Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:47, реферат
Что такое литературная сказка?
Часто её называют обработками или "переложениями" народных, но это неверно. Это отдельное литературное произведение.
Дети всегда с удовольствием читают и народные, и авторские сказки. В сказочной форме скрывается мудрость и опыт народа, а значит, надо уметь при чтении извлечь эти нравственные ценности, пережить их и осмыслить.
1.Определение сказки................................................................................2
2.История становления и развития сказки..............................................4
3.Основные черты сказки.........................................................................7
4.Примеры использования сказки в русской и зарубежной литературе.................................................................................................11
5.Библиография........................................................................................14
4. Примеры использования сказки в русской и зарубежной литературе.
Родоначальником авторской сказки можно считать французского поэта и критика Шарля Перро . В сборник «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями », который увидел свет в 1697 и был подписан не именем самого Перро, а именем его сына Дарманкура, было включено 8 сказок . Стиль этих произведений сближал их с придворной литературой.
Аудитории вне зависимости от возраста адресованы сказки датского прозаика Ханса Кристиана Андерсена . В его книгах «Сказки, рассказанные детям .» «, Новые сказки.» объединены сказки различные по происхождению .
Итальянский писатель Карло Коллоди создал классическую сказку «Приключения Пиноккио. История марионетки. ».
Шведская писательница, Астрид Линдгрен стала сочинять сказки после Второй мировой войны « Пеппи Длинный чулок.» , «Малыш и Карлсон, который живет на крыше.»
Итальянский прозаик Джанни Родари связан одновременно и с традицией народной сказки, и с традицией литературной, что отразилось в сказочных повестях «Приключения Чиполлино .»
Чтобы понять, сколь особое место занимала сказка в русской культуре, и ту значительную роль, которую она сыграла, следует вспомнить, что в Древней Руси отсутствовала художественная литература. Такое положение создалось из-за того, что литература не имела развлекательной функции, вопросы, поднимаемые ею, были вопросами политическими, историческими, религиозными. Чтение несло «пользу», а не «удовольствие». Круг «неполезного чтения» складывается только в 17–18 вв.
Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) стал одним из родоначальников русской авторской сказки. Любопытно, что, сочиняя в 1831 «Сказки о Спящей царевне и Царе Берендее. », он вступил в творческое соревнование с А.С.Пушкиным, разрабатывавшим сходные сюжеты.
Среди сказок А.С.Пушкина – «Сказка о попе и его работнике Балде.», «Сказки о золотом петушке», «Сказки о царе Салтане».
Петр Павлович Ершов , автор стихотворной сказки «Конек-Горбунок».
Корней Иванович Чуковский– сказка «Крокодил », « Мойдодыр», «Тараканище» , «Муха-цокотуха», «Бармалей» , «Айболит» .
Алексей Николаевич Толстой – «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Лазарь Ильич Лагин – «Старик Хоттабыч».
Александр Мелентьевич Волков – « Волшебник Изумрудного города».
Андрей Платонович Платонов – «Финист – Ясный Сокол» и «Волшебное кольцо».
К 50-м привычным становится жанровое обозначение «повесть-сказка» или «сказочная повесть», на самом деле, не вполне точная подмена понятия «авторская сказка».
Известность получают книги Виталия Георгиевича Губарева «Королевство кривых зеркал», «В Тридевятом царстве».
Николай Николаевич Носов – «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».
Эдуард Николаевич Успенский – « Крокодил Гена и его друзья».
Работа над литературными сказками позволяет обучать учащихся такому сложному виду анализа, как сравнительно-сопоставительный, развивая при этом у детей логическое мышление и культуру аналитической работы с художественным текстом.
Литературная сказка принадлежит к числу самых популярных жанров искусства слова. Ее изучению посвящено множество исследовательских работ, число которых год от года только увеличивается. Однако проблемы становления сказочного жанра в литературе до сих пор остаются почти не освещенными.
5. Библиография.
1. http://www.slovotop.ru Интернет словарь с определениями слов.
2. Толковый словарь русского языка Ушакова.
3. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
4. http://daz.su/nash-otvet/
5.Словарь литературоведческих терминов под. ред. С. П. Белокуровой. M., 2005
6. Капица Ф. С. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов/ Капица Ф. С., Колядич Т. М. — Москва, 2002 7.Кулешов В. И. История русской литературы XIX века: Учеб. пособие.– М, 2004.
8. Либан Н. И. Лекции по истории русской литературы: от Древней Руси до первой трети XIX века– М.,2005.
9.Пропп В.Я. Морфология сказки. - Изд. 2-е. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1969. - 168с.
10. Фасмер М.Этимологический словарь русского языка. Т. 1—4. М., 1964—197.
1