Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:41, контрольная работа
Повесть Чехова «Степь» знаменовала собою не только перелом в творческой биографии писателя, — она свидетельствовала также о незаурядном событии в русской литературе. Эта повесть стала одной из поэтических вершин нашей литературы.
Введение
Повесть Чехова «Степь» знаменовала собою не только перелом в творческой биографии писателя, — она свидетельствовала также о незаурядном событии в русской литературе. Эта повесть стала одной из поэтических вершин нашей литературы.
Тема степи занимает в творчестве А. П. Чехова особое место. «Степь» Чехова возглавила целый цикл его произведений, написанных на степном материале и насыщенных заветными думами и задушевными настроениями великого русского писателя. Этот цикл, кроме «Степи», состоит из таких произведений, как «Счастье», «Казак», «Красавицы», «В родном углу», «Печенег» и др. В каждом из этих произведений в той или иной степени, в том или ином качестве фигурирует степь. Картины степной природы берут, очевидно, свои истоки в глубинах еше детского и отроческого мировосприятия писателя. Приазовская степь, которую Чехов, как он сам говорил, «любил, когда-то чувствовал себя в ней, как дома, и знал там каждую балочку», была для него самой близкой, самой задушевной темой. Известно, что для осуществления своего творческого замысла Чехов предпринял весною 1887 г. поездку из Москвы на юг, в Таганрог. Из Таганрога он отправился в степь, посетил любимые и знакомые с детства степные уголки, чтобы освежить и углубить впечатления и образы, связанные с родными местами.
Органичность темы степи для творчества Чехова подтверждается и его прямыми высказываниями в письмах и его глубоким интересом к этой теме на различных этапах литературной деятельности. В 1889 году Чехов писал Суворину: «Природа очень хорошее успокоительное средство. Она мирит, то есть делает человека равнодушным. Только равнодушные люди способны ясно смотреть на вещи, быть справедливыми...» Труд и справедливость связаны у Чехова с природой. А в мае 1894 года он пишет: «Я думаю, что близость к природе и праздность составляют необходимые элементы счастья: без них оно невозможно».
Эта мысль «растворяется» в подтексте чеховских произведений. По-видимому, о себе говорил Чехов устами писателя Тригорина из пьесы «Чайка»: «Я чувствую природу, она возбуждает во мне страсть, непреодолимое желание писать. Но ведь я не пейзажист только, я ведь еще гражданин, я люблю родину, народ, я чувствую, что если я писатель, то я обязан говорить о народе, об его страданиях, об его будущем, говорить о науке, о правах человека и прочее, и прочее».
Тема степи
у Чехова имеет значительное содержание.
Чехов в своих «степных»
Определение пейзажа и его функциональности в художественном произведении
Пейзаж — один из компонентов мира литературного произведения, изображение незамкнутого пространства. Традиционно под пейзажем понимается изображение природы, но это не совсем точно, что подчёркивает сама этимология слова (фр. paysage, от pays — страна, местность). В Литературном энциклопедическом словаре даётся следующее определение пейзажа: это описание «любого незамкнутого пространства внешнего мира». Пейзаж является элементом композиции многих литературных произведений, выполняя при этом различные функции. Это одно из самых мощных средств создания воображаемого, “виртуального” мира произведения, важнейший компонент художественного пространства и времени.
Выделим основные функции пейзажа в художественных произведениях.
1. Обозначение места и времени действия. Благодаря пейзажу читатель легко может представить себе, где и когда происходит действие. В некоторых случаях (особенно часто в лирике) это еще и основной предмет описания. Нередко пейзаж обозначен уже в заглавии произведений: «Море», «Вечер» В.А. Жуковского, «Деревня» Пушкина, «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» Некрасова, «Тихий Дон» М.А. Шолохова. Место и время действия в произведении редко обозначены точно (если в нем не описываются исторические события), но их часто можно определить по особенностям пейзажа, а также по реалиям времени. Часто пейзаж обозначает время года или время суток, его смену в ходе сюжета. Например, в романе Толстого «Анна Каренина» Левин после трудового дня, когда он косил наравне с крестьянами, остается в поле: «Перед утреннею зарей все затихло. Слышались только ночные звуки неумолкаемых в болоте лягушек и лошадей, фыркавших по лугу в поднявшемся пред утром тумане. Очнувшись, Левин встал с копны и, оглядев звезды, понял, что прошла ночь».
2. Сюжетная мотивировка. Природные явления могут повлиять на происходящие события. Например, в «Капитанской дочке» Пушкина буран в степи мотивирует встречу Петра Гринева и Пугачева, благодаря которой устанавливаются человеческие отношения между героями. Внезапно разразившаяся гроза в одноименной пьесе Островского подталкивает Катерину к признанию в своем грехе. Также сюжет произведения может во многом определяться календарным временем. Например, события в рассказе А.П. Чехова «Студент» происходит в Страстную Пятницу, поэтому герой рассказывает вдовам историю об отречении Петра (произошедшую как раз в этот день две тысячи лет назад).
3. Форма психологизма. Эта функция наиболее частая в произведении, пейзаж оказывается средством раскрытия характера героя. Явления природы могут предвещать те или иные события в жизни персонажа, создавать определенное настроение. Например, старый нераспустившийся, а потом зазеленевший дуб в «Войне и мире» Л.Н. Толстого символизирует два противоположных душевных состояния князя Андрея.
Часто пейзаж, данный через восприятие героя, раскрывает какую-то сторону его характера или указывает на его психологическое состояние. В романе Тургенева «Отцы и дети» братья Кирсановы по-разному воспринимают природу: если Николай Петрович восхищается ее красотой, то Павел Петрович равнодушен к ней.
Выразительна как форма психологизма динамика восприятия пейзажа. В рассказе Чехова «Студент» вначале мрачное настроение Ивана Великопольского полностью соответствует разыгравшейся непогоде, в какой-то степени вызвано ею: «…Некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, все смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо, нелюдимо». После же разговора с вдовами настроение героя совершенно меняется. Чехов и сейчас обращает внимание на пейзаж, но теперь он не соответствует настроению героя, даже противопоставлен ему, поэтому студент не обращает внимания на холод и ветер.
4. Форма «присутствия» автора. Через пейзаж может быть выражено авторское отношение к изображаемому. Например, Тургенев, описывая спор Базарова и Павла Петровича, нигде прямо не выражает своей оценки нигилизма, но после спора описывает великолепный тихий вечер и таким образом писатель косвенно высказывает свое отношение к нигилизму Базарова.
Часто различные функции пейзажа совмещаются в произведении, тогда можно говорить о полифункциональности пейзажа, как в повести А.П. Чехова «Степь».
Функции пейзажа в повести А.П. Чехова «Степь»
Как уже было определено, пейзаж, содержательный и композиционный элемент литературного произведения, выполняет разные функции в зависимости от замысла автора. Очень сложно выделить какие-то характерные принципы в чеховском пейзаже, так как описания природы в его произведениях — это не отступления от главного повествования, они имеют вполне самостоятельное значение. Степь с ее природой и людьми, по определению самого автора, является основной темой повести «Степь». Эта повесть отличается от других «степных» произведений Чехова тем, что степь в ней является не только фоном, оттеняющим, в порядке гармонии или контраста, настроения, мысли, поступки действующих лиц, но и сама является «действующим лицом», выступает активным идейно-художественным компонентом.
Чехововеды давно
установили, что «Степь» представляет
собою образец бессюжетной
Степь в повести Чехова показана в двух планах — непосредственно пейзажном и символическом, поэтому и полифункциональность пейзажа распадается на две эти состовляющие.
Смысловая функция
Достаточно определенно о «Степи» высказался сам А.П. Чехов в письме к Л. В. Григоровичу от 12 января 1888: «Я принялся за большую вещь… Для дебюта в толстом журнале я взял степь, которую давно уже не описывали. Я изображаю равнину, лиловую даль, овцеводов, […], попов, ночные грозы, постоялые дворы, обозы, степных птиц и проч. Каждая отдельная глава составляет особый рассказ, и все главы связаны, как пять фигур в кадрили, близким родством. Я стараюсь, чтобы у них был общий запах и общий тон, что мне может удаться тем легче, что через все главы у меня проходит одно лицо… Вместо художественного, цельного изображения степи я преподношу читателю «степную энциклопедию». Первый блин комом. Но я не робею. И энциклопедия, авось, сгодится. Быть может, она раскроет глаза моим сверстникам и покажет им, какое богатство, какие залежи красоты остаются еще нетронутыми, и как еще не тесно русскому художнику». Итак, уже в письме к своему другу Чехов высказывается недвусмысленно о том, что главная цель написания книги - это показать богатство природы, раскрыть для современников «залежи красоты» степи, тем самым подчинив и бросив все ресурсы произведения на достижение этой главнейшей задачи. А богатство природы должно открыть читателю богатство русской натуры и ее возможностей, которые не находят применения в гнетущем настоящем.
В «Степи» отсутствует
то, что характеризовала
Особенно отчётливо выступает в «Степи» связь с Гоголем. «Я знаю, - писал Чехов в пору создания повести, - Гоголь на том свете на меня рассердится. В нашей литературе он степной царь. Я залез в его владения…»
Автор «Степи» поставил близкую к Гоголю задачу: дать обозрение России на новом этапе её развития, показать уродливую социальную действительность и богатые потенциальные возможности русского народа, красоту русской природы. Молодой писатель, не поднявшись до высоты гоголевского социального обличения и широты обобщения, выразил, однако, взволнованное отношение к родине, к судьбе народа. Он использовал и композиционные особенности повести Гоголя «Мертвые души», оформив своё произведение так же, как «историю одной поездки».
Некоторые хорошо знакомые гоголевские мотивы, включаясь в чеховскую партитуру, сближают обоих художников в сознании читателя. Таковы, например, авторские размышления в «Мертвых душах» о Руси, где любят все оказаться в широком размере, которая «ровней гладнем разметнулась на полсвета», о русской дороге: «Боже! как ты хороша подчас, далёкая, далёкая дорога!.. А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грёз…» «Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись по нему?».
В «Степи» эти
слова Чеховым почти
Таким образом, в первую очередь, пейзаж степи несет в себе смысловое ядро всей повести, степь не просто место действия, это полноценный герой произведения, и может быть, герой главный. Не случайно В. Г. Короленко придавал чеховской «Степи» символическое значение — в ней он видел социальный символ русской жизни 80-х годов, когда «общественная жизнь так похожа была на эту степь с ее безмолвною истомой и тоскливой песнью...» В глубоком «подводном течении» чеховского степного пейзажа имеются элементы социальной и философской символики. Есть в «Степи» замечательное лирическое отступление, в котором Чехов, выражая свое восторженное отношение к степи, в то же время раскрывает ассоциации, связанные с восприятием степной природы.
Информация о работе Роль пейзажа в повести А.П. Чехова "Степь"