; несёт в себе цели такого развития, воплощённые в категориях смысла жизни, справедливости, гуманности и т.п.

     Пятая  особенность   идеологии   состоит  в том, что она представляет собой более или менее отчётливо сформулированное выражение чувств, настроений, побуждений социальных общностей (национальных, классовых и др.) на языке объяснения настоящего и программы желаемого будущего, одухотворённой привлекательной мечтой, например, как «За сильную, процветающую Беларусь».

     Шестая   особенность  заключается в том, что  идеология  не придумывается в тишине кабинетов, а вызревает из опыта народа, обозначаемого такими понятиями, как «нравы», «обычаи», «традиции», «исторические судьбы». Только собственные идеалы, традиции, ценности и цели могут стать духовной основой существования народа.

     Седьмая  особенность  в том, что она как система идей, ценностей, чувств и верований выполняет организующую и консолидирующую роль по отношению к той общности (нации, классу и др.), внутри которой она зародилась и сформировалась, интересы которой она выражает и отстаивает.  

     Идеология  обладает ещё восьмой  особенностью : она неразрывно связана с общественной психологией, представляющей собой многогранную и многокачественную совокупность привычек, чувств, настроений, а также установок и т.п., выражающих готовность индивидов и (или) их групп к определённой активности, к созидательной или разрушительной деятельности.

     Девятая  особенность   идеологии  заключается в её политической ориентированности, способности выражать коренные интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики – наций, классов, политических партий, общественных движений.

     Определяя цели политики и средства их достижения,  идеология  вырабатывает ориентиры политической деятельности, выявляет пути её реализации, мобилизует широкие социальные слои для участия в политических действиях. Но во взаимодействии  идеологии  и политики должна существовать определённая мера. Если происходит чрезмерная политизация  идеологии , то она превращается в политическое словоблудие и доктринерство. Если происходит наоборот, то политические лидеры и поддерживающие их социальные силы (партии, движения и госаппарат) оказываются не в состоянии адекватно воспринимать происходящие в обществе социально-политические изменения, улавливать новые тенденции и сдвиги в политической сфере, а, следовательно, эффективно решать назревшие проблемы.

     Только  органическое единство  идеологии  и политики, их тесное взаимодействие на основе глубоких знаний об обществе, тенденциях и путях его развития создают благоприятные возможности для выработки рациональной, научно обоснованной и социально выверенной политической ориентации государства, для правильного восприятия и поддержки её большинством народа.

     Десятая  особенность   идеологии  в том, что она выступает в качестве специфического способа социализации, т.е. включения в общественно-политическую и социокультурную деятельность подрастающего поколения. Это осуществляется путём внесения в формирующийся мир детей и юношества определённых идеалов, ценностных ориентаций, убеждений, стремлений, установок, в чём важная роль принадлежит детским дошкольным учреждениям, школам, детским организациям, молодёжным общественным движениям и объединениям (например, БРСМ).

     Одиннадцатая   особенность   идеологии  в том, что она призвана обслуживать включение народа или страны в общемировой контекст цивилизационного, социально-политического и социокультурного развития. Речь идёт о такой включённости страны в мировое сообщество наций и государств, где основными приоритетами становятся факторы экономического благосостояния, высокого качества жизни, высоких стандартов образования и культуры, обеспечения свобод и прав гражданина.

     В качестве духовно-идейного ориентира  на пути движения нашей страны к  лучшему будущему может быть только  идеология  независимого и самостоятельного политического, экономического и духовно-культурного развития на основе сохранения и обогащения национального своеобразия, традиций, исторического опыта белорусского народа, его самоопределения, самосознания и самоутверждения.

     Посредством реального проявления всех охарактеризованных  особенностей , которые воплощаются в идеях, чувствах, взглядах, верованиях,  идеология  выступает как духовное освоение мира человеком, а посредством убеждений и волевых актов, воплощаемых в реальных поступках, в действиях, она предстаёт в качестве практического преобразования мира. 
 

     5.В  чем, по мнению  Ф.Ницше состоит  различие «морали  рабов» и «морали  господ» ? 

     Фридрих Ницше (1844-1900) считал, что исторически сложившиеся и получившие господство в Европе формы морали стали основным препятствием на пути возвышения человека и установления между людьми искренних отношений. Он поставил вопрос о ценности моральных ценностей и тем самым низвел их до уровня предмета философского сомнения. Ницше расширил саму задачу философской этики, конкретизировав ее как критику морального сознания. Прежней "науке морали", как пишет он, "недоставало проблемы самой морали: недоставало подозрения, что здесь есть нечто проблематичное".

     За  словом "мораль" скрываются существенно  различные реалии, и поэтому требуется  более строгое определение предмета анализа. Говоря о распространившейся в Европе и столь ему ненавистной  морали, Ницше подчеркивает, что это - "только один вид человеческой морали, кроме которого, до которого и после которого возможны многие другие, прежде всего высшие "морали". Существует много разных моралей, самое общее и самое важное различие между ними состоит в том, что они подразделяются на два типа: мораль господ и мораль рабов.

     Под моралью рабов Ницше подразумевает  мораль в том виде, в каком она  сформировалась под воздействием античной философии и христианской религии  и воплотилась в многообразных  индивидуально-аскетических, церковно-благотворительных, общинно-социалистических и иных гуманистических опытах человеческой солидарности. Она стала в Европе господствующей и ошибочно воспринимается европейским общественным сознанием в качестве синонима морали вообще. Особенности рабской морали, как их понимает Ницше, могут быть резюмированы в следующих основных характеристиках.

     1. Прежде всего рабской делает мораль сама ее претензия на безусловность, абсолютность. В этом случае мораль идентифицируется с идеалом, совершенством, последней истиной, словом, неким абсолютным началом, которое бесконечно возвышается над реальными индивидами и в перспективе которого их природное существование выглядит исчезающе малым, ничтожным. "Водрузить идеал - идеал "святого Бога" - и перед лицом его быть осязаемо уверенным в своей абсолютной недостойности. О, эта безумная жалкая бестия человек!" - восклицает Ницше, ясно понимая, что человек хитростью недосягаемого абсолюта отвоевывает себе право быть маленьким, жалким, недостойным.

     2.Рабская мораль есть мораль стадная. Она выступает как сила, стоящая на страже стада, общества, а не личности. Понимаемая как изначальная солидарность, братство людей, она прежде всего направлена на поддержание слабых, больных, нищих, неудачников. Один из самых решающих и удачных моральных трюков, проделанных еще еврейскими пророками, считает Ницше, состоял в том, что слова "святой", "бедный", "друг" стали употребляться как синонимы.

     3.Рабская мораль имеет отчужденный характер. Она реализуется во внешне фиксированных нормах, призванных усреднить, уравнять индивидов.  В самом человеке она представлена репрессивной функцией разума по отношению к человеческим инстинктам. Отчужденность морали, как тонко замечает Ницше, выражается в самой идее ее самоценности, в представлении будто наградой добродетели является сама добродетель, и поэтому она имеет безличный, бескорыстный, всеобщий характер. При таком понимании индивид теряет свою личность и обретает нравственное достоинство только в качестве частного случая, простой проекции всеобщего Закона. Ницше назвал это "кенигсбергским китаизмом".

     4.Рабская мораль замыкается областью духа, намерений. В известном смысле "вся мораль есть не что иное, как смелая и продолжительная фальсификация, благодаря которой возможно наслаждаться созерцанием души". Она представлена в человеке неким вторым человеком, который постоянно недоволен первым, внушает ему сознание виновности и обрекает его на постоянные сомнения, нерешительность, муки. Мораль рассекает человека на две части таким образом, что он идентифицирует себя с одной частью, любит ее больше, чем другую. Здесь тело приносится в жертву душе.

     5.Пожалуй, наиболее полно и рельефно рабская сущность морали выражается в ее тартюфстве, лицемерии. Внутренняя лживость всех манифестаций морали, ее выражений, поз, умолчаний и т.п. является в логике рассуждений Ницше неизбежным следствием ложности ее исходной диспозиции по отношению к реальной жизни. Мораль претендует на то, чтобы говорить от имени абсолюта. А абсолюта на самом деле не существует, и если бы даже и существовал, то о нем по определению ничего нельзя было бы сказать. Следовательно, моральные речи - это всегда речи не о том. Далее, мораль противостоит природному эгоизму витальных сил. Но жизнь как жизнь не может не стоять за себя, не может не быть эгоистической - и не в каком-то общем смысле, а в конкретности своих индивидуальных существований. И там, где эгоизм страстей, инстинкты жизни не получают прямого выхода, они обнаруживают себя косвенно, подобно тому как растущее дерево, уткнувшись в препятствие, скрючивается, изгибается и, хоть в бок, хоть в любом направлении, тем не менее продолжает расти. Мораль, поскольку она остается выражением жизни, не может не выражать ее эгоистической сущности, но только делает это в прикрытой, превращенной форме. Фарисейство - не какая-то особая черта, и не деформация морали, оно представляет собой ее жизненную атмосферу, воздух, которым она дышит, запахи, которые источает. И наиболее фарисейской мораль является тогда, когда предстает в чистом виде, вполне соответствует своему назначению. "Разве само морализирование не безнравственно?", - задает Ницше риторический вопрос. Особенно много лжи в моральном негодовании.

     Квинтэссенция стадной морали является ressentiment (буквально: вторичное переживание). Это французское  слово используется философом для обозначения совершенно особого и исключительно сложного психологического комплекса, являющегося специфическим мотивом, своего рода вирусом морали. Здесь речь идет о нескольких наслоившихся друг на друга и образовавших в итоге редкостную психологическую отраву смыслах: а) первичные исключительно неприятные эмоции злобы, стыда, отчаяния, вызванные унижением достоинства человека; б) воспоминание и вторичное переживание этих эмоций, духовная работа с ними, результатом чего является ненависть и чувство мести, усиливаемые и подогреваемые ревностью, завистью; в) осознание того, что месть не может быть осуществлена, что обидчик недосягаем для мести, ибо нанесенная им обида - не его каприз и злая воля, а простой рефлекс реально иного - более высокого - положения, что тот самим фактом своего существования обречен быть обидчиком точно так же, как сам он обречен на то, чтобы быть обиженным; г) чувства бессилия, отчаяния приводящие к тому, что месть, не имея возможности реализоваться в адекватных поступках, получают идеальное воплощение, в результате чего бессилие трансформируется в силу, поражение становится победой, "ressentiment сам становится творческим и порождает ценности". Злопамятное, мстительное чувство отрывается от своей вещественной нагруженности, конкретных лиц и социальных положений, становится идеей, приобретая тем самым такой вид, когда ее можно прилагать к чему угодно, и одновременно с этим происходит переворачивание реальных ценностей, в свете которых слабый и сильный меняются местами. Исторически ressentiment существует в двух основных формах - стадной морали и аскетического идеала. Стадная мораль экстравертна, выносит вину во вне; аскетический идеал интровертен, переносит вину во внутрь. Благодатной социальной почвой ressentiment-a являются демократические порядки всеобщего равенства.

Информация о работе Образ крестьянина в прозе В. Белова