Путь Ломоносова в сфере литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 12:14, реферат

Краткое описание

Ломоносова считают и по праву называют основателем русской науки, но не все знакомы с Ломоносовым, как с поэтом, литератором, творческим и чувственным, пронзительным и влюбчивым. В данном реферате рассмотрен творческий путь Ломоносова, дана оценка его произведениям, собрано и проанализированы критика его работ, высказывания многих известных писателей, учёных о творчестве Михаила Васильевича. Объектом изучения в данной работе выступает творческий путь Ломоносова в сфере литературы. Предметом изучения являются его произведения и, в общем, вклад в русскую литературу.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ………………………………………………………….…….3
1. Краткая биография. Становление великой личности................................4
2 Литературная деятельность Ломоносова…………………………….…....7
2.1 Творческий путь Ломоносова……………………………….…….7
2.2 Ломоносов – вклад в русскую литературу……………………….12
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Ломоносов-лит.деятельность.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ:

ВСТУПЛЕНИЕ………………………………………………………….…….3

1. Краткая биография. Становление великой личности................................4

2 Литературная деятельность Ломоносова…………………………….…....7

2.1 Творческий путь Ломоносова……………………………….…….7

2.2 Ломоносов – вклад в русскую литературу……………………….12

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...16

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Михаил (Михал) Васильевич Ломоносов - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, художник, историк, сборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь [1].

Ломоносова считают  и по праву называют основателем  русской науки, но не все знакомы  с Ломоносовым, как с поэтом, литератором, творческим и чувственным, пронзительным и влюбчивым. В данном реферате рассмотрен творческий путь Ломоносова, дана оценка его произведениям, собрано и проанализированы критика его работ, высказывания многих известных писателей, учёных о творчестве Михаила Васильевича.

Объектом изучения в данной работе выступает творческий путь Ломоносова в сфере литературы. Предметом изучения являются его произведения и, в общем, вклад в русскую литературу.

 

 

 

 

 

 

 

  1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ.

СТАНОВЛЕНИЕ ВЕЛИКОЙ  ЛИЧНОСТИ

 

О первых годах жизни Ломоносова мало что известно наверняка. Родился будущий гений русской науки 8 ноября 1711 г., в селе Денисовка, Холмогорского уезда, что в далёкой Архангельской губернии [2].

В представлении многих из нас Ломоносов – сын простого рыбака из очень бедной, затерянной в снежных сугробах деревеньки, движимый любовью к знаниям, бросил все и пошел в Москву учиться уму-разуму, сам, пешком, без гроша за душой. На самом же деле это в большей степени просто красивая легенда, чем быль. Отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, был не последним в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Был он также очень образованным человеком, так как в молодости учился в Москве на священника. Известно также и то, что у него была богатая библиотека [3]. Мать Михаила Ломоносова – Елена Ивановна была дочерью дьякона. Именно она, к сожалению, рано умершая, научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь в книге и литературе.

По-этому, юный Миша Ломоносов отправляясь в Москву в 1730 году, вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию – первое высшее учебное заведение в Москве. Здесь Михаил изучил латинский язык, политику, риторику и, отчасти, философию [4].

Необыкновенная удача – вызов в 1735 году из Московской академии в Академию наук 12 способных учеников – решила судьбу Миши Ломоносова. Троих из этих студентов направили осенью 1736 года в университет города Марбурга, что в Германии. Ими оказались Г. У. Райзер – сын советника Берг-коллегии, Д. Виноградов – попович и Ломоносов – крестьянский сын., Этот университет славился главным образом тем, что в нем преподавал сам Христиан Вольф, механик и оптик, человек энциклопедических знаний и знаменитый философ.

Года проведённые в  Германии дали Ломоносову очень многое. Он вынес для себя не только обширные познания в области химии, физики, математики, геологии, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения, своей собственной философии. На лекциях Вольфа Михал мог выработать свои взгляды в области тогдашнего, так называемого, естественного права, в вопросах, касающихся государства [5].

Затем он учился еще в Фрейбурге, у профессора Генкеля. Там Ломоносов набирался новых знаний и навыков в областях химии и металлургии. Вместе с похвальными отзывами о занятиях Михаила за границей, руководители его не раз писали о беспорядочной и даже разгульной жизни, которая кончилась для Ломоносова в 1740 году браком с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью умершего члена городской думы Марбурга.

В 1741 году Ломоносов возвращается в Россию уже зрелым и опытным, высококвалифицированным ученым. Начинается бурная и плодотворная научная деятельность в стенах академии, которая продолжалась почти четверть века.

После возвращения на родину в 1741 году Михель Ломоносов стал адъюнктом Физического класса Петербургской академии наук, а в 1745 году – профессором химии Петербургской АН. С 1748 года Ломоносов работал в учреждённой по его инициативе Химической лаборатории академии; исследованиями в области химии он занимался также в собственной домашней лаборатории и на основанном им в Усть-Рудицах близ Петербурга стекольном заводе [6].

В 1742 году Михаил Васильевич первым в России начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук. В 1755 году по инициативе Ломоносова и по его проекту был «заложен фундамент» Московского университета, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для детей из богатых дворянских семей.

М. В. Ломоносов активно и успешно занимался метеорологией, астрономией, мореходным делом, краеведением, географией и другими науками. Он также ввел в употребление химические весы и заложил основы количественного анализа, опроверг флогистонную теорию горения, аргументы против которой позже изложил Лавуазье.

 В 1757 году Ломоносов стал членом Академической канцелярии и подключился к управлению академическими делами. В 1759 году Ломоносову было поручено управление академической гимназией, университетом и географическим департаментом. А в 1760 он был избран почетным членом Шведской королевской академии наук.

Напряженная деятельность, продолжительная  борьба с враждебной немецкой партией преждевременно расстроили здоровье Михаил Васильевич. Весной 1765 года Ломоносов простудился и заболел воспалением легких. 4 апреля (15 н.с.) великий учёный и общественный деятель скончался. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге [7].

 

2 ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛОМОНОСОВА

2.1. Творческий путь Ломоносова

 

 

Несмотря на занятия точными науками (химией, физикой, математикой, астрономией), Ломоносов серьезно увлекался русской литературой и, в частности, поэзией, опираясь на опыт античной и европейской литературы [8].

Ломоносов много сделал для русского языка и литературы. Первые поэтические произведения Михеля были присланы им еще из Германии, при «Отчетах» в академию наук: французский перевод в стихах «Оды Фенелона» и оригинальная «Ода на взятие Хотина» (1739). В сущности этим начиналась новая русская литература, с новыми размерами стиха, с новым языком, от части и с новым содержанием. Славу поэта Ломоносов приобретает лишь по возвращении своем из-за границы [9].

Настоящим поэтом Михель становился тогда, когда в стихотворениях касался «любезного отечества». Это именно и придавало в его глазах цену его поэтическим произведениям, возвышало их над «бедным рифмичеством» и отличало его от графоманов. Родина была высоким идеалом для него, и свое творчество в самых различных областях знаний он рассматривал с точки зрения той пользы, которую оно приносит его «возлюбленной» – Отчизне. И в его поэтических произведениях патриотизм приобретает главную роль.

В своей поэзии Ломоносов стремился запечатлеть величие Русского государства. Он создает и географический образ России, особенно это касается оды 1748 г. «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы».

Ломоносов, грубо говоря, смотрел  на собственную стихотворную деятельность, главным образом, с практической, гражданской и общественной точки зрения. Он видел в стихотворениях собственного написания  лишь наиболее удобную форму для выражения своих прогрессивных стремлений, мыслей и идей.

Будучи в роле присяжного песнотворца, Михаил Васильевич для самовыражения также использовал и иные формы поэзии: писал эпиграммы, шутливые стихотворные пьесы, сатирические произведения и т. д. [10].

Поэзия Ломоносова всецело  основывалась на пресловутом псевдоклассицизме, с которым Михель Ломоносов познакомился ещё в Германии как с господствовавшей тогда повсюду в Европе теорией. Эту теорию он вводит и в только, на то время, зарождавшуюся русскую литературу, где она потом и господствовала во все продолжение XVIII века. В те времена поэзия и в Европе не имела самостоятельного права на существование: признавали ее только в как забава, «отдохновения от дел», или должна была нести чисто практическую службу, буквально «обучать» массы, быть моральным образцом, нести людям практически необходимые советы. Такое же положение было на то время и у поэзии при русском дворе, в котором концентрировалась жизнь всего государства и решалась его судьба [11].

Принципиально новым в литературном творчестве Михаила Васильевича было стремление к наиболее точной передаче исторических фактов. Он был величайшим историком своего времени. Это сказывалось в его подходе к характеристике каждого явления. Исторические темы разрабатывались им в одах,  трагедиях, в эпической поэме, в похвальных словах, в иллюминационных надписях. Точное следование историческим фактам, строгое соблюдение истины являются характерными чертами литературных произведений Ломоносова.

В приложение к «Письму  о правилах российского стихотворства» Ломоносов дал свою первую оду – «Ода на взятие Хотина», написанная звучным четырехстопным ямбом, впервые введенным в русский стих, стала исходным рубежом новой эпохи русской поэзии. Она была написана под впечатлением блестящей победе русских войск над турками у крепости Хотин в 1739 году.

По словам современников, ода произвела бурю эмоций в Петербурге и поразила необычностью своей стихотворной формы: четырехстопный ямб с чередованием перекрестной и парной рифм создавал впечатление большой ритмической энергии, хорошо согласующейся с содержанием оды, прославляющей подвиги русских солдат-победителей. Новым было и то, что в литературном произведении получило отражение важное событие современности, характеризующееся при этом посредством исторических аналогий: автор напоминал о недавних блестящих победах русских под водительством Петра I и о «смирителе стран Казанских» – царе Иване IV, который «Селима гордого потряс» (Селим – турецкий султан Сулейман II).

В его поэтических  произведениях всегда находят отражение  его занятия историей, изучение им памятников древнерусской литературы. Именно в оде возможно было выразить высокие идеи и прославить героические  события. Ода - любимый поэтический жанр Михеля, более того, Ломоносов являлся создателем русской оды, в которой выразил свои просветительские идеи. Он верил в огромные возможности России и свои оды рассматривал как пропаганду наук и искусств.

Подлинным мастером Михаил Васильевич  был также и в других – «средних» и «низших» - жанрах. Его перу принадлежат анакреонтические стихотворения, басни. Ломоносову-поэту были доступны формы «легкой» поэзии, ее стиль, пластика и неподдельная искренность чувства. Одним из наиболее известных произведений М.В.Ломоносова в этом жанре является диалогическое произведение «Разговор с Анакреоном». Изложенное Ломоносовым в «Разговоре с Анакреоном», представляет огромный интерес как художественное воплощение конфликта легкой и гражданственной поэзии, наметившегося в русской поэзии уже в годы творческой активности Ломоносова. Именно в этом произведении Ломоносов выражает свое мнение о задачах поэзии и роли поэта, которые совпадало с основными требованиями классицизма [15].

Немалый багаж трудов писателя-Ломоносова представлен десятками произведений, многие из которых ксожалению были утрачены навеки. Но основными литературными творениями М.В. Ломоносова принято считать: «Утреннее размышление о божием величестве» (1743); Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния (1743); Ода на день рождения Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, самодержицы всероссийския, 1746 года; «Ночною темнотою покрылись небеса…» (1747); «Лишь только дневной шум замолк…» (1747); «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» (1747); Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Елизаветы Петровны (1747); Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина (1739); Письмо к его высокородию Ивану Ивановичу Шувалову 18 августа 1750 г.; Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф (1761); Гимн бороде (1757); Разговор с Анакреоном (1758 – 1761); надпись к статуе Петра Великого; неоконченная героическая поэма о Петре Великом «Петрида» [12].

Так жедо наших дней дошли и черновики сравнительной  грамматики  славянских и других родственных языков, сохранилось большое количество рукописных материалов Ломоносова «О синонимах», «О переводах», «О простонародных языках», «О сходстве и переменах языков» и другие.

Сам Ломоносов не отделял свою естественнонаучную деятельность от литературной. Поэт никогда не переставал быть ученым, а ученый всегда оставался поэтом [14].

Подчёркивая масштабные заслуги Михаила Ломоносова в  истории науки и русского просвещения, его деятельность, как «российского Пиндара», Пушкин считает ни за что. «Оды его... утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности - вот следы, оставленные Ломоносовым». Крайность этого отзыва в другом месте умеряется самим Пушкиным: он говорит о народности языка Ломоносова, о высокой поэтичности его духовных од, которые «останутся вечными памятниками русской словесности».

Информация о работе Путь Ломоносова в сфере литературы