Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» - «история болезни России».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 21:12, реферат

Краткое описание

Читая поэму «Мёртвые души», я хочу изучить «заболевания» нашей страны, обезопасить себя от них. Как мне кажется, в «истории болезни» самое главное – это причина и исток «заболевания». Поэтому мне очень интересно увидеть Россию такой, какой видел её Гоголь. Попытаться понять, в чём причина её ущербности. Мне хочется поверить в то, что в моей стране настанет время, когда люди, любящие свою Родину, будут читать «Мёртвые души» и смеяться над похождениями Чичикова, наслаждаться каждой минутой чтения, но не будут чувствовать боли и испытывать страдания. Ведь страна их будет полностью «здорова».

Содержание

Вступление. 3
Глава 1. Формирование замысла и развитие идеи. 5
Глава 2. Пять поездок Чичикова: 7
Манилов; 8
Коробочка; 10
Ноздрёв; 11
Собакевич; 13
Плюшкин. 15
Глава 3. Чиновничество и губернское общество. 17
Глава 4. Несколько слов о Чичикове. 22
Заключение. 25
Список используемой литературы . 26

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по -Мёртвым душам-.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Чичиков называет Коробочку  «дубиноголовой». Это меткое определение  вполне освещает психологию помещицы, подчеркивает замкнутость Коробочки, ее недалекость и упрямство, мелочность, животную ограниченность интересов исключительно собственным хозяйством.

Вещи в доме Коробочки, с одной стороны, выражают ее наивное  представление о пышной красоте, а с другой - ограниченный круг домашних развлечений и занятий (гадание на картах, штопанье, вышивка и стряпня).

Общечеловеческие страсти  нашли свое отражение в образе Коробочки. Она боится продешевить  при продаже мертвых душ, опасается, как бы Чичиков не обманул ее, хочет выждать, чтобы «как-нибудь не понести убытку», может быть, эти души в хозяйстве пригодятся. В образе помещицы заключен тип омертвевшего в своей ограниченности человека. На принижение образа работает даже главная положительная черта помещицы, ставшая ее отрицательной страстью, - торговая деловитость. Каждый человек для нее - это прежде всего потенциальный покупатель.

Подчинение всей жизни  Коробочки материальным интересам, страсти к наживе, корысти даёт мне полное право назвать её душу «мёртвой».

 

 

3. Ноздрёв.

Ровно посередине описываемой галереи находится помещик - Ноздрёв. Есть в нем что-то от безумных фантазий Манилова и что-то от жадности Плюшкина. Впервые мы встречаемся с Ноздрёвым в городе NN и ничего особенного про него не узнаем, кроме того, что он оказывается карточным шулером. Но на пути в усадьбу Собакевича дороги Ноздрёва и Чичикова пересекаются еще раз. И тут Гоголь не жалеет красок, чтобы описать привычки и характер этого помещика. В нем нелепо все: смешная манера хвастаться, явная чепуха, которую он порою несет, не думая о последствиях, и многое-многое другое. Он не имеет никакого понятия о достоинствах человека, правилах общения и нормах морали. Гоголь называет его разбитным парнем, и это так. Ноздрёв живет сегодняшним днем и не думает о завтрашнем: выиграв в карты, он весь свой выигрыш обменивал на всякие ненужные вещи, которые на следующий же день проигрывались другому, более удачливому игроку. Автор говорит, что это происходило вследствие какой-то «неугомонной юркости и бойкости характера». Эта же бойкость и заставляла Ноздрёва совершать другие необдуманные поступки и способствует его чрезмерному хвастовству. Все, что ему принадлежит, самое лучшее: самые породистые собаки, самые дорогие лошади. Однако, на самом деле зачастую хвастовство даже не имеет под собой реального основания. Его владения заканчиваются чужим лесом, но это не мешает Ноздрёву называть его своим.

Есть еще одна черта  в характере, которая заслуживает  особого внимания. Главная его  страстишка, по словам самого писателя – «нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины», и чем ближе он знаком с человеком, тем сильнее насаливает ему. Он расстраивал свадьбы, торговые сделки, никогда не считал свои проказы чем-то оскорбительным, и был частенько удивлен, узнав об обиде какого-либо знакомого.

Автор называет его «историческим человеком», ибо он постоянно попадает в истории: « ...или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели».

Описывая Чичикова прекрасным психологом, умеющим сразу же понять натуру человека, с которым ему предстоит вести дела, Гоголь показывает, что и Павел Иванович ошибся, сделав ставку в своем мошенничестве на Ноздрева. «А что ж, — подумал Чичиков, — заеду я в самом деле к Ноздреву. Чем же он хуже других. Такой же человек, да еще проигрался. Горазд он, как видно, на все, стало быть, у него даром можно кое-что выпросить». Не будь Чичиков настолько алчен, он бы внимательнее пригляделся к Ноздреву, понял, что с ним невозможно вести никаких дел. Он продаст, обманет, разнесет слух по всей округе, да еще и приврет «три короба», что в общем-то и случилось8.

«Ноздрев во многих отношениях был многосторонний человек, то есть человек на все руки. В ту же минуту он предлагал вам поехать куда угодно, хоть на край света, войти в  какое хотите предприятие, менять все что ни есть на свете на все что хотите». Его мысли перескакивают с предмета на предмет, нет никакой логики в его действиях и речах. И при этом он – патологический лгун, хам и бездельник. Ноздрёв забросил свое хозяйство, повесничает, ездит по ярмаркам, трактирам, проигрывая те гроши, которые собирает со своих разоренных крестьян. Бывает, правда редко, когда ему везет — попадается простак, которого удается обыграть в карты, тогда он покупает всякую всячину, но не довозит этого до дома, так как тут же проигрывает более удачливому заезжему шулеру.

Н.В. Гоголь, в лице Ноздрёва, показал очередного опустившегося  помещика из «галереи типов». Несмотря на бурную деятельность, он остаётся «мертвым»  для общества. Он суетится, доставляя  всем неудобства и неприятности. Можно легко представить, как плохо живется крестьянам у такого помещика-баламута, ничем полезным не занимающегося, не дающего сосредоточиться на деле и другим. В образе Ноздрева Гоголь создал новый в русской литературе социально-психологический тип «ноздревщины».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Собакевич.

Собакевич, в отличие  от Манилова и Ноздрева, связан с  хозяйственной деятельностью. Он понял  надвигающуюся эпоху власти денег  и сам стремится не отстать  от времени, сколотить капитал, не задумываясь  о его источниках. Он груб, неуклюж и неотесан внешне, так же бедно и его внутреннее содержание. «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя... фрак на нем был совершенно медвежьего цвета... ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый... есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила..: хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет».

Подъезжая к деревне  Собакевича, Чичиков обратил внимание на прочность всех строений. Эта  домовитость говорит не о характера  Собакевича, но больше об умении его  крестьян, руками которых все здесь  и сделано. «Деревня показалась ему (Чичикову) довольно велика... посреди виднелся деревянный дом с красной крышей и темно-серыми стенами,— дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов... Двор окружен был крепкою непомерно толстою деревянною решеткой... На конюшни и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. Деревенские избы мужиков срублены были на диво... все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли».

Собакевич не заботится  о красоте, от нее мало пользы, но все в доме устойчиво и тяжеловесно. Каждая вещь неуклюжа, громоздка и  как бы сообщает: «И я тоже Собакевич!» Гоголь рисует фигуру, поражающую своей грубостью. Отсюда и сравнение с медведем.

Собакевич вряд ли читает книги и занимается каким-либо творчеством, нигде не видно и следа чернил. Стены комнат украшают картины, от которых  присутствующих кидает в дрожь. В  доме все обстоятельно и размеренно. Вовремя подают обильный обед, за которым Михаил Семенович поглощает огромное количество еды. Он «патриот желудка». Для него трапеза — священный ритуал, один из видов приятного времяпрепровождения.

Собакевич в разговоре  с Чичиковым выказывает необыкновенную озлобленность к окружающим. Все, по его мнению, плохи, жулики, мошенники: «За копейку убьют». 

Одним из главных качеств  Собакевича является его непомерная жадность. Он просто обескураживает Чичикова своим напором, во время продажи  «мёртвых душ», прося «по сто рублей» за «человека». Он забывает, что речь идет об умерших крестьянах, и расхваливает их, как барышник, пытаясь  набавить цену. В этой сцене проявляется натура Собакевича: главное – деньги. У него нет почтения ни к умершим крестьянам, ни признательности за их добросовестный труд. Есть  лишь желание продать подороже «товар», не продешевить.

В образе Собакевича сатира автора приобретает более обличительный характер. Он мало похож на предыдущих помещиков, - это "помещик-кулак", хитрый, прижимистый торгаш. Он чужд мечтательному благодушию Манилова, буйному сумасбродству Ноздрева, накопительству Коробочки. Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым удалось бы его обмануть. Собакевич - циник, не стыдящийся морального уродства ни в себе, ни в других. Это человек, далекий от просвещения, твердолобый крепостник, заботящийся о крестьянах только как о рабочей силе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Плюшкин.

Начав изображение помещиков с  пустого праздного мечтателя  и фантазера Манилова, Гоголь завершает эту портретную галерею «страшной прорехой на человечестве» - Плюшкиным. Тоской проникнуто описание деревни и усадьбы этого хозяина. Въехав в деревню, Чичиков замечает «какую-то особенную ветхость... на всех деревянных строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек... Окна в избенках были без стекол...» Господский дом глядел «каким-то дряхлым инвалидом», только сад, «заросший и заглохший, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении».

Увидев одинокую фигуру, Чичиков  долго решал, кто это: «баба или  мужик». Вначале он принял Плюшкина за ключницу, так экзотически, жалко  и неряшливо был одет один из богатейших помещиков губернии. Предположение Чичикова многозначительно. Подобно ключнице, Плюшкин раб вещей, а не хозяин их. Ненасытная страсть приобретательства привела к тому, что он утратил реальное представление о предметах, перестал отличать полезные вещи от ненужного хлама.

Дом Плюшкина поразил Чичикова беспорядком. «Казалось, как будто в доме происходило  мытье полов и сюда на время  нагромоздили всю мебель», все ветхо, грязно и убого. Плюшкин совершенно утерял связь с реальным миром, он не понимает ценности вещей, зачем-то хранит засохший куст лимона, кусок сургуча, «рюмку с какой-то жидкостью и тремя мухами». Его комната завалена хламом: дырявыми ведрами, старыми подметками, ржавыми гвоздями.

Облик самого хозяина достаточно неприятен. «Маленькие глазки еще не потухнули  и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши», которые высматривают кота, боясь попасться ему в зубы. Встреть его Чичиков в церкви, «то, вероятно, дал бы ему медный грош». Но Плюшкин «не нищий... У этого помещика была тысяча с лишком душ». В складах и амбарах гниет хлеб и другие продукты, но, «не довольствуясь сим, он ходил еще каждый день по улицам своей Деревни», заглядывая по углам, собирая все, что попадается: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный горшок». И все тащит к себе в комнату. «Вон уж рыболов пошел на охоту»,— говорят о нем крестьяне. Отнять назад свою вещь крестьянам почти не удавалось, а уж если она подала в общую кучу, то пропадала для них вовсе.

«… Было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат  и семьянин, и сосед заезжал к нему сытно пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости… Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах его был виден ум; опытностью и познанием света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать». В раннем Плюшкине есть только возможности его будущего порока («мудрая скупость», отсутствие «слишком сильных чувств»), не больше. Бережливость переродилась в скупость, а некогда богатое поместье — в развалившееся хозяйство.9

У Плюшкина нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи для него дороже людей. Даже от собственных детей он отказался. Где уж тут думать о просвещении, искусстве, нравственности.

Н.В. Гоголь показывает, как  постепенно распадаются человеческие личности. Когда-то Плюшкин был простым бережливым хозяином. Жажда обогащения за счет подвластных ему крестьян превратила его в скрягу, изолировала от общества. Плюшкин прервал всякие отношения с друзьями, а затем и с родственниками, руководствуемый соображениями, что дружба и родственные связи ведут за собой материальные издержки. Окруженный вещами, он не испытывает одиночества и потребности общения с внешним миром.

Крестьян Плюшкин считает тунеядцами и мошенниками, лентяями и ворами, и морит их голодом. Крепостные у  него мрут, "как мухи", спасаясь от голодной смерти, они бегут из усадьбы помещика. Бессмысленная скупость, царящая в душе помещика, порождает в нем подозрительность к людям, недоверие и враждебность ко всему окружающему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным.

Плюшкин - крайняя степень экономического, социального и морального распада  человеческой личности.

 

Образы, созданные Гоголем  представляют собой обобщение социальных порядков. Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин – есть страшный удар по крепостническому обществу, его устоям и реалиям. Однако, эти страшные создания вовсе не вымирают при изменении политического строя. И, казалось бы, нет больше на свете «прославленных» помещиков, но гоголевские герои почему-то остаются характерны и для современного мира, ведь им свойственен общечеловеческий масштаб. Сам Н.В. Гоголь писал по этому поводу: «Ноздрев долго не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане»10.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Чиновничество  и губернское общество.

 

Уделив достаточно внимания помещикам, следует перейти к  представителям иных классов николаевской России. Хотя чиновничество и губернское общество в целом не имеют столь  детально и подробно нарисованных образов, подобных героям-помещикам, картина чиновничьего быта и жизни в поэме Гоголя поражает своей широтой и заставляет содрогнуться, видя ужасы чиновнического беспредела, разложение губернского общества.

Двумя-тремя мастерскими  штрихами писатель рисует замечательные  портреты-миниатюры. Это и губернатор, вышивающий по тюлю, и прокурор с весьма черными густыми бровями, и низенький почтмейстер, остряк и философ, и многие другие. Эти бегло обрисованные лица запоминаются благодаря характерным смешным деталям, которые наполнены глубоким смыслом. В самом деле, почему начальник целой губернии характеризуется как добряк, который иногда вышивает по тюлю? Наверное, потому, что как о руководителе о нем нечего сказать. Отсюда легко сделать вывод о том, как халатно и недобросовестно относится губернатор к своим должностным обязанностям, к гражданскому долгу. То же можно сказать и о его подчиненных. Гоголь широко использует в поэме прием характеристики героя другими персонажами. Например, когда нужен был свидетель для оформления покупки крепостных, Собакевич говорит Чичикову, что прокурор, как человек праздный, верно, сидит дома. А ведь это один из самых значительных чиновников города, который должен вершить правосудие, следить за соблюдением законности. Характеристика прокурора в поэме усиливается описанием его смерти и похорон. Он не делал ничего, кроме бездумного «подписывания» бумаг, так как предоставил все решения стряпчему, «первому хапуге в мире». Очевидно, причиной его смерти стали слухи о продаже «мертвых душ», так как именно он нес ответственность за все происшедшие в городе незаконные дела. Горькая гоголевская ирония слышится в раздумьях о смысле жизни прокурора: «...зачем он умер, или зачем жил, один Бог ведает». Даже Чичиков, глядя на похороны прокурора, невольно приходит к мысли, что единственное, чем может запомниться покойник, — это густыми черными бровями.

Информация о работе Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» - «история болезни России».