Отражение исторических реалий в хрониках Шекспира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 20:17, статья

Краткое описание

Данная статья посвящена одному из направлений творчества величайшего драматурга всех времен – Уильяму Шекспиру. Это совсем не случайно, ведь 2014 год – год Шекспира. И мы решили обратить свой взор к историческим хроникам, дабы лучше понимать, как развивалась история Англии.
Появление исторических хроник как жанра драматического искусства было связано с историческими событиями, прежде всего с войной между Англией и Испанией.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение. Статья.docx

— 33.59 Кб (Скачать файл)

Внутренний кризис тирана ведет его к поражению.  Только накануне битвы при Босуорте он возвращается к своему прежнему качеству лидера, произнося пламенную речь перед своими войсками.  Слова Ричарда “A horse! A horse! My kingdom for a horse!” – его последние слова в пьесе.  Будущий король Генрих VII выражает свою радость по поводу гибели врага, восклицая:

God and your arms be praised, victorious friends!

The day is ours; the bloody dog is dead.

Этими же словами поздравил нацию с окончанием войны с Гитлером Уинстон Черчилль в 1945 г.  “Ричард III” совместно с “Испанской трагедией” Кида и “Доктором Фаустом” Марло образуют триединство лучших елизаветинских трагедий раннего периода развития драматического искусства Англии.

 

 

 

Пьеса «Генрих VIII»

Напечатанная впервые в 1623 году под названием «Прославленная история короля Генриха Восьмого», пьеса завершала раздел хроник. Она, как и все остальные хроники Шекспира, основана на «Хрониках» Холиншеда и на «Книге мучеников» Фокса.

«Генрих VIII» не только отличается от предыдущих хроник, но и значительно уступает другим шедеврам Уильяма Шекспира в этом жанре. Но не смотря на это, эта пьеса предполагает создание пышного театрального зрелища, в котором будут сплетены и интриги, и балы, и коронация Анны Болейн, и судебный, бракоразводный процесс Короля и Королева Екатерины.

В этой пьесе ярче всего ощущается дух времени, истинные английские реалии. Борьба Англии и Франции за европейское лидерство отражается в гонениях молодых людей одевающихся по французской моде, в которой в то время присутствовали перья, высокие чулки, шаровары из помпезных тканей. Так же манеры, основанные на парижском этикете, были не в милости, как у короля, так и у придворных.

Описан и пышный бал, устроенный кардиналом Вулси, где был созван весь свет и красивейшие женщины Англии. И именно на этом бале король впервые встретился с Анной Болейн.

Так же мы можем увидеть и символы английской власти, описанные на коронации Анны Болейн. Это традиционные скипетр, держава и серебреный жезл с голубем, как символ мира и власти над ним.

Главной сюжетной линией пьесы является самый острый момент борьбы Англии и Рима, однако Шекспир трактовал эту тему в духе, который нельзя назвать иначе, как компромиссным. И это отражается в двух образах драмы. Первый образ – Королева Екатерина Арагонская. Она католичка, и представлена как самая благородная героиня из всей пьесы. Как и во всех пьесах Шекспира, этот образ уравновешивается изображением коварства и жестокости папского наместника в Англии – кардинала Вулси.

Хроника стала поводом для споров о том, кому сочувствует сам Шескпир. Сторонники католицизма ссылаются на образ королевы-мученицы и утверждают, что Шекспир в этой пьесе выражает свою симпатию к католицизму. Однако, сторонники англиканской и протестантской церквей с не меньшим основанием полагают, что симпатии Шекспира отражены в том апофеозе новорожденной Елизаветы, которым завершается драма. Возможно, что и те и другие отчасти правы. Ведь Шекспир снова проявил свою гениальность в том, что он описал борьбу церквей так, что не оскорбил ничьих религиозных и политических убеждений.

Если рассмотреть образ Генриха в этой драме, то он представлен Шекспиром человеком, без привлекательных черт, правда, внешне он ведет себя «добрым малым», каким его и рисовала монархическая тюдоровская легенда. Но Шекспир довольно скоро обнажает подлинное лицо деспота под маской добродушного весельчака и любителя удовольствий. Очень символично он представил его в маске и образе пастуха на балу кардинала, который смог узнать в нем короля.

Таким образов, «Генрих VIII» - социально политическая драма такого же типа, как и другие хроники. Пьеса буквально пронизана от начала и до конца деталями экономического, политического и социального характера, где даже королева Екатерина участвовала в вопросах о введении тех или иных налогов и где вельможи и придворные обсуждают действия короля и его приближенных, а так же где раскрываются хищения государственного имущества кардиналом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Таким образом, проанализировав три пьесы из исторических хроник Шекспира можно сделать следующие выводы: во-первых, не смотря на то, что при написании своих произведений Шекспир опирался на исторические документы и более ранние хроники, пьесы не могут быть расценены как энциклопедические во всей своей полноте. Более того, Шекспир специально, чтобы сделать персонажей колоритнее и добавить в сюжетную линию контраст, кому-то приписывал больше злодеяний, а кого-то идеализировал. Однако, именно это и сделало хроники такими яркими и захватывающими. Они ценны, прежде всего, как литературно-художественное наследие гения драматургии, а не как исторические документы, по которым как по учебникам можно было бы изучать историю становления династии Тюдоров на английском престоле. А вот что касается английских реалий, то именно дух того времен, символичные явления и межличностные отношения Шекспиру удалось передать блестяще и неподражаемо. Хроники, как отдельный жанр, еще раз доказывают гениальность и незаурядность самого известного во всем мире поэта и драматурга, чьё имя знает каждый житель Земли с малых лет, чье творчество почитается и восхваляется не зависимо от времени всеми поколениями. На мой взгляд, не такие известные пьесы, рассмотренные в данной статье, весьма актуальны и по сей день и могут стоять на ровне с такими шедеврами, как «Гамлет», «Король Лир» и «Ромео и Джульетта».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Барг М. А. Шекспир и история. М., 1976
  2. Библиотека великих писателей под ред. С. А. Венгерова. СПб.
  3. Пинский Л. Е. Шекспир: Начала драматургии. М., 1971
  4. Татаринов В. Соавтор Истории // Уильям Шекспир. Исторические хроники. М. : «Эксмо-Пресс», 2000. C. 5–9.

 


Информация о работе Отражение исторических реалий в хрониках Шекспира