Русская детская литература 11-18 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:33, реферат

Краткое описание

Являясь неотъемлемой частью художественной литературы, детская литература служит важнейшим каналом воспроизводства духовности человечества. Каждая культура характеризуется специфическими системами видения и восприятия мира, каналами передачи ценностей. Культурологическая наука рассматривает ценности как общие представления, разделяемые большей частью общества относительно того, что является желательным, правильным и полезным. Ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее и плохое, идеальное и иллюзорное, истину и заблуждение, красоту и безобразие, допустимое и запретное, справедливое и несправедливое. Воспитательное значение детской литературы очень велико.

Вложенные файлы: 1 файл

Русская детская литература 11.docx

— 48.81 Кб (Скачать файл)

Итак, произведения русской детской литературы, созданные  в XV— XVII веках, дают основание признать наличие древнерусской детской  литературы, которая явилась фундаментом  для развития русской детской  литературы последующих эпох. По своему характеру, темпам развития, по связям с просвещением и всей русской  культурой древнерусская литература для детей была неоднородной. Задолго  до появления первых текстов, создаваемых  для детей, шел естественный процесс  отбора произведений для детского чтения. К XV веку завершился большой период предыстории детской литературы, длившийся около четырех с  половиной столетий (с X до первой половины XV века). Со второй половины XV столетия началась ее история, появилась собственно детская литература на волне патриотизма, вместе с растущим самосознанием  народа, и возникла она из педагогических потребностей, как органическая и  важнейшая часть всей русской  национальной культуры. Завершение этого  периода (вторая половина XVI века) характеризуется  появлением печатных книг.

Детская литература в XVIII в.

 

Древнерусская литература для детей явилась  почвой для детской литературы последующих  эпох. Ее достижения были развиты в  первую очередь в XVIII веке, в истории  которого отчетливо выделяются три  периода: 1) первая четверть столетия; 2) середина века (с 1726 по 1768г.г.); 3) последняя  треть века.

Значительным  событием в истории детской литературы стало изданное в 1717г. «Юности честное  зерцало», представляющее собой свод правил при дворе, вводимых царем-реформатором. Книга была составлена по указанию Петра I коллективом близких ему  людей, возглавляемым Гаврилой Бужинским. По своему построению это типичная детская книга. В ней размещались материалы, взятые из скорописных азбук, характерных для XVII века, куда входили алфавит, слоги и учительные прописи. Собственно «Юности честное зерцало» делится на две части: сведениям о придворном этикете и правилам для юношества, и законам «девичей чести и добродетелям». Задача книги — подготовить ловких, проворных, умных и хорошо воспитанных придворных, способных угождать царю и его приближенным. Основная идея книги: судьба молодого человека зависит не от происхождения, а от его личных заслуг. Книга носила сословный и религиозный характер. В ней подчеркивалось привилегированное положение дворянства, хотя довольно резко критиковались и его пороки. Это первая печатная книга для детей и юношества, написанная на живом русском языке, украшенная пословицами, поговорками, меткими выражениями.

Ярким детским  писателем этого периода развития детской литературы был Феофан Прокопович. Он был также публицистом, общественным деятелем, активным сторонником Петровских реформ. По личной просьбе Петра I Ф.Прокопович написал две детские книги: «Краткую русскую историю» и «Первое учение отрокам» (первое издание—1721г.). В большом  предисловии к книге «Первое  учение отрокам» изложил свои педагогические взгляды. Он утверждал, что все в  человеке закладывается с детства. Дети, по мнению Феофана, должны любить книги. В связи с этим, книги, написанные детям, должны быть им доступны.Продолжая традиции XVII века, Феофан Прокопович наполнял свои произведения актуальным содержанием, придавал им яркую гуманистическую и просветительскую окраску. Все это дает основание считать Феофана передовым человеком своего времени, самым значительным детским писателем XVIII века.

Екатерина II вошла в историю нашей страны не только как императрица, но и как  одна из самых плодовитых писательниц, создавшая несметное количество произведений. Ее литературное наследие может составить около пяти тысяч  томов. Не обладая литературным талантом, а лишь незначительными способностями, она сполна использовала свои возможности, чтобы изложить свои знания о России, обнародовать свои взгляды на все  стороны жизни. Среди произведений Екатерины II были и педагогические. Она считала, что детям при  их воспитании нужны особые педагогические и психологические подходы. Исходя из этого, им нужна и специальная  литература, отвечающая их возможностям. Эти идеи были реализованы в созданных  ею восьми книгах, изданных с 1781 по 1783г.

В число этих книг входят: «Российская азбука с  гражданским учением», «Китайские мысли  о совести», «Сказка о царевиче Хлоре», «Разговоры и рассказы», «Записки», «Выбранные российские пословицы», «Продолжение начального учения», «Сказка о царевиче Фивее». Произведения самой Екатерины II далеки от детской художественной литературы. В них нет конкретных героев, характеров, а только обозначены пороки и добродетели. Таковы «разговоры и рассказы», которые предлагались детям. В рассказах есть темы, схематичные сюжеты с назиданием. Участие Екатерины II в создании произведений для детей сыграло определенную роль в истории русской детской литературы. Почти все писатели того времени следовали ее примеру, иногда возражая ей. Скрытую полемику с императрицей можно обнаружить на страницах новиковского журнала для детей, который в какой-то степени появился в ответ на ее выступления.

Николай Иванович Новиков сыграл наиболее значительную роль в истории русской детской  литературы XVIII века. Венцом педагогической деятельности Новикова, одной из самых  ярких страниц его литературной деятельности и наивысшей заслугой перед русской детской литературой  стало издание первого журнала  для детей – «Детское чтение для  сердца и разума». Новиков рассматривал свой журнал как стимул для развития детской литературы. В каждом номере помещались произведения различных  жанров: рассказы, шутки, пьесы, сказки и т.д. Большое место занимали научно-популярные произведения для  детей, знакомившие их с окружающим миром, с природой, со странами и  народами. Познавательные беседы писались ярко, образно, в тоне спокойной и  ласковой беседы, без заигрывания  и сюсюканья. На первом месте в  статьях Новикова стояли идеалы добра  и гуманизма, уважения к человеку, его достоинству, невзирая на сословную  принадлежность.

Большой вклад  в развитие русской детской литературы внес и Н.М.Карамзин (1766—1826). Николай  Михайлович Карамзин был замечательным  детским писателем, сыгравшим значительную роль в истории детской литературы. Он написал и перевел для юных читателей около 30 произведений.. Оригинальные произведения Н. М. Карамзина начали появляться на страницах «Детского чтения для сердца и разума» в 1789г. Среди них особенно выделяются «Анакреонтические стихи», «Прогулка», а также повесть «Евгений и Юлия».

Для детей  Н.М.Карамзин продолжал писать и  после того, как был закрыт детский  журнал. В 1792г. он опубликовал сказку «Прекрасная царевна», а в 1795г. —  «Илья Муромец» и «Дремучий лес». Наибольший интерес представляет прозаическая сказка «Дремучий лес». Через сказочные  образы и события автор убеждает детей не бояться леса, любить природу, наслаждаться ее красотой и дарами. Сказка «Дремучий лес» чисто литературная. В ней нет следов народного  творчества. Как и в других своих  произведениях, Карамзин придерживается поэтики сентиментализма. Своим творчеством Н.М.Карамзин служил развитию русской культуры, пробудил интерес к детской литературе у широких кругов общества, способствовал воспитанию патриотических и эстетических чувств детей. Творчество Карамзина — важнейший, переломный период в истории детской литературы, который сыграл огромную роль в дальнейшей ее судьбе.

Детская литература в XVIII веке развивается активно. На первом месте в кругу детского чтения стоят энциклопедии, путешествия. Тем не менее, в чтении детей конца XVIII века большое место занимают книги для взрослых, куда входят произведения Державина, Сумарокова, Карамзина и др., а также зарубежные переводы. Вместе с тем, наметились пути развития детской литературы: тесная связь с современностью, с передовыми идеями, с литературой для взрослых, Заключение

Вывод.

Начиная с  появления письменности и до первой половины XV века включительно специальных  произведений для детей на Руси не существовало. Дети той эпохи читали те же произведения, что и взрослые. Поэтому эпоху с конца X до первой половины XV века считается предысторией детской литературы. Настоящая ее история начинается с появлением специальных произведений для детей. Это произошло во второй половине XV века. Произведения русской детской литературы, созданные в XV — XVII веках, дают основание признать наличие древнерусской детской литературы, которая явилась фундаментом для развития русской детской литературы последующих эпох. По своему характеру, темпам развития, по связям с просвещением и всей русской культурой древнерусская литература для детей была неоднородной. Задолго до появления первых текстов, создаваемых для детей, шел естественный процесс отбора произведений для детского чтения.

К XV веку завершился большой период предыстории детской  литературы.

Со второй половины XV столетия началась ее история, появилась собственно детская литература на волне патриотизма, вместе с растущим самосознанием народа, и возникла она из педагогических потребностей, как органическая и важнейшая  часть всей русской национальной культуры. Завершение этого периода  характеризуется появлением печатных книг, когда вышло в свет около 15 печатных детских книг учебного характера.

В XVII веке происходит формирование русской детской литературы. Период ее формирования был неоднороден. Появляются скорописные книги (азбуки-прописи) в виде свитков. В Москве издаются печатные азбуки, начинается регулярное стихотворство. Ярким представителем этих лет является стихотворец Савватий, которого по праву можно считать первым русским поэтом для детей.

Детская литература первой четверти XVIII века обогатилась  новыми книгами, разнообразными по форме, содержанию и идейной направленности. Она теснее была связана с жизнью, откликалась на актуальные вопросы, отражала некоторые современные  события. Являясь следствием Петровских реформ, она играла значительную роль в утверждении и развитии этих реформ и поэтому становилась  делом государственной важности. Не случайно лучшие детские книги  того времени были созданы по повелению  и инициативе самого Петра I.

Важнейшее значение в этот период имели отход от церковнославянского  языка, издание книг гражданским  шрифтом на языке, близком живому и более доступном детям. На первом месте в кругу детского чтения стоят энциклопедии, путешествия. В  чтении детей конца XVIII века большое  место занимают книги для взрослых, куда входят произведения Державина, Сумарокова, Карамзина и др. Вместе с тем, наметились пути развития детской литературы: тесная связь с современностью, с  передовыми идеями, с литературой  для взрослых, сочетание науки  и искусства. Задачи эти продолжали решаться детской литературой XIX столетия.

Детская литература являлась своеобразным «зеркалом», индикатором  политических, идеологических, религиозных  установок общества. В детской  литературе отражались все перипетии  российской истории. Было бы правомерным  утверждение о том, что и сама история детской литературы –  суть истории российского общества.


Информация о работе Русская детская литература 11-18 веков