Роль портрета в романе Стендаля "Красное и черное"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2012 в 22:01, контрольная работа

Краткое описание

В своем романе «Красное и черное» Стендаль создал объективную картину жизни современного ему общества. «Правда, горькая правда», — говорит он в эпиграфе к первой части произведения. И этой горькой правды придерживается до последних страниц. Справедливый гнев, решительная критика, едкая сатира автора направлены против тирании государственной власти, религии, привилегий.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль портрета в романе Ф.docx

— 55.14 Кб (Скачать файл)

В своем романе «Красное и черное» Стендаль создал объективную картину жизни современного ему общества. «Правда, горькая правда», — говорит он в эпиграфе к первой части произведения. И этой горькой правды придерживается до последних страниц. Справедливый гнев, решительная критика, едкая сатира автора направлены против тирании государственной власти, религии, привилегий. Именно этой цели подчинена и вся система образов, созданных писателем. Это обитатели провинции: дворянство, буржуазия, духовенство, мещанство, мировой судья и представители высшей аристократии.

Творческие задачи диктовали  и систему образов: дворянство –  де Ренали, буржуазия – Фуке, Вально, духовенство – Аббат Шелан, мещанство – Сорели, полковой врач армии Наполеона и мировой Судья. Вторая группа – духовенство Безансона – семинаристы, Аббат Пирар, Фрилер, Милон, епископ. Вне Безансона – епископ Агдский. Высшая аристократия – де Ла Моль и посетители его салона. Де Реналь -  аристократ, женившийся ради приданного, стремящийся выдержать конкуренцию буржуазии, завёл фабрику, но в конце романа ему всё равно придётся уступить – мэром города становится Вально. О Вально сам автор ещё в начале романа сказал, что он «собрал самую шваль от каждого ремесла». Стендаль знает, что в его время господа, подобные Вально, становятся социальной и политической силой. Именно поэтому Вально отваживается прийти к де Ла Молю, а надменный маркиз принимает невежду, надеясь на его помощь во время выборов. «Основной закон для всего существующего, это уцелеть, выжить».

Вопросы политики органически  входят в роман, соединяясь с резкой критикой религии и клерикалов. В  чём смысл деятельности духовного  лица, думает Жюльен – семинарист: «Продавать верующим места в раю». «Омерзительным»  называет Стендаль существование в  семинарии, где воспитывают будущих  священников,  наставников народа: там господствует «лицемерие», «  мысль там считается преступлением», «здравое рассуждение оскорбительно». Аббат Пирар называет духовенство «лакеями, необходимыми для спасения души».  Стендаль не отказывает своим героям в способности мыслить, страдать, подчиняться не только выгоде. Он показывает нам и живых людей, таких как Фуке, живущий вдали от города, маркиз де Ла Моль, способный увидеть личность в бедном секретаре, Аббат Пирар, которому даже друзья не верили, что он не воровал на посту ректора семинарии, Матильда, госпожа де Реналь и, в первую очередь, сам Жюльен Сорель.

 Стендаль раскрывает  также основные тенденции развития  общества, в котором аристократия  и духовенство всеми силами  стремятся удержать власть. Для этого они затевают заговор, сущность которого писатель вскрывает в ироническом эпиграфе: «Основной закон для всего существующего — это уцелеть, выжить. Вы сеете плевелы и надеетесь взрастить хлебные колосья». Характеристики, которые дает им Жюльен Сорель, красноречивы: один из них «всецело поглощен своим пищеварением», другой полон «злости дикого кабана», третий похож на «заводную куклу»... Все они заурядные фигуры, которые, по мнению Жюльена, «боятся, как бы он их на смех не поднял».

Жюльен Сорель – главный герой «центрального» романа «Красное и черное» (1830) выдающегося французского писателя XIX ст., одного из основоположников французского реализма, Стендаля (литературный псевдоним Анри - Мари Бейля). Этот роман в сюжетном плане построен на реальных фактах, с которыми будущий его автор знакомился на страницах судебной хроники. Речь шла о молодом крестьянине, осужденном к смертной казни за то, что он с целью карьеры вступил в любовную связь с женой хозяина дома, где работал гувернером, а потом в семье парижского аристократа, где был скомпрометированный близкими отношениями с дочерью хозяина; так же, как и Жюльен, Сорель, был вынужден оставить (не из собственной воли) стены духовной семинарии, так же стрелял в церкви в свою первую любовницу, так же попал к тюрьме и был осужден к смертной казни.

Тем не менее, реальный, документальный источник лишь подтолкнул фантазию Стендаля, который на основании этих сухих  данных создал яркий, живой, социально  и психологически обусловленный характер, представленный в то же, и в определенной эволюции. Итак, вместо мелкого честолюбца из судебной хроники в романе появляется героическая, трагическая и противоречивая личность Жюльена Сореля. Он – фигура необыкновенная, выходец из крестьянства, из народных «низов», будто живое воплощение того народа с его энергией, смелостью и стойкостью в стремлении своей жизненной цели. Сорель лишенный корыстолюбия, но преисполненный честолюбивых мечтаний, желание подняться вверх, действовать, занять высшее место в обществе, которое ему отвечает отказом в этом, так как за залоговыми пересудами, по залоговой традиции – он «плейбоя» и потому, несмотря на свои естественные способности, должен навсегда остаться «во тьме». Жюльен Сорель – один из самых сложных персонажей Стендаля, долго над ним размышлявшего.

Жюльен Сорель – юноша  из народа. В самом деле, сын крестьянина, имеющего лесопилку, должен работать на ней, как и его отец, братья. По своему социальному положению Жюльен – рабочий (но не наемный); он чужой в мире богатых, воспитанных, образованных. Но и в своей семье этот талантливый плебей с «поражающе своеобразным лицом» – словно гадкий утенок: отец и братья ненавидят «щуплого», бесполезного, мечтательного, порывистого, непонятного им юношу. В девятнадцать лет он выглядит как запуганный мальчик. А в нем таится и клокочет огромная энергия – сила ясного ума, гордого характера, несгибаемой воли, «неистовой чувствительности». Его душа и воображение – пламенные, в глазах его – пламя. В Жюльене Сореле воображение подчинено неистовому честолюбию. Честолюбие само по себе не отрицательное качество. Французское слово «ambition» означает и «честолюбие» и «жажду славы», «жажду почестей» и «стремление», «устремленность»; честолюбия, – как сказал Ларошфуко, – не бывает при душевной вялости, в нем – «живость и пыл души». Честолюбие заставляет человека развивать свои способности и преодолевать трудности. Жюльен Сорель подобен кораблю, оснащенному для большого плавания, и огонь честолюбия в иных социальных условиях, предоставляющих простор для творческой энергии народных масс, помог бы ему преодолеть самое трудное плавание. Но теперь условия благоприятствуют не Жюльену, и честолюбие заставляет его приспособляться к чужим правилам игры: он видит, что для достижения успеха необходимы жестко-эгоистическое поведение, притворство и лицемерие, воинственное недоверие к людям и завоевание превосходства над ними.

Но природная честность, великодушие, чувствительность, возвышающие Жюльена над окружением, вступают в противоречие с тем, что ему диктует в существующих условиях честолюбие. Образ Жюльена «правдив и современен». Автор романа смело, необычайно ясно и рельефно выразил исторический смысл темы, сделав своего героя не отрицательным персонажем, не пронырой - карьеристом, а даровитым и мятежным плебеем, которого социальный строй лишил всех прав и таким образом заставил бороться за них, не считаясь ни с чем.

Но многих смущало то, что Стендаль сознательно и последовательно  противопоставляет выдающиеся дарования  и природное благородство Жюльена  его «злосчастному» честолюбию. Видно, какими объективными обстоятельствами обусловлена кристаллизация воинственного  индивидуализма талантливого плебея. Мы убеждаемся и в том, насколько  губительным для личности Жюльена  оказался путь, на который его толкнуло честолюбие.

Жизнь Жюльена – это  история его безуспешных попыток  вполне приспособиться к общественным условиям, в которых торжествуют  низменные интересы. «Пружина» драматизма в произведениях Стендаля, герои которых молодые честолюбцы, – целиком состоит в том, что эти герои «вынуждены насиловать свою богатую натуру, чтобы играть гнусную роль, которую они себе навязали». Эти слова точно характеризуют драматизм внутреннего действия «Красного и черного», в основе которого душевная борьба Жюльена Сореля. Патетика романа – в перипетиях трагического единоборства Жюльена с самим собою, в противоречии между возвышенным (натурой Жюльена) и низменным (его тактикой, диктуемой общественными отношениями).

Реальная окружающая жизнь  разочаровывает Сореля. За внешним блеском и за внешней лишь привлекательностью раскрывается постепенно настоящая низость существования «высших» школ Франции сутки Реставрации: сначала в лице мэра Барьера и его окружение, потом духовных кругов Безансона, во многом очень далеких от сугубо религиозных интересов и проблем, а потом на примере жизни в роскошном доме маркиза  де ля Моля.

Сорель довольно быстро раскрывает  свой настоящий  смысл, верней, его нескладный «механизм», очень далекий от настоящих государственных и общественных интересов. Жульен прекрасно понимает, за что на самом деле его осуждение к смертной казни: конечно, не за выстрел в церкви и не за любовную связь с госпожой де Реналь и Матильдою де ля Моль, а за протест «плебея» против залоговых «законов» общества, за его старание подняться согласно своим естественным способностям и стремлениям вверх по залоговым ступенькам. Поэтому, идя на смертную казнь, Жюльен отказывается от любой помощи «сильных мира этого», которые бы возможно, и добились, в случае его покаяния, приказа о его помиловании. Поединок с обществом, с «запрограммированной» судьбой есть на исходе физическим поражением и вместе с тем моральной победой главного героя произведения, победой всего прогрессивного над косным, консервативным, т.е. возвращением героя к его независимому и сильному духовному естеству.

Мастерство Стендаля как  писателя и заключается в этом умении даты (на конкретном хронологическом  и социальном основании), прежде всего, психологический портрет своего героя с его положительными и  отрицательными чертами, в органическом, живом единстве этих разногласий.   Сын крестьянина является нервным типом, его приняли за девушку, отличается склонностью к наукам, но вынужден готовить себя для церкви. Важен эпизод, когда Жюльен Сорель стоит на утесе и смотрит за полетом ястреба (ястреб = Наполеон, хищная птица, но не благородная).  С  этого  момента начинается гибель Жюльена Сореля. Его берет к себе г-н де Реналь из честолюбивых помыслов.  Жюльеном Сорелем увлекается г-жа де Реналь. Он хотел ее добиться, что бы  что – то доказать себе (но влюбляется в нее).

2-е борющиеся стороны  в нем: тонко чувствует человека, может разумом победить чувства.  Попадает в высший свет, овладевает  правилами этикета  в короткий  срок. Влюблен в Матильду, но понимает, что любит только г-жу де Реналь.   Он  настоящий в любви.

Психология Жюльена Сореля и его поведение объясняются  классом, к которому он принадлежит. Это психология, созданная Французской  революцией. Он трудится, читает, развивает  свои умственные способности, носит  пистолет, чтобы защитить свою честь. Жюльен Сорель на каждом шагу проявляет  дерзкую храбрость, не ожидающую  опасность, а предупреждающую ее.

Стендаль проводит своего героя по 3 сферам общества:

1.Провинция, провинциальный  городок Вельер-клетка, маленький городок, где царит власть денег, к человеку относится по  мере его доходов Старый Сорель-крестьянин,  всем ищет выгоду  де Реналь - дворянин нового типа, важна власть денег. Все они французы эпохи Реставрации;

2. Духовенство, ценится  непосредственность.  Цель - получить  приход, чтобы получить деньги;

3.Высшее парижское   общество. Вводит в роман политику.  Царство скуки.  Этикет, который нужно соблюдать.

Во Франции, где господствует реакция, нет простора для талантливых людей из народа. Они задыхаются и гибнут, словно в тюрьме. Тот, кто лишен привилегий и богатства, должен для самообороны и, тем более, чтобы добиться успеха, приспособляться. Поведение Жюльена Сореля обусловлено политической обстановкой. Ею связаны в единое и неразрывное целое картина нравов, драматизм переживания, судьба героя романа.

Жюльен плохо ориентировался в новом для него обществе. Все  было там неожиданно и непонятно, и потому, считая себя безукоризненным  лицемером, он постоянно делал ошибки. «Вы чрезвычайно неосторожны  и опрометчивы, хотя сразу это и незаметно, – говорил ему Аббат Пирар. – И, однако, по сие время сердце у вас доброе и даже великодушное, и разум большой».

«Все первые шаги нашего героя, – пишет Стендаль от своего имени, – вполне уверенного в том, что он действует как нельзя более  осторожно, оказались, как и выбор  духовника, крайне опрометчивыми. Введенный  в заблуждение той самонадеянностью, которой отличаются люди с воображением, он принимал свои намерения за совершившиеся  факты и считал себя непревзойденным  лицемером. «Увы! Это единственное мое  оружие! – размышлял он. – Будь это другое время, я бы зарабатывал свой хлеб делами, которые говорили бы сами за себя перед лицом неприятеля».

Воспитание доставалось  ему с трудом, потому что требовало  постоянного самоуничижения. Так  было в доме Реналя, в семинарии, в парижских светских кругах. Это сказывалось в его отношении к любимым женщинам. Его контакты и разрывы с г-жой де Реналь и Матильдой де Ла-Моль свидетельствуют о том, что он почти всегда поступал так, как подсказывало ему побуждение минуты, потребность проявить свою личность и бунтовать против любого действительного или кажущегося оскорбления. А каждое личное оскорбление он понимал как общественную несправедливость.

Поведение Жюльена определено идеей природы, которой он хотел  подражать, но в реставрированной монархии, хотя бы и с Хартией, это невозможно, поэтому приходится «с волками выть»  и действовать так, как действуют  другие. Его «война» с обществом  происходит скрыто, а делать карьеру, с его точки зрения – значит подрывать это искусственное общество ради другого, будущего и естественного.

Жюльен Сорель – синтез двух, как будто прямо противоположных, направлений – философской и политической 19 века. С одной стороны – рационализм в сочетании с сенсуализмом и утилитаризмом, – необходимое единство, без которого ни то, ни другое не могло бы существовать согласно законам логики. С другой стороны – культ чувства и натурализм Руссо.

Он живет словно в двух мирах – в мире чистой нравственности и в мире рассудочного практицизма. Эти два мира – природы и цивилизации – не мешают друг другу, потому что оба вместе решают одну задачу, построить новую действительность и найти для этого верные пути.

Жюльен Сорель стремился  к счастью. Своей целью он поставил уважение и признание светского  общества, которое он проник благодаря  своему усердию и талантам. Восходя  по лестнице честолюбия и тщеславия, он как будто приближался к  заветной мечте, но счастье изведал  он только в те часы, когда, любя г-жу де Реналь, был самим собою.                                   Это была счастливая встреча, полная взаимного сочувствия и симпатии, без рационалистических и классовых препон и перегородок, встреча двух людей природы – таких, какие должны быть в обществе, созданном по законам природы.

Информация о работе Роль портрета в романе Стендаля "Красное и черное"