Ростовская финифть. С начала и до настоящего времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:12, доклад

Краткое описание

Эмаль как материал - это стекловидная застывшая масса, окрашенная окислами металлов в различные цвета. В декоративно - прикладном искусстве она позволяет вводить полихромные решения в изделия из металла. Художников во все века привлекали в эмали широкая палитра не тускнеющих от времени цветов. Только владея специальной технологией, которая позволяет добиться прочного соединения двух самостоятельных материалов – металла и эмали можно превратить эмаль в средство выражения замысла художника, в средство колористического декоративного украшения металла.

Вложенные файлы: 1 файл

Ростовская финифть.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

После революции 1917 года эмальерное искусство  в России переживает кризис. Художественная эмаль принадлежала искусству господствующих классов и отвергалась новой  идеологией. Гражданская война и разруха в стране привели к тому, что в послереволюционные годы перестал создаваться привычный круг вещей, декорированных эмалью. Из всех традиционных российских центров художественной эмали только Ростов Великий смог сохранить навыки работы с этим материалом.

В 1918 году в Ростове была организована артель, объединившая многих городских  мастеров, а также была создана  школа, в которой обучали эмальерному  делу. Артель и действующая при ней школа до 1941 года были единственным в стране центром эмальерного дела и подготовки кадров эмальеров. В это время сложилась тенденция относить традиции русской эмали исключительно к промыслу ростовской финифти. Когда вместо артели была организована фабрика «Ростовская финифть» Ростов Великий (Ярославский) окончательно занял место ведущего центра традиционного искусства живописной эмали.

В настоящее время наблюдается  устойчивый рост интереса к искусству  эмали, так как эта техника  дает необычайно широкий простор для творчества. Все чаще к технике эмали проявляют интерес художники из других видов искусства (станковая и монументальная живопись, дизайн).

Материалы для изготовления

Медь (Cu) — основа эмалевой пластины. Особое внимание уделяется состоянию поверхности. Она должна быть без грубых рисок и вмятин. Также не должно быть фольгированных отслоений. Оптимальная толщина 0,35 мм. Медь — металл красного цвета. Мягкий, пластичный, вязкий, легко поддаётся волочению, прокатке, штамповке, ковке и чеканке. Хорошо полируется, но быстро тускнеет. В присутствии влаги и СО2 на поверхности металла образуется зелёная плёнка. Латунь — сплав меди с цинком (до 50 % Zn), иногда с добавками свинца, олова, железа, никеля и др. элементов. Латунь имеет холодно-жёлтый цвет. При добавлении в медь 15 % Zn и 0,5 % Al получается алюминиевая латунь, напоминающая золото. Используется для изготовления знаков отличия и ювелирных изделий. Томпак — это по сути латунь, но с добавлением в медь цинка 3-12 %. Хорошо подходит для прозрачных эмалей, так как после их наплавки остаётся внутренний блеск. Цветной металл необходимо хранить в сухом месте во избежании оксидирования поверхности.

Эмаль ювелирная — представляет собой прозрачные и непрозрачные свинцовые стёкла, которые используются для декоративного покрытия изделий из золота, серебра, меди и медных сплавов. Температура наплавления эмалей на металл должна быть в пределах t 790+20. Для эмали № 16 температура наплавления t 750+20. Используется № 4-непрозрачная белая 13, № 6- непрозрачная опал 16 (по цвету как стекло), № 13 — прозрачная бесцветная фондан 32. Продаётся в виде плиток 7х10х2 см. Гост ТУ 2366—011-00303835-95.

Огнеупорные краски — стойкие декоративные надглазурные краски для эмали, не требующие специального покрытия. Обжиг t 700—750. Краски, имеющие нижний температурный порог при обжиге 700 ос и ниже, могут при обычном обжиге терять свой цвет (особенно мак, каштан). Использовать такие краски можно в последних и предпоследних обжигах.

Номер, цвет, t обжига :

  • 14209 Чёрная
  • 141300 Чёрная
  • 19191 Белая, t 780—820
  • 191230 Белая, t 700—830
  • 131232 Жёлтая
  • 161232 Каштан (коричневая)
  • 161233 Охра
  • 721233 Кобальт, t 700—830
  • 111232 Зелёная с синевой
  • 111233 Зелёный хром
  • 111234 Зелёная
  • 111300 Сине-зелёная
  • 121232 Синяя (лазурь)
  • 121234 Голубая
  • 771235 Пурпур
  • 171231 Мак, t 700—800
  • 771234 Пурпур, t 700—800
  • 771239 Кармин, t 700—830
  • 771241 Кр. Магента, t 700—830
  • 77502 Пурпур

 

Список используемой литературы

  1. «Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера в 4 т. www.vasmer.narod.ru Борисова В.И. Ростовская финифть. М., Интербук, 1995.
  2. Бреполь Э. Художественное эмалирование. Л., Машиностроение, 1986.
  3. Гилодо А.А. Русская эмаль. Вторая половина 19-20 век. М., Береста, 1996.
  4. Зайцев – Картавцев А.Е. Ростовская финифть XVIII в. М., Русский Raritet, 1993.
  5. Кривоносов В.Т. Огненное письмо. Ярославль, 1977.
  6. Мухин В.В. Искусство русской финифти. СПб., Грифон, 1996.
  7. Пак В.Ф. Ростовская финифть XX века М., Галант, 2006.
  8. Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII века. М., Искусство, 1955.
  9. Сивцов В.И. Русская эмаль конца XX столетия. М., Интербук-бизнес, 2003.

Информация о работе Ростовская финифть. С начала и до настоящего времени