Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 01:19, реферат
Роман Толстого «Война и Мир» был написан в 1869 году. Это произведение явилось, по словам многих писателей, «величайшим романом в мире». Главная мысль в романе - мысль народная. Из множества действующих лиц в произведении значительное место уделено изображению простых людей. Причиной этого явилось глубокое понимание и правильная оценка Толстым решающей роли народа в исходе войны 1812 года, где полностью раскрылся «характер русского войска и люда».
Вступление……………………………....3
Тема патриотизма во время войны……..4
Героизм народа во время войны………..7
Капитан Тушин и капитан Тимохин…..10
Князь Андре Болконский………………14
Граф Пьер Безухов……………………...16
Партизанское движение………………...18
Тихон Щербатый и Платон Каратаев….19
Денисов Василий Дмитриевич………….21
Заключение…………………………….....23
Список литературных источников……...25
Реферат на тему:
Подлинные герои 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
Выполнил: Репкин Егор, ученик 10-а класса ГБОУ СОШ № 262.
Санкт-Петербург, 2014 год.
Учитель: Исакова И. О.
Оглавление:
Оглавление………………………………2
Вступление……………………………....3
Тема патриотизма во время войны……..4
Героизм народа во время войны………..7
Капитан Тушин и капитан Тимохин…..10
Князь Андре Болконский………………14
Граф Пьер Безухов……………………...16
Партизанское движение………………...18
Тихон Щербатый и Платон Каратаев….19
Денисов Василий Дмитриевич………….21
Заключение…………………………….....23
Список литературных источников……...25
Молебен на Бородинском поле перед сражением в представлении различных художников (сверху слева – Н. Самокиш; сверху справа – Е. Зайцев; снизу слева – Б. Зворыкин; снизу справа – П. Ковалевский).
Вступление:
«Война и мир» — роман Льва Николаевича Толстого — национальная эпопея, посвященная героизму русских людей в Отечественной войне 1812 года, подвигу, совершенному народом.
Роман Толстого «Война и Мир» был написан в 1869 году. Это произведение явилось, по словам многих писателей, «величайшим романом в мире». Главная мысль в романе - мысль народная. Из множества действующих лиц в произведении значительное место уделено изображению простых людей. Причиной этого явилось глубокое понимание и правильная оценка Толстым решающей роли народа в исходе войны 1812 года, где полностью раскрылся «характер русского войска и люда».
От своего отца, участника заграничных походов времен Отечественной войны, Л. Толстой унаследовал чувство собственного достоинства, независимость суждений, гордость. В 19 лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну, решив посвятить себя улучшению жизни своих крестьян. Все это позволило Толстому глубоко проникнуть в духовность людей, народное чувство. Изображая войну, Толстой следует принципам, которые выработал в пору Севастопольских рассказов: он показывает не скачущих воинов с развернутыми знаменами и их мудрых полководцев, не парад, не блеск побед, а военные будни, рядовых солдат, их повседневный тяжелый труд. Он раскрывает внутренний мир обыкновенного человека, обладающего неповторимой индивидуальностью, привлекающего своей душевной красотой. Писатель утверждает, что от воли и усилий массы таких вот простых, обыкновенных людей зависит исход исторических событий. Он отрицает решающую роль великой личности в истории человечества.
Русский мужик прогоняет француза (художник - А. Г. Венецианов).
Тема патриотизма во время войны:
В этом произведении Толстым дано изображение двух воин: 1805 и1812 годов. В обеих войнах главным и решающим фактором явились народные массы. Особенно большую роль сыграл народ в войне 1812 года, которая велась в России и была агрессивной, захватнической со стороны Франции, но народной, справедливой со стороны России. Поэтому цель «русского народа была одна: очистить землю от нашествия». Осознание справедливости своей борьбы придавало русским людям огромную силу. Народ истреблял Французов всеми дозволенными и недозволенными средствами.
Лев Толстой отрицал войну,
горячо спорил с теми, кто находил в ней
«красоту ужаса». При описании войны 1805 года
По мнению Толстого, война — «противное человеческому разуму по своей человеческой природе событие», однако война 1812 года - это страшная необходимость. Казнить врага, изгнать его с родной земли — долг каждого русского человека.
Если в высших аристократических кругах лишь произносили пышные фразы о любви к отечеству, а на самом деле только «следили за… флюгерами царской милости», то лучшие люди из дворян поступали по-другому: возвращается в армию Николай Ростов, уходит на войну юный Петя, отдает миллион на ополчение Пьер Безухов, командует полком, стремясь быть ближе к народу, князь Андрей, отдают все подводы воинам, раненным под селом Бородином, Ростовы, обрекая себя на разорение.
Чувство ненависти к врагам родины заставляет жителей Смоленска и Москвы сжигать свое имущество, чтобы оно не досталось французам, и поступок купца Ферапонтова — пример истинного патриотизма: купец убежден, что французов не пустят в Москву, «не должны», но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что «решилась Расея!». А если уж Россия гибнет, то нечего спасать своё добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось "дьяволам".
«Уход жителей из Москвы» (художник – А. В. Николаев).
Слева: «Французы входят в Смоленск» (художник – Ю. Г. Козак); справа: «Пожар Москвы» (художник – И. Айвазовский).
Русские крестьяне, «Карпы и Власы», как называет их Толстой, не хотели продавать французам сено даже за большие деньги, сжигали его. Каждый русский человек по-своему боролся с врагом.
«Русский Сцевола, лишающий себя руки, чтобы не служить Наполеону, врагу отечества... Происшествие, случившееся к славе Россиян в 1812 году во время вторжения французов в Россию» (художник - И. Иванов).
Бородинская битва — это величайшее проявление патриотизма русского народа. Простые люди понимали всю важность этого момента. «Всем народом навалиться хотят», — говорит один из солдат; готовясь к возможной смерти в предстоящей битве, мужики-ополченцы надели белые рубахи. Солдаты отказываются пить водку («Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят», - рассказывает Тимохин Андрею Болконскому). То же настроение царит не только в полку Болконского. Спокойно и мужественно ведут себя во время боя артиллеристы на батарее Раевского, готовые умереть, но выполнить свой долг.
Слева: бой с французами за батарею Раевского (художник – В. Г. Шевченко); справа: «Артиллеристы батареи Раевского» (художник – Ю. Г. Козак).
В период тяжких испытаний для
Отечества «делом народным», всеобщим становится
защита Родины. Все герои романа проверяются с этой
стороны: одушевлены ли они всенародным
Слева: расстрел людей на картине «В покоренной Москве» (художник – В. Верещагин); справа: «Расстрел поджигателей» (художник – А. В. Николаев).
Героизм народа во время войны:
Не стоит забывать, что в то время большая часть армии состояла из обычных крестьян, обученных военному делу. Мы не можем не видеть, что решающей силой в сражении явились единство и одушевление тысяч рядовых воинов, не думающих о славе и наградах.
Солдаты отряда показаны в обстановке будничного походного труда. Вот они строят «краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною» укрепления. «Несколько' батальонов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из-за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины».
Толстой отмечает, что, по мере приближения к неприятелю, все «веселее становился вид войск» ... «рассыпанные по всему пространству, солдаты тащили дрова и хворост и строили балаганчики, весело смеясь и переговариваясь».
Эта черта русских солдат отмечена и в бородинском эпизоде. Воинский подвиг совершается людьми, бодрыми духом, в дружном единении идущими в бой. Толстой показывает деловитость походного быта, дает ряд картин, рисующих солдатскую жизнь, — починка одежды около костров, обед, получение положенной порции водки. Это мирное начало, присущее народу, солдатской массе, неистребимое даже перед неприятельской цепью, особенно подчеркивается автором.
«Солдаты на марше» (художник – А. В. Николаев).
Изображения простых солдат (слева) и трудящихся крестьян (справа) Д. Шмаринова.
Толстой, как никто другой, проникся атмосферой армейской жизни, сумел описать быт солдат так, будто находился среди них: читая описание ночи после сражения, мы слышим простые, обыденные разговоры солдат у костров:
- Цел, Петров? - спрашивал один.
- Задали, брат, жару. Теперь не сунутся, - говорил другой. Два солдата дерутся из-за сапога: - Как же, ты поднял! Ишь, ловок! - кричал один хриплым голосом.
...Худой, бледный солдат с шеей, обвязанной окровавленною подверткой... сердитым голосом требовал воды у артиллеристов.
- Что ж, умирать, что ли, как собаке? - говорил он.
И тут же звучит веселый голос солдата-балагура: «Огоньку горяченького в пехоту! Счастливо оставаться, землячки, благодарим за огонек, мы назад с процентой отдадим».
«У костра» (художник – А. В. Николаев).
Разные голоса, разные жизни, интересы, судьбы. Кончился Шенграбенский бой, и люди так же, как и Тимохин, как и Тушин, геройски сражавшиеся с врагом, вернулись к военным будням.
Но вот от солдатских костров писатель ведет нас в избу, где собрались генералы. Здесь разговоры иные. Все хвастаются, лгут, приписывая себе небывалые подвиги, подчеркивая свою роль в сражении. В глазах этих самодовольных людей жалко выглядит фигурка Тушина - истинного героя дня.
Капитан Тушин и капитан Тимохин:
Тушин - это простой и скромный человек, маленького роста, щуплый, теряющийся в присутствии начальников, не умеющий правильно отдавать честь. Его трудно отличить от простых солдат. Тушин живет с бойцами одной жизнью, ест и пьет с ними, поет их песни, участвует в их разговорах. Во время сражений он не знает страха: с горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом исполняет свой долг, несмотря на то, что прикрытие ушло по чьему-то приказанию в середине дела.
На своей батарее Тушин преобразился до неузнаваемости: несмотря на свое худощавое телосложение, он напоминал богатыря. Капитан был поглощен боем, видел только свои орудия и неприятеля, составлял единое целое со всей батареей: пушками, людьми, лошадьми. Тушин называет орудия по именам, ласково говорит с ними, ему мерещится даже, что это он бросает ядра в неприятеля. В этот момент все его счастье и горе, любовь и ненависть, радость и печаль неразрывно связаны с битвой, орудиями, дымом, товарищами и неприятелем.
«Батарея Тушина» - вот время Шенграбенского сражения (художник – А. В. Николаев).
Иногда даже создается впечатление, что батарея, потерявшая орудия, большую часть людей, держится на своей позиции под натиском неприятеля и без всякого прикрытия только благодаря железной воле и непоколебимой самоотверженности своего капитана. Дух батареи, который воплощен в Тушине, заставляет солдат весело сражаться и весело умирать, смеяться над адъютантом, приказывающим уходить с позиции и трусливо прячущимся от ядер. Все они знают, что спасают отступающую армию, но не сознают своего собственного героизма. Именно эта изнуренная и чуть живая от постоянных атак врага батарея сыграла одну из ключевых ролей в сражении.
«Батарея Тушина» во время Шенграбенского сражения (неизвестный художник).
И что же получил капитан Тушин взамен погибших товарищей и разбитых орудий? Увы, лишь недовольство начальства стало наградой героям. Когда Тушин входит в штаб, мы по его неловкости и пренебрежению высоких чинов понимаем, что он здесь чужой, что группа генералов и адъютантов существует отдельно от того, что было на поле боя. Подвиг его батареи не замечен; к награде будут представлены люди, чье геройство подтверждено адъютантами и офицерами, не бывшими в тот день под пулями. Но капитан не пытается оправдаться - иначе будет наказан командир его прикрытия.
Существует точка зрения, что человек вращаясь в жестокой среде, правильней будет сказать обстановке, сам становится жестоким. Но капитан Тимохин опровергает эту позицию своими действиями, когда подбирает раненного и контуженного Николая Ростова, несмотря на то, что таких солдат было приказано бросать. На войне Тимохин остается человеком, способным к человеколюбию и состраданию.
Тимохин — один из многих участников боевых действий, и смысл его выступления в том, чтобы показать подлинный героизм простого воина, каких много в русской армии, и чьей доблестью и беззаветной преданностью воинскому долгу непобедимо русское войско.
Тимохин знает свое дело. Со своими солдатами он атакует французов с такой «бешенной» решительностью, что они в панике бегут.
Русские солдаты атакуют французов из засады в лесу (художник – Н. С. Самокиш).
Капитан Тимохин похож на Тушина своей «невоенностью» и внутренним родством. Кутузов, узнавший его во время смотра, заметит с нескрываемой симпатией: «Еще измайловский товарищ... Храбрый офицер». А о предстоящем Бородинском сражении Тимохин скажет: «Чего себя жалеть теперь! Солдаты в твоем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день говорят». Болконский подтвердит, что в Тимохине, как и других солдатах, есть то, что способно помочь на войне (а других средств к победе нет) — чувство патриотизма.
Информация о работе Подлинные герои 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»