Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 23:14, доклад
Национальный характер, душа народа - вот предмет художественных исследований Достоевского и Толстого. Их творчество не продолжило развитие темы народа, но завершило поиски предшественников, вывело проблему на качественно новую ступень, определило принципиально иную плоскость исследования. Они встали у истоков пути, которым не пошла русская литература, так как он слишком отчетливо уводил от беллетристики в область научную. Открытия Достоевского и Толстого легли в основу русской философской и особенно религиозно-философской школы начала XX века, подарившей миру имена Бердяева, Соловьева, Франка, Лосского.
Заключение
Федор Михайлович Достоевский принадлежит столько же литературе, сколько и философии. Ни в чем это не выражается с большей яркостью, как в том, что он доныне вдохновляет философскую мысль. Комментаторы Достоевского продолжают реконструировать его идеи, - и самое разнообразие этих комментарий зависит не от какой-либо неясности у Достоевского в выражении его идеи, а, наоборот, от сложности и глубины их. Конечно, Достоевский не является философом в обычном и банальном смысле слова, - у него нет ни одного чисто-философского сочинения. Он мыслит как художник, - диалектика идей воплощается у него в столкновениях и встречах различных «героев». Высказывания этих героев, часто имеющие самостоятельную идейную ценность, не могут быть отрываемы от их личности, - так, Раскольников, независимо от его идеи, сам по себе, как личность, останавливает на себе внимание: его нельзя отделить от его идеи, а идеи нельзя отделить от того, что он переживает… Во всяком случае, Достоевский принадлежит русской и даже больше-мировой философии. Испытав в молодости влияние социалистических идей, пройдя через каторгу и пережив глубокую мировоззренческую эволюцию, Достоевский как художник и мыслитель в своих романах и публицистике будет следовать тем идеям, в которых он видел суть философии христианства, христианской метафизики. воспринималось далеко не однозначно.
Толстого
часто упрекают в абстрактном
морализме. Что он из-за сугубо моральных
соображений отрицал всякое насилие
и рассматривал как насилие всякое
физическое принуждение и что
по этой причине он закрыл себе путь
к пониманию всей сложности и
глубины жизненных отношений. Однако
это предположение
Идею непротивления нельзя понимать так, будто Толстой был против совместных действий, общественно значимых акций, вообще против прямых нравственных обязанностей человека по отношению к другим людям. Совсем наоборот. Непротивление, по мнению Толстого, есть приложение учения Христа к общественной жизни, конкретный путь, преобразующий отношения вражды между людьми в отношения сотрудничества между ними.
Не
следует также считать, что Толстой
призывал отказаться от противодействия
злу. Наоборот, он считал, что противиться
злу можно и нужно, только не насилием,
а другими ненасильственными
методами. Более того только тогда
по настоящему можно противиться
насилию, когда отказываешься отвечать
тем же. Защитники общественного
жизнепонимания объективно стараются
смешать понятие власти, т.е. насилие,
с понятием духовного влияния, но
смешение это совершенно невозможно.
Толстой сам не разрабатывал тактику
коллективного
Русская литература всегда сохраняла органическую связь с традицией философской мысли: русский романтизм, религиозно-философские искания позднего Гоголя, творчество Достоевского и Л. Толстого. Именно творчество этих двух великих русских писателей получило наиболее глубокий отклик в последующей отечественной философии, и в первую очередь в русской религиозной метафизике XIX-XX веков.
Информация о работе Отображение русской действительности Ф.М Достоевского и Л.Н Толстого