Раскрытие индивидуальных способностей учащихся через творческую деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:20, творческая работа

Краткое описание

Работа учит как научить ребёнка мыслить творчески, привить любовь к литературе на уроках литературного чтения в начальной школе.

Содержание

Как научить ребёнка мыслить творчески?
Как привить любовь к литературе?
Как развить речь учащихся?

Вложенные файлы: 1 файл

Работы по литературному чтению.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

2. В дружбе с ними проявилась  его смелость (он не побоялся  один спуститься в часовню);скромность (он, сын    судьи, не гнушался  дружить с детьми нищего и  даже искренне недоумевал, почему  ему нельзя с ним дружить); верность  данному слову (Валек просил  Васю никому не говорить о том, что видел в часовне, и Вася сдержал данное слово; честность и мужество (на допросе у отца о пропавшей кукле Вася честно признаётся во всём и отвечает на вопросы отца не с опущенной, а с гордо поднятой головой); самообладание (Вася не хотел во время грозы спускаться в подземелье, но, подумав, что его друзья постоянно живут там, преодолев в себе неприятное чувство и стал спускаться туда вместе с ними).

Вася после встречи с обездоленными  детьми начинает серьёзно смотреть на жизнь.

Почему я заговорила именно об этой книге?

Возраст наших детей очень восприимчив. Они хотят быть на кого-то похожими, с кого-то брать пример, кому-то подражать. Образ Васи, думаю, воспитывает или  хотя бы кого-то заставит задуматься о  жизни. Тыбурций говорит Васе: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу. Для тебя хорошо, друг, потому что у тебя в груди есть человеческое сердце, а не холодный камень… понимаешь?»

Вот и я хочу, чтобы у моих учеников в груди билось человеческое сердце. В этом мне помогают умные произведения. Думаю, что говорить мало, надо и действовать, совершать конкретные поступки. Поездка в детский дом к обездоленным детям произвела на моих учеников неизгладимое впечатление, оставила большой след в их юной душе, уверена, что добрее они стали, помощь чеченской девочке Асе Махамаевой, которая в результате взрыва зажигалки потеряла кисти рук и один глаз (об этой девочке писала газета «Жизнь»).

Ещё хочется рассказать об одном произведении, о его воспитательной роли. Это сказка, любимый жанр детей, она в программе уроков. Очень актуальная (важная, существенная) сказка для настоящего времени и не только.  Это классика, это вечные ценности. Французский поэт и критик Шарль Перро «Подарки феи». Эпиграфом к этой сказке могут быть следующие слова:

«Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой  повести».

Эта сказка созвучна и «Притче о  блудном сыне».

После изучения произведения вывод, который  мы делаем на уроке.

Что же воспитала она в нас?

Во-первых, думать, что говоришь; во-вторых, ребята поняли, что только сильный человек умеет быть великодушным, умеет прощать, умеет, в конце концов, извиняться.  А дети все хотят быть сильными людьми. И извиняются они друг перед другом теперь и по делу и не всегда по делу. Но это и не страшно.

Шарля Перро более всего занимало, какое влияние окажут пересказанные  им сказки на детей. Он писал: «Трудно  себе представить, с какой жадностью  эти невинные души, ещё не утратившие природной чистоты, воспринимают скрытые  в сказках поучения. Они грустны  и подавлены, когда герой или героиня сказки в беде, и вскрикивают от радости, когда приходит к ним счастье».

Из семян, посеянных в  детской душе, писатель чаял со временем увидеть всходы «добрых наклонностей».

Очень высоко ценил сказки Шарля Перро Иван Сергеевич Тургенев.

Кстати, о сказке Шарля Перро  «Красная Шапочка». Автор, вопреки обыкновению  завершать сказку благополучным  концом, закончил историю сурово: «…злой волк бросился на Красную Шапочку  и съел её». При переводе это окончание  исправили на благополучное: дровосеки убили волка, разрубили ему живот, и оттуда вышли Красная  Шапочка и её бабушка, живые и невредимые, - надо считать необоснованным нарушением авторского замысла.

Ещё о сказках. Сказки определяют для ребёнка нормы поведения. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка – тянут – потянут, а не вытянуть им репки. И только, когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Ребёнку доступна мысль, что никакая, даже самая маленькая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без неёё не могли вытянуть репку.

«Курочка-Ряба» несёт в себе очень важную для воспитания мысль. Снесла курочка яичко, бежала мышка, хвостиком махнула, яичко упало  и разбилось. Стал дед плакать, бабка  рыдать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились, рассыпался тын, верх на избе зашатался. А весь переполох – от разбитого яйца. Много шума из ничего! Сказка смеётся над пустяшной причиной стольких нелепых последствий. Дети рано приучаются верно оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий.

Весёлый и задорный колобок так  уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, - вот  он и попался лисе.  Сказка учит ребёнка оценивать дела и поступки людей в свете понятий о том, что хорошо и что плохо.

Что такое счастье?

«Нужны труды, испытания, страдания, чтобы добыть его, это счастье», - отвечает сказка.

Вывод. В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они  не скрывают и то, что реальный мир  знает тяжкие людские страдания, но всё кончается благополучно благодаря чуду.

Воображаемая чудесная победа добра  над злом всегда активизирует чувства  ребёнка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это важно для воспитания у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость, активными быть, деятельными, выносливыми.

Сказки учат любить прекрасное, верить в него, стремиться к нему. Сказка воспитывает мудрость.

Главный вопрос – как воспитать любовь к чтению? Велика в этом роль не только школы, но и в первую очередь родителей. Ребёнок книгу в руки возьмёт только тогда, когда в доме читающие родители, т. е. культ книги.

Помню, мама мне,  где читала, где  пересказывала следующие произведения: «Собор Парижской богоматери» В. Гюго, «Матерь человеческая» Виталий Закруткин, «А зори здесь тихие» Борис Васильев, «Выбор» Юрий Бондарев и т. д. , но останавливалась на самом интересном – а дочитывать приходилось самой.

Дочь моя видит, что мы все с книгами, что ей остаётся – тоже берёт книгу. Так во мне воспитывали любовь к чтению.

Программа Л. А. Ефросининой, по которой  я работаю, очень толковая. Каждое произведение несёт большой воспитательный заряд. Например, И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Воробей». Автор показывает нам,  ради кого жертвовал старый воробей, во имя чего, преодолевая свой страх, ринулся он на землю, какая сила, «сильнее его воли» сбросила воробья с дерева. Ради любви мамы к своему ребёнку. Только любовь способна совершать чудеса и помогать в любой жизненной ситуации. Поступок воробья воспитывает в детях смелость, храбрость, силу воли, готовность жертвовать собою ради другого. Воробей преподал нам урок мужества, отважности, мудрости. Изучая данное произведение, я задаю ребятам  такой вопрос: «Как бы вы поступили, оказавшись на месте старого воробья?» И дети  предлагают свои варианты, как бы они поступили. Ни один ребёнок не остался равнодушным, и все были готовы помочь. И они помогают в жизни своим  одноклассникам. Таких примеров много. Заболел друг, и они вместе идут навещать своего товарища с гостинцами. Не знают слов песен – все вместе учат на перемене.  А главная мысль произведения «Воробей»: «Любовь – могучая сила, она побеждает смерть, она сильнее смерти!»

И. С. Тургенев завещал нам этим произведением любовь к ближнему, потому что только любовью держится и движется жизнь.  Велика воспитательная роль литературы. Таких произведений много, я бы даже сказала все произведения, вошедшие в курс «Литературное чтение», автор Л. А. Ефросинина, поучительны и дают огромный жизненный потенциал и заряд на дальнейшую жизнь.

Я перечислю только несколько таких  произведений.

В. Белов «Родничок», В. Сутеев «Дядя  Миша», «Мешок яблок», Ш. Перро «Красная шапочка», «подарки феи», «Кот в сапогах», Г. Скребицкий «Мать», А. Митта «Шар в окошке», русская народная сказка «Дочь-семилетка», В. Осеева «Сыновья», «Бабка», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», А. Куприн «Собачье счастье», Л. Пантелеев «Честное слово» и т. д.

Я уверена, что мои ученики вырастут настоящими людьми, готовыми к любым трудностям, к любым поворотам судьбы, потому что они воспитываются на жизненных произведениях, которые подобрала им автор уникальной программы Ефросинина Л.А.. И никогда  они не пройдут мимо чужого горя или несчастья и не останутся равнодушными людьми! А это самое главное в нашей жизни – чувство товарищества, чувство локтя!

Мы сами  росли на таких произведениях. Ну и что? Да мы стали трудолюбивыми, ответственными, отзывчивыми, терпеливыми. Целую жизнь, не уставая, мы сеем добро. Пусть и наши ученики вырастут такими же. Очень этого хочется. А поможет в этом великая сила литературы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературный  переворот в начальной школе

 

Программа «Литературное чтение», автор Ефросинина Л. А. входит в УМК «Начальная школа XXI века», с 1998 года входит в Федеральный список.

Программа работает, дети заинтересовались уроками чтения. Первый урок в моём расписании  - урок литературного  чтения. С огромным желанием  ребята начали читать не только произведения по программе, но и дополнительные книги. Никто не заставляет, они сами берут книги в руки. А это очень важно в наше время, т.к. из года в год снижался интерес детей к чтению, к классической литературе, к поэзии. Почему?

Причин несколько. Одной из них все учителя, все школьные работники называют влияние средств массовой информации – чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, а в настоящее время – перед компьютером, а место семейных библиотек занимают видеотека и компьютерные игры.

В 1 класс ко мне пришли дети с  разным уровнем развития и подготовки: и умеющие читать, и не знавшие  букв. Но программа сработала так, что к концу 1 полугодия дети, не знавшие букв, уже читали, а читавшие дети стали читать лучше. И  никто  не чувствовал себя униженным, т. к. всем нашлись задания по их возможностям. К концу 1 класса дети читали выше нормы, умели грамотно назвать книгу, произведение, умели работать с текстом, с детской книгой.

Родители моего класса   удивлялись, восхищались тем, что совсем не заставляют читать своих детей, а они сами берут в руки учебники литературного чтения, тетради с заданиями и работают в них, привлекая к работе родителей, т.е. родители всегда в курсе, что происходит на уроках, что читает их ребёнок, родители стали жить интересами ребёнка.

К концу 1 класса мы получили поразительные  результаты. Самыми любимыми уроками  стали уроки литературного чтения и слушания.

Единственный недостаток нового курса (на мой взгляд) – активная работа учащихся на уроках (лес рук, не хватает времени всех спросить), все и всегда хотят отвечать, никто не боится ошибиться, у всех есть своя точка зрения на прочитанное, дети любят спорить на разные темы, аргументировать свои ответы, умеют доказывать, очень любят читать по ролям, быть артистами, нравятся творческие работы,, увлекает работа с моделями.

Итак, что же такое «литературное  чтение», дадим определение, ведь именно так называется предмет, о котором  пойдёт речь дальше.

«Литературное чтение» в педагогической науке и практике употребляется в двух значениях: как метод обучения и как первоначальная ступень освоения предмета «Литература». Исходя из того, что учебным материалом на уроках чтения являются литературные произведения, этот курс называется «Литературное чтение».

Литературное чтение в начальных классах преследует основную цель – помочь ребёнку стать читателем; путём чтения произведения и его элементарного анализа довести до учащихся богатый мир отечественной и зарубежной литературы в её специфике как искусства художественного слова и таким образом обогатить его читательский опыт.

Автором программы введён в курс совершенно новый вид урока –  литературное слушание, который является самым любимым у учащихся моего  класса.

Литературное слушание – это  новая форма уроков по формированию основ читательской самостоятельности и возможность вести литературное развитие с 1 урока даже с нечитающими детьми.

Цель таких уроков – обучение восприятию литературного текста. На таких уроках у учащихся развивается  интерес к чтению, расширяется  кругозор, обогащается читательский опыт, появляется вкус к художественному слову, а самое главное -  он учится  воспринимать художественное произведение.

Для формирования специальных читательских умений автор, Ефросинина Л. А., предлагает метод наглядного моделирования через введение системы заместителей для жанров, тем, героев, а также составления планов (план-схема).

Ученики с большим желанием работают с моделями на уроках слушания, затаив дыхание, слушают произведения, стараются  не пропустить ни одного слова. А почему?

А эта следующая особенность  программы. Учебный материал подобран с учётом психологических и возрастных особенностей ребёнка. Дети знакомятся с классическими произведениями, вошедшими в «золотой» фонд детской  литературы, с произведениями народного творчества, русских и современных детских писателей и пишущих для детей, с образцовыми произведениями зарубежной детской литературы.  Приоритет отдаётся русской литературе, но одновременно учащиеся знакомятся с произведениями зарубежных писателей. Такой подход к отбору учебного материала позволяет постепенно формировать у младших школьников представление о единстве и многообразии мировой и отечественной литературы. На каждом уроке учащиеся имеют возможность работать с произведениями и с детской книгой и рассматривать их как искусство слова.

Информация о работе Раскрытие индивидуальных способностей учащихся через творческую деятельность