Оноре де Бальзак. Биография и творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 10:28, реферат

Краткое описание

Оноре де Бальзак (наст. фамилия - Бальса, 1799-1850) начал писать немногим позже Стендаля. Ему не довелось сопровождать наполеоновскую армию в ее успешных и безуспешных походах, вообще не пришлось тратить годы на какую бы то ни было военную и государственную службу. Окончив парижскую Школу права, прослушав курс литературы в Сорбонне, он решил стать писателем. С этого момента и до конца жизни (если не считать краткого периода между 1826 и 1828 гг., когда он пытал счастья на издательском, газетном, типографском поприщах) Бальзак по преимуществу занимался сочинением романов, рассказов, повестей, очерков, пьес, статей. Он - классический тип профессионального писателя нового времени.

Содержание

1.Биография……………………………………………………………3
2.Творческая деятельность……………………………………………6
3.Новаторство…………………………………………………………19
Список источников……………………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Бальзак.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Законы общества определяют поведение героев романа и поощряют все порочное в них. Но, воплощая первую заповедь реалистического искусства, Бальзак не ставит героев в рабскую зависимость от среды, не удовлетворяется односторонним освещением. Общество направляет человека и давит на него, но все же герой может и выбирать, ему даны воля и разум. Горио и сам виновен в том, что потворствовал дочерям и воспитал в них безмерный эгоизм. Растиньяк мог бы выбрать и другой путь.

 «Отец Горио» посвящается  «великому и знаменитому Жоффруа  де Сент-Илеру в знак восхищения  его работами и гением». Этот  ученый раскрывал изменения животных  организмов в зависимости от среды и подготовил идеи Дарвина об эволюции видов. Бальзак в курсе последних достижений естественных и гуманитарных наук. «Все, что расширяет науку, расширяет и искусство» - скажет он устами одного из своих героев, изобретателя и композитора Гамбары. Очень характерно для Бальзака, что под его пером понятия «художник», «философ», «ученый» обычно сливаются, он пользуется ими как равнозначными и взаимнозаменяемыми, ибо все они объединяются в понятии «исследователь» и «творец». Он постоянно называет себя историком, - наверное, не менее часто, чем художником или писателем. Он напишет даже так: «Начинают понимать, что я более историк, чем романист…».В первые десятилетие XIX века «романами» все еще продолжали называть, по традиции двух предшествующих веков, произведения неглубокие, чисто развлекательные, противопоставляя их высоких жанрам – трагедии и эпопее. Поэтому Бальзак часто называет свои романы «историями», «композициями», «трудами» и особенно охотно «этюдами», то есть изучениями. Устами близкого ему молодого писателя Бальзак в предисловии к своим сочинениям выражает заветную цель: «Создать образ целой эпохи, назваться историком ХIХ века…».

Творческая фантазия Бальзака, неотделимая от его феноменальной  наблюдательности, постоянно возбуждается вопросами: почему? Каким образом? В силу какого закона? Ему важно глубоко исследовать создаваемые им характеры – «объяснить выражение лица человека всей его прошлой жизнью», эпохой, глубоко и правдиво мотивировать события, из которых складывается действие произведения. Одна из заповедей Бальзака: «Не отделять следствие от причины, так как они неразделимы и кроются одно в другом». Лица и события его романов, заключающие в себе свое объяснение, должны быть драматичны и занимательны, нести все напряжение переходного времени и всю энергию человеческих страстей, все возможности человека в добре и зле…

Бальзаку принадлежит  один из самых лучших типов скупца, известных в литературе. В лице старике Гранде он представляет современного гения наживы, которые способен заработать деньги на чем угодно. Старик Гранде – это фальшивый миллионер, превративший спекуляцию в искусство. Он отрекся от всех земных радостей, от всех радостей жизни, он иссушил дочь, предал родных и близких, лишил их счастья, но нажил огромное состояние. Его удовлетворение – в финансовых аферах и удачных спекуляциях, в торговых победах, экономических завоеваниях. Он своего рода бескорыстный служитель «искусства для искусства», так как сам лично неприхотлив и не интересуется теми благами, которые даются миллионами.

Бальзак постиг власть денег, все события у его в той  или иной мере связаны с деньгами. Он сумел показать, как просто финансовое благополучие и деньги меняются на все, начиная от предметов первой необходимости, и кончая талантом, вдохновением и другими святыми и нежными чувствами. У Бальзака представители самых благородных профессий – священники, врачи, артисты, поэты и многие другие упали под пятой денег, и стали наемными слугами тех, кто обладает капиталом.

В обширное наследие Бальзака входит сборник фривольных новелл в  «старо французском» духе «Озорные рассказы» (1832-37), несколько пьес и огромное количество публицистических статей. Но главное его создание – это  грандиозная эпопея «Человеческая комедия». Называя так свой труд, автор соотнес его с монументальной поэмой Данте «Божественная Комедия»(1321), памятником итальянской жизни и общеевропейской духовной культуры на грани средних Cредних веков и Возрождения. Но Бальзак противопоставил свою комедию Дантовой, определив ее как человеческую. Вообще, он собрал все свои изданные романы, присоединил к ним часть новых, ввел в них общих героев, связал родственными, дружескими и другими связями отдельные лица и, таким образом, создал грандиозную эпопею, которая должна была послужить научно-художественным материалом для изучения психологии тогдашнего общества.

В предисловии к «Человеческой  Комедии» Бальзак сам проводит параллель  между законами развития животного  мира и человеческого общества. Разные виды животных представляют только видоизменение общего типа, возникающие в зависимости от условий среды; так, в зависимости от условий воспитания, окружающей обстановки и т.д и т.п. – такие же видоизменения человека, как осел, корова и т.д. – виды общего животного мира.

Бальзак сливается со своими героями, он почти физически  ясно переживает вместе с ними их горести  и радости, он томится и страдает, когда его герой попадает в  сложное положение или ситуацию, из которой он не может указать  ему выхода. Бальзак приходит в отчаяние, когда понимает, что не может подобраться жениха для какой-нибудь из своих героинь, он употребляет все усилия, чтобы содействовать нравственному возрождению опустившегося человека или удержать от падения еще неопытного юношу. Бальзак искренне расстраивается, когда его усилия не приносят нужной пользы. Ему кажется, что он стоит перед живыми людьми и действительными конфликтами, которые развивается по определенным законом, вне его «сценария», вне его силы и власти.

Над этим трудом Бальзак  работает в течение всей своей последующей жизни. В целях научной систематизации Оноре разбил все это огромное количество романов на части, отделы, серии. Это огромное литературное издание он наметил в следующем виде:

Первая часть  —  «Этюды о нравах» (Etudes de Moeurs) — шесть отделов: «Сцены из частной жизни» (задумано 32 романа, осуществлено 28); «Воспоминания двух молодожёнов» (Mйmoires de deux jeunes йpoux, 1842) «Модест Миньон» (Modeste Mignon, 1834), «Семейный мир» (La paix du mйnage, 1830), «Тридцатилетняя женщина» (La femme de trente ans, 1831—1835), «Отец Горио» (Le pиre Goriot, 1835) и другие; «Сцены из провинциальной жизни» (19—14): «Евгения Грандэ» (Eugйnie Grandet, 1834); две серии романов: «Парижане в провинции» (Les parisiens en province) и другие (1834—1843); «Сцены из жизни Парижа» (22—18): «Величие и падение Цезаря Биротто» (Grandeur et dйcadence de Cйsar Birotteau, 1837), «Банкирский дом Нусенгена» (Maison Nucingen, 1838); серия романов: «Великолепие и нищета куртизанок» (Splendeurs et misиres des Courtisanes, 1838—1843); «Сцены из политической жизни» (8—4): «Эпизод времён террора» (Un Episode sous la Terreur), «Тёмная история» (Une tйnйbreuse Affaire, 1841) и др.; «Сцены из военной жизни»: «Шуаны» (Les Chouans, 1829) и «Страсть в пустыне» (Une passion dans le dйsert); «Сцены из деревенской жизни» (5—3): «Крестьяне» (Les paysans, 1844), «Деревенский врач» (Le mйdйcin de campagne, 1833), «Деревенский священник» (Curй de village, 1839).

Вторая часть —  «Философские исследования» (Etudes philosophiques). Задумано 27 произведений, из них осуществлено 22: «Шагреневая кожа» (La peau de chagrin, 1831), «Неизвестный шедевр» (Le chef-d’oeuvre inconnu), «В поисках абсолюта» (A la rйcherche de l’Absolu, 1834), серия романов: «Екатерина Медичи» (Sur Catherine de Medicis) и другие (1835—1843).

Третья часть —  «Аналитические исследования» (задумано 5 — осуществлено одно произведение: «Физиология брака»).

К сожалению, это грандиозное  произведение Оноре де Бальзаку так  и не удалось завершить до конца.

Конец 1820-х и начало 1830-х гг., когда Бальзак вошёл в литературу, был периодом наибольшего расцвета творчества романтизма во французской литературе. Романтики звали от жизни, как она есть, к жизни, какой она должна быть. Консервативные романтики, идеологи погибающей аристократии взывали к средневековью, к «гению христианства», к аристократической монархии. Радикальные романтики, идеологи радикальной мелкобуржуазной демократии — к демократической республике, к «республике милосердия» (В. Гюго), к утопическому социализму (Ж. Санд). Бессильные осуществить свою классовую волю на основе реального соотношения социальных сил, романтики взывали к консервативному прошлому или проецировали утопическое будущее.

Большие романы в европейской  литературе к приходу Бальзак  имел два основных жанра: роман личности — авантюрного героя («Жиль-Блаз» Лесажа, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо) или одинокого героя («Страдания молодого Вертера» В. Гёте, «Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо) и исторический роман (Вальтер Скотт). Исторический роман был самосозерцанием в зеркале истории в дни её будней. Теперь буржуазная личность больше не одинока и не изолирована: переживания буржуа — это то, что «происходит повсюду».

Бальзак хочет показать «типизированную индивидуальность»  и «индивидуализированный тип», дать картину всего общества, всего Французского народа, всей Франции. Это не легенда о прошлом, а картина настоящего,  портрет буржуазного общества стоит в центре его творческой цели. Если можно и должно уделить внимание истории, то лишь тем её страницам, на которых написана запись о политическом рождении буржуазного общества, о её героических юношеских буднях. Буржуазное господство родилось в огне гражданских битв и революционных войн. «Сцены из военной жизни», которые по замыслу автора должны были заполнить целых 25 книг «Человеческой комедии», были бы посвящены этим героическим деяниям буржуазии. «Солдаты республики» (Les soldats de la Rйpublique), «Ваграмская равнина» (La plaine de Wagram), «Москва», «Последнее поле битвы» (Le dernier champ de bataille) — таковы темы этих исторических романов.

Но героические дни  — для буржуазии её прошлое, от которого она все больше отходит. Её знаменоносец сейчас банкир, а не полководец, её святыня — биржа, а не поле брани. Исторический замысел  Бальзак остаётся в своих главных  частях неосуществлённым. Буржуазия самоутверждается. Она и её писатель поглощены своим историческим настоящим. Нет у Бальзака ни необходимых красок, ни пафоса для воскрешения тех героических дней и дел.

Кроме романов Оноре  де Бальзак написал и ряд драматических произведений, но большая часть его драм и комедий не были поставлены в театре, а те которые были поставлены – не имели особого успеха.

Каждое произведение Бальзака — это своеобразная «энциклопедия» того или иного сословия, той или  иной профессии. К примеру: В романе «История величия и падения Цезаря Биротто» (1837) —речь идет о торговле; в романе «Прославленный Годиссар» (1833) —о двигателе торговли, рекламе; роман «Утраченные иллюзии» — это роман о журналистике; «Банкирский дом Нусингена» (1838) — роман о финансовом мошенничестве, и различных банковских аферах.

В обществе, каким его  видит и изображает Оноре Бальзак, добиваются исполнения своих желаний  либо сильные эгоисты (таков Растиньяк, персонаж, который впервые появляется в романе «Отец Горио»), либо люди, одушевленные любовью к ближнему своему (такие, как например, главные герои романов «Сельский врач»(1833) «Сельский священник» (1839). Люди слабые, безвольные, такие, как герой романов «Утраченные иллюзии» (1837-43) и «Блеск и нищета куртизанок» (1838-47) Люсьен де Рюбампре, не выдерживают тяжелых тягот и испытаний, и в конце концов сдаются и погибают.

Излюбленная тема Бальзака – яростная борьба даровитых честолюбцев, пробивающих себе дорогу в большом  городе. Чистый юноша, попавший в большой  город, и делающий себе карьеру ценой своей духовной и нравственной гибели – любимейший образ Бальзака. Таков Растиньяк из романа «Отец Горио», таков Люсьен Шардон из романа «Утраченные иллюзии». Его женщины, в большинстве своем такие же холодные эгоистки, думающие только о себе, как дочери Горио, с легкостью торгующие как туалетами, так и душами. Его мужчины – в большинстве своем похотливые мужчины, самцы. Если Бальзак и создает чистую девушку как Евгения Гранде, то только для того, чтобы показать, как самое чистое сердце в атмосфере современной жизни черствеет, вытравляется, как пропадает искреннее чувство и трогательная любовь.

Бальзак был общепризнанным отцом натурализма и реализма. Развитие реализма в литературе было отражением общего научного духа XIX века так же, как торжество позитивизма в философии и успехи естествознания. Знаменитый спор Кювье и Жоффруа Сент-Илера произвел большое впечатление на тогдашние умы. Кювье признавал в животном царстве несколько отдельных типов, между которыми нет связи. Сент-Илер отстаивал принцип единства органического строения у всех животных. Бальзак был учеником Сент-Илера и перенес его метод в область романа.

Мировоззрение Бальзака, как оно выясняется из его романов, носит малость пессимистический характер. Он объективен в изображении своих героев и в этом отношении не отступает от общего научного духа своего творчества. Он не преследует сатирических целей. Его задача – собирать документы о людях и классифицировать их. И, тем не менее, нельзя не видеть, что «Человеческая Комедия», это тяжкий обвинительный акт против французского общества эпохи реставрации и июльской монархии и против человека вообще. Возможно, никто не воплотил в такие яркие образы бессердечный эгоизм, царствующий в буржуазном мире. Этот эгоизм, порожденный бешенными погонями за благами жизни, телесным наслаждением и богатством, представляется Бальзаку главной движущей силой общества.

Знаменитая современница и друг Бальзака Жорж Санд писала о  нем: «Благодаря ему нашу эпоху впоследствии будут знать как ни одну другу… Мы знакомим наших детей со страницей прошлого, восстановленного усилиями серьезных ученых, - таков Рим эпоха Августа». Придет день, когда, создавая исторические труды подобного рода, ученых назовут их «Франция Времен Бальзака», и эти труды окажутся куда более ценными, ибо они будут почерпнуты из первоисточника/

Оноре де Бальзак был  особенно популярен среди лиц  женского пола, благодаря четкому  проникновению его в женскую  психологию. В этом Бальзаку помогла  его первая возлюбленная. Ее звали  Лора де Берни, и она была старше Оноре на целых 22 года.

Бальзак получает от читательниц  восторженные письма. Одной из таких  корреспонденток, написавшей ему в 1833 письмо за подписью «Иностранка», была польская аристократка, российская подданная  Эвелина Ганская (урожденная Ржевуская). Между романистом и тайной почитательницей его таланта завязалась переписка (она была издана к столетию со дня рождения Бальзака). Они несколько раз встречались, между прочим, в Петербурге, куда он приехал в 1840 году. Когда муж Ганской скончался, Бальзак сделал ей предложение выйти за него замуж. Эвелина приняла его. Но по разным причинам не могла состояться их свадьба. Бальзак тщательно отделывал квартиру для себя и для жены, но когда, наконец, в марте 1850 года свадьба состоялась в Бердичеве, смерть уже ждала его. Бальзаку всего несколько месяцев осталось для наслаждения семейной жизнью, счастьем, и достаточно обеспеченным существованием.

Информация о работе Оноре де Бальзак. Биография и творчество