Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 14:20, практическая работа

Краткое описание

Проблемная ситуация в условиях школьного обучения– это интеллектуальное затруднение человека, возникшее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.
Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой, познавательной деятельности. Она обусловливает начало мышления, активная мыслительная деятельность протекает в процессе постановки и решения проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы.pptx

— 124.44 Кб (Скачать файл)

 

Поскольку процесс познания на проблемном уроке – это процесс разрешения объективных и субъективных противоречий, то характерной особенностью проблемного урока надо считать рассмотрение нескольких идей, нескольких проблем параллельно друг другу. На таком уроке доказывается не одна, а ряд противоположных точек зрения, отбрасываются несостоятельные гипотезы и выбирается, наконец, наиболее правильная.

      • Почему ночлежники не верят Луке? Кто он – “старец лукавый” или святой?

 

      • Катерина в драме А.Островского “Гроза” – “луч света в темном царстве” (Добролюбов) или запутавшаяся грешница ? (Писарев)

 

      • Софья в комедии Грибоедова “Горе от ума” – “падшая” (по мнению А.Пушкина и В.Мейерхольда) или “совершенно обаятельная” (по мнению В.И.Немировича-Данченко)?

 

      • Обломов в романе А.Гончарова лентяй и “умная ненужность” или он “на радость людям жил”?

 

Эвристический метод  
(или частично-поисковый)

 

    • По форме более известен как эвристическая беседа. Вначале учитель ставит проблему. Ввиду недоступности ее решения он членит ее на серию взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы. Вопросы:
    • Какова главная идея? В чем суть? Дайте определение. Сформулируйте правило – развивают, углубляют и расширяют знания.
    • Опишите… Перескажите…Объясните…Какая разница… развивают умения.
    • В чем причина? Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите доказательства. В чем недостатки? Ваш прогноз? Какой можно предложить выход? – развивают творческие способности и критическое мышление.

 

Семинар

 

    • требует умения осуществлять сравнение того, как один и тот же вопрос излагается разными авторами, делать собственные обобщения и выводы
    • Главная цель уроков – семинаров – формирование умения самостоятельно трудиться, искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои личные качества.

 

    • Проблемы вечных человеческих ценностей в романе «Отцы и дети»

 

    • Проблема нравственного выбора в драме Островского  “Гроза”

 

    • Идеал человека в поэзии Некрасова (“О, кто же теперь напомнит человеку // Высокое призвание его?…” .

 

Диспут (от латинского глагола, имеющего значение “рассуждаю”, “спорю”) – публичный спор.

 

    • Богатство, деньги, вещи – зло или благо?
    • “Человека нужно жалеть” или человека “уважать надо?”
    • “Весь мир погибнет, если я остановлюсь” (Шопенгауэр)
    • Самый главный закон человеческой души – совесть?
    • Как призывал Ф.М.Достоевский относиться к человеку?
    • Человек в творчестве Горького – “мошка с кишками” или «создатель Бога?
    • Зло - сила, добро – слабость?
    • Какая любовь настоящая – физическая или платоническая?

Эффективным средством решения морально-этических проблем являются творческие работы учащихся, например, сочинения-рассуждения на такие темы, как

    • “Зачем я жил, для какой цели я родился? А верно, она существовала и было мне назначение высокое”,
    • “Было мне назначение высокое…но я не угадал этого назначения” (По роману М.Лермонтова “Герой нашего времени”),
    • “Жил – дрожал и умирал – дрожал…Для чего живу я?” (По сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина “Премудрый пискарь).

 

    • Переход от “школы объяснения” к “школе развития”. Важнейшей характеристикой новой школы является проблемное обучение. Совершенно очевидно, что ЗУНы не могут быть единственной педагогической целью: школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников и действенно, а не на словах, воспитывать взрослеющую личность.

Проблемное обучение-

будущее

нашего образования.

«Ключевые компетенции»

 

Образовательный стандарт 2004 года

 

 

Общеучебные навыки

и способы деятельности:

    • Познавательной
    • Информационно-коммуникативной
    • Рефлексивной

 

          

        К о м п е т е н ц и и, ЗУН

 

 

Проект нового образовательного стандарта 2008 г

 

Универсальные учебные действия («знания в действии»)

 

 

умение учиться    способы действия,

способность к      способность к

саморазвитию,    усвоению новых ЗУ

присвоению         организации нового опыта    процесса

 

Проект новых стандартов общего образования (Россия, 2008)

 

Универсальные учебные действия УУД-  

(«знания в действии»)

 

 

умение учиться                         способы действия,

способность к                            способность к

саморазвитию,                          усвоению новых ЗУ,

присвоению                              организации процесса

опыта

Компетентностный подход

 

 

 

 

 

 

 

    • прикладной, практический характер школьного образования/ предметного обучения

 

Какими результатами школьного образования ребенок может воспользоваться вне школы?

 

Что из школьного образования может быть включено в процесс употребления, использования?

Проблемное обучение-

будущее

нашего образования.


Информация о работе Проблемное обучение на уроках русского языка и литературы