Слова Настены "Живи и помни",
- будут до конца дней стучать в его воспаленном
мозгу. Но этот призыв "Живи и помни",
я уверен, обращен не только к Андрею, но
и к жителям Атамановки, вообще ко всем
людям. Ведь на глазах у людей происходят
все подобные трагедии, но редко кто отважится
предотвратить их. Люди боятся быть откровенными
с близкими. Здесь уже действуют законы,
сковывающие нравственные порывы невинных
людей. Настена даже подружке своей побоялась
сказать, что ничем не замарала своего
человеческого достоинства, а просто она
оказалась между двух огней. Она выбирает
стращный путь для выхода из своего положения
- самоубийство. Ведь Настена, убивая себя,
убивает в себе дитя - это двойной грех.
Значит, уже страдает третий человек, пусть
еще не рожденный. "Зараза" безнравственности
распространяется и на жителей Атамановки.
Они не только не стараются предотвратить
трагедию, но и способствуют ее развитию
и завершению. Сильное художественное
произведение на тему нравственности,
какова повесть В. Распутина "Живи и
помни", - это всегда шаг вперед в духовном
развитии общества. Такое произведение
уже самим своим существованием является
преградой для бездуховности. Хорошо,
что у нас есть такие писатели, как В. Распутин.
Их творчество поможет отечеству не утратить
нравственных ценностей.
Заключение
Война для каждого человека противоестественное
явление. Страдание, боль, бедность, которую
принесла война, хранятся почти в каждой
семье. Наши деды проливали кровь, давая
возможность нам сейчас жить в свободной
стране. Мы должны быть благодарны им за
это. Валентин Распутин – один из писателей,
который описывал действительно происходившие
вещи такими, какими они были на самом
деле.
Его повесть «Живи и помни» является
ярким примером того, как на самом деле
жили люди во время войны, какие тяготы
испытывали.
Распутин не был, не воевал
на той Великой Отечественной, но познал
военное лихолетье и не мог высказать
свою точку зрения на те события, к которым
он, как гражданин своей страны, был причастен.
Ведь в 60–70-е годы вновь возрос интерес
к военным событиям, в печати появились
произведения "новой” военной прозы,
и Валентин Распутин решил сказать "свое”
писательское слово об этом страшном событии
в истории страны. Но повесть Распутина
нельзя отнести более всего к "военной”
прозе, она скорее психологическая, философская,
как, впрочем, и другие, появившиеся военные
повести, так как всех писателей больше
всего стали волновать не исторические
масштабные сражения Великой Отечественной
войны, а поведение человека на войне,
судьба личности на фоне судьбы народной
в годы тягостных испытаний, сохранение
человеческого в человеке.
Жизнь во время войны и ее конец
отразилась и сказалась на жизни деревушки
Атамановки, все ее радостные и печальные
стороны. Радостные моменты – это те, когда
мужики возвращались с войны, празднование
победы.
Велики и многообразны образы,
описываемые Валентином Распутиным. Здесь
мы видим образы деда Михеича и его жены
Семеновны. Солдата Максима Вологжина,
мужественного и героического, не жалевшего
сил, сражавшегося за Отчизну. Многоликий
и противоречивый образ истинно русской
женщины - Надьки, оставшейся после войны
одной с тремя ребятишками. Судьба, которая
ей досталась – не легкая, но она это вытерпела.
И это подтверждает силу женского характера.
Несмотря на тяжелую долю, выпавшую ей,
она еще и поддерживала Настену в трудную
минуту. Образ Иннокентия Ивановича, сующего
везде свой нос, что, возможно и погубило
Настену.
Все эти образы и их жизнь переплетаются
в повести “Живи и помни”. И читатель
может проследить как их характеры и поведение
меняется с первой и до последней страницы,
кто остается верен своим взглядам, а кто
нет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вместе с Настеной и автором
начинаешь все в большей степени убеждаться
и понимать, что бывают в жизни и такие
исторические эпохи, когда любое естественное
чувство человека может и должно уступить
дорогу общественному долгу.
Настена почувствовала, что
она переступила черту и оказалась одна
против всех, посторонней, не смеющей отзываться
на их слезы и радости, не решаясь поддерживать
их в разговорах и песнях. Она не жила,
а «скрывала жизнь», и лаже праздник победы
она отмечала стесняясь и совестясь людей.
«Стыдно… Почему так истошно стыдно и
перед людьми, и перед собой? Где набрала
она вины для такого стыда? Что теперь
с ним делать?»
Повесть «живи и помни» показывает
нам, сколь ущербен, беден нравственно,
а иногда и опасен человек, поставленный
или поставивший себя вне общественных
связей и отношений, исключивший себя
из общества, ограничивший свой жизненный
круг, внутренние интересы и потребности
только биологическими помыслами.
Почти символично звучит заключительная
фраза повести о том, чтобы жил и помнил
Гуськов, а что именно?
Как взрослый и внешне крепкий
мужчина взвалил на плечи жены тяжелую
ношу, как выжил, погубив ее и будущего
своего ребенка, а сможет ли он жить с такой
памятью? Прямого ответа писатель не дает,
оставляя его на суд читателей.
Меня очень взволновала повесть
«Живи и помни» . Я очень переживала за
Настёну, ведь она ни в чем не виновата,
она пострадала из-за своей любви к Андрею.
Но все-таки она не смогла жить с тяжким
грехом на душе, её мучила совесть, её травили
люди, отчуждение и презрение людей
довели её до самоубийства.
Какой выбор сделает человек
в тяжелые минуты жизни если это не война
а мирная жизнь, как поведет себя человек,
как поступлю я если жизнь поставит перед
выбором? Об этом заставила задуматься
повесть «Живи и помни».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Россия Великая" http://russia. rin.ru/ <http://russia.rin.ru/>,
- Русский Биографический Словарь <http://www.rulex.ru/>,
портал "Культура России" http://www.russianculture.ru/>,
- Большая Советская Энциклопедия,
- В. Распутин "Живи и помни" повести
1978 год изд.
- Русская литература ХХ века
Е.С. Роговер. Санкт–Петербург–Москва-Сага–Форум.:
2008.
- Литература. Учебник для студентов
общеобразовательных учреждений среднего
профессионального образования под редакцией
Г.А. Обернихиной. -М.: “Академия”, 2008.