Роль произведений М.М. Пришвина в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 13:48, статья

Краткое описание

Природа – это всё естественное богатство окружающего мира, которое открывается юному человеку в процессе познания, труда и творчества. Она живёт по своим законам, а человеку важно понять эти законы, так как человек и природа составляют единое целое.
Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребёнку в полной мере увидеть и понять красоту природы, воспитать в нём высокие нравственные качества, которые необходимы для его последующего развития и формирования как личности, как человека. Рассматривая природу и нравственность как единое целое, у учащихся формируется потребность в общении с природой, в бережном отношении к ней.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль произведений М. Пришвина.docx

— 33.59 Кб (Скачать файл)

Благодаря таким вопросам у учеников развиваются  память, воображение, удивительное восприятие реальности как чуда и сказки. Дети учатся по-настоящему видеть и слышать  природу. При этом происходит интересное, живое общение учителя и учеников, детям не удается заскучать, ведь то, о чем им говорит учитель, на прогулке они могут потрогать  своими руками, увидеть и пережить сами. Именно таким образом и закладывается  начало формирования жизненного опыта  у детей. И для нас особо  ценно то, что формирование такого опыта происходит через изучаемые  рассказы Пришвина.

        Чтобы понять отношение детей  к природе, ко всему живому, что нас окружает, перед детьми  можно поставить  проблемные  ситуации, решение которых зависит от их отношения к живой природе.

Например:

  1. Дети как бы вы поступили, если бы в лесу встретили мальчика, который разоряет гнездо птицы? Чтобы вы ему сказали? Правильно ли поступает мальчик и почему?
  2. Мальчик Саша принёс в школу красивую бабочку и хвастается своей «добычей» перед ребятами. Как вы думаете можно ли ловить насекомых и почему? Что бы вы сказали Саше?
  3. Дети принесли домой маленького ежика,  которого нашли в лесу и решили оставить его жить дома, но мама не разрешила. Как вы думаете почему?

       Чем пристальнее вчитываешься в строки книг Пришвина, тем ближе и дороже становятся его герои, мужественные искатели новых путей, зоркие следопыты, люди, обладающие доброй и смелой душой.

Великая любовь Пришвина к  природе родилась из его любви  к народу и к той земле, на которой он жил и трудился.

Его произведения пронизаны  той добротой, которая присуща  тем людям, которые живут, общаясь  с природой, и являются её неотъемлемой частью.

Рассказы и повести  писателя могут эффективно использоваться в воспитании детей. Развивая познавательные интересы детей, мы можем показать всю  красоту окружающего мира, дать понять, что человек не может быть охотником  – он часть природы, с которой  необходимо подружиться и изучить  её, научиться бережному отношению  к ней.

Таким образом, книги Пришвина играют важную роль в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

Фрагменты уроков.

Беседы по прочитанным  произведениям.

“Этажи леса”.

    1. Что такое этажи леса,  по мнению Пришвина?
    2. На каком этаже разместились травы (деревья, кусты)?
    3. Какой этаж самый высокий (самый низкий)?
    4. Почему животные, как люди не могут поменять место жительства на другой этаж?

Рассказ ученика о своем  походе в лес.

«После завтрака мы оделись и пошли на экскурсию  в лес. Дорога была очень длинная, шли мы далеко, но совсем не устали. Шли через речку, мимо большой  горки. Когда прошли по заваленному  снегом полю, то, наконец, пришли в лес. Там было много елочек и сосен, а на них – шишечки – на верхушечках. Около елочки была большая  гора снега, и мы подумали, что это  берлога медведя. Потом мы увидели следы зайца и лисы, слышали, как кричит ворона и как ветер шумит высоко в ветках большой сосны. Прогулка в лес нам очень понравилась.» 

 «Лисичкин хлеб»

  1. Каких птиц принёс охотник из леса?
  2. Какие грибы и ягоды принёс он Зиночке?
  3. Как деревья лечатся?
  4. Какие вы запомнили названия трав?
  5. Почему «лисичкин хлеб» кажется Зиночке вкуснее обычного?

“Землеройка”.

  1. Для чего дедушка и Зиночка решили вырыть ловушку?
  2. Как выглядит землеройка?
  3. Как она себя ведёт?
  4. Что она ест?
  5. Что задумали Зиночка с дедушкой сделать с землеройкой?
  6. Почему им это не удалось? А если бы им удалось, понравился бы вам рассказ? Почему?

«Филин».

1. В какое время суток  филин обычно охотится? Почему?

2. Кто обнаружил филина  и где?

3. Какие птицы слетелись  на крик ворона?

«Берестяная трубочка».

1. Откуда на березах появляются берестяные трубочки?

       2. Что было спрятано в берестяной трубочке, которую нашел автор?

       3. Кто поселился в трубочке?

Знакомство с  зарисовками о природе М. М. Пришвина.

1. Вводная беседа о  деревьях

2. Отгадывание загадок.

3. Рассматривание иллюстраций  с изображением разных деревьев.

4. Чтение зарисовок: «Как  распускаются разные деревья», «Белолапки»,  «Липа и дуб».

5. Беседа по прочитанному.

6. Изображение понравившихся  деревьев.

7. Выставка рисунков.

 

Список  литературы:

 

  1. Пришвин М.М. «Кладовая солнца», М. «Детская литература», 2001
  2. Пришвин М. М. Лесная капель, Краснодарское книжное издательство, 1984
  3. Зурабова К. // Учительская газета. - 2008. - 12 февр.
  4. http://festival.1september.ru/articles
  5. http://lib.rin.ru/doc/i/197091p.html
  6. Ивич  А. «Природа и дети», Детская литература, 1980
  7. Мотяшов И. «Михаил Пришвин». М., 1965
  8. М.Пришвин. "Кладовая солнца". Повесть и рассказы, Минск, "Народная асвета", 1980

 


Информация о работе Роль произведений М.М. Пришвина в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников