Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 11:42, курсовая работа
Цель в моей курсовой работе – изучить и проанализировать «Серебряный век» в русской культуре. Для того чтобы подойти к этой цели, необходимо решить некоторые поставленные мною задачи. В первой главе своей работы я хочу рассмотреть все то, что происходило в период «серебряного века» в науке, литературе, театре, музыке, архитектуре, скульптуре и живописи.
Глава 1. «Серебряный век» в русской культуре........................5
1.1.Наука.............................................................................................5
1.2.Литература...................................................................................7
1.3.Театр и музыка............................................................................9
1.4.Архитектура и скульптура......................................................11
1.5.Живопись....................................................................................13
Глава 2. Русский «ренессанс»......................................................16
Заключение.......................................................................................19
Список используемой литературы...............................................21
Вывод: век «модерна» был очень коротким, но это была очень яркая полоса в истории архитектуры. Кроме Трубецкого, Коненкова и Эрьзи, в России в то время работали и другие известные скульпторы, но именно этим трем мастерам с особой силой удалось выразить основные тенденции развития отечественного веяния в начале ХХ века – повышенное внимание к внутреннему миру человека и стремление к народности.
1.5.Живопись
На рубеже XIX-ХХ веков в
русской живописи происходили значительные
перемены. Отходили на второй план жанровые
сцены. Пейзаж терял фотографичность
и линейную перспективу, становился
более демократичным, основываясь
на сочетании и игре цветовых пятен.
В портретах нередко сочетались
орнаментальная условность фона и скульптурная
четкость лица. Размывание границ между
жанрами на рубеже веков в исторической
теме привело к появлению историко-
В 1907 г. в Москве возникло другое художественное объединение «Голубая роза», в которое вошли художники-символисты, последователи Борисова-Мусатова (П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян). «Голуборозовцы» испытывали влияние стилистики модерна, отсюда характерные черты их живописи – плоскостно-декоративная стилизация форм, поиск утонченных цветовых решений.
Художники объединения «Бубновый валет» (Р.Р.Фальк, И.И.Машков и др.), обратившись к эстетике постимпрессионизма, фовизма и кубизма, а также к приемам русского лубка и народной игрушки, решали проблемы выявления материальности натуры, построения формы цветом. Исходный принцип их искусства составлял утверждение предмета в противовес пространственности. В связи с этим изображение неживой натуры – натюрморт – выдвигалось на первое место.
В 1910-х гг. в живописи зарождается
примитивистская тенденция, связанная
с ассимиляцией стилистики детского
рисунка, вывески, лубка и народной
игрушки. Представители этого
Таким образом, необычайное
разнообразие и противоречивость художественных
исканий, многочисленные группировки
со своими программными установками
отражали напряженную общественно-
В целом достижения русской
культуры «серебряного века» получили
мировое признание. Многие отечественные
ученые были почетными членами европейских
академий и научных учреждений. Отечественная
наука обогатилась рядом
Культура России начала ХХ в. отмечена высоким уровнем развития, многими достижениями, пополнившими сокровищницу мировой культуры. Она ярко выразила переломный характер своего времени, его поиски, трудности, как прогрессивные, так и кризисные явления.
Особенных высот достигла религиозная философия, давшая всему периоду название философского ренессанса, с которым мы познакомимся в следующей главе моей курсовой работы.
Глава 2. Русский «ренессанс»
«Серебряный век» - проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлет русской культуры конца XIX – начала ХХ веков.
Культура рубежа веков
реабилитировала политическую «безыдейность»,
этическую неопределенность, творческий
индивидуализм и духовное избранничество,
осужденные в свое время представителями
русской демократической
Сторонники религиозного Ренессанса увидели в революции 1905-1907гг. серьезную угрозу будущему России, они восприняли ее как начало национальной катастрофы. Спасение России они видели в восстановлении христианства как фундамента всей культуры, в возрождении и утверждении идеалов и ценностей религиозного гуманизма. Наступление культурного Ренессанса противоречило любой рационалистической логике и нередко оправдывалось лишь духовным избранничеством самой русской культуры. Продолживший и обосновавший понятие «русский духовно-культурный ренессанс» Н.Бердяев характеризовал осуществление в Серебряном веке целостного стиля культуры, как трудную борьбу «людей ренессанса» против «суженности сознания» традиционной интеллигенции. Вместе с тем это было возращение к творческим вершинам духовной культуры ХIX века.
Русский культурный Ренессанс создавался целым созвездием блестящих гуманитариев – Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым, Д.С.Мережковским, С.Н.Трубецким идр. Вышедший в 1909 г. сборник статей видных философов «Вехи» остро поставил вопрос о ценностях русской интеллигенции, осмысления путей дальнейшего развития России.
Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «серебряный век» русской культуры, были заложены В.С.Соловьевым (1853-1900), много занимаясь философией, а, также изучая религиозно-философскую литературу, пережил духовный перелом. Именно в это время начали складываться основы его будущей системы.
Условием создания интегративного стиля культуры и достижения культурного синтеза на рубеже XIX-ХХ вв. было отталкивание от дифференцирующих тенденций предшествующей эпохи, переосмысление или отвержение фактов, ограничивающих свободу творчества и творческой личности. В их числе Бердяев упоминает социальный утилитаризм, позитивизм, материализм, а также атеизм и реализм, значительно схематизировавшие философское, нравственное и эстетическое миросозерцание русской интеллигенции второй половины XIX в.
На первый план культуры стали выдвигаться задачи:
- творческого самосознания художников и мыслителей этого времени;
- творческого переосмысления
и обновления ранее
- русской демократической
общественной мысли: при этом
демократическому наследию
- что же касается самих
принципов русской
- официальных канонов
православия, которому
- устоявшихся школ в
искусстве – классического
Таким образом, возникла почва для нового культурного синтеза.
Русский «ренессанс» отразил мироощущение людей, живших и творивших на грани веков. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на вопросы российской действительности, пытаясь соединить несоединимое материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать,
что проделанная мной работа, полностью
соответствовала поставленным во введении
целям и задачам. В первой главе
я рассмотрела и
Период с конца XIX века
до начала Мировой войны вошел
в историю как «серебряный
век русской культуры». Мы узнали,
что «серебряный век» имел большое
значение для развития не только русской,
но и мировой культуры. Его деятели
впервые выразили серьезное беспокойство
по поводу того, что складывающееся
соотношение между цивилизацией
и культурой приобретает
В России в начале ХХ века
был настоящий культурный «ренессанс».
Россия пережила расцвет поэзии и
философии, напряженные религиозные
искания, мистические и оккультные
настроения. Религиозные искания
признаются теперь не только не опровергаемыми
наукой, но даже подтверждаемыми ею;
сближается религия с искусством:
в религии усматривается ее творческая
и эстетическая природа, а искусство
предстает как символический
язык религиозно-мистических
Самое важное заключается в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях. Русская культура все более и более являет миру себя и открывает мир для себя.
Список используемой литературы
1) Багдасарьян Н.Г. авторский коллектив. Культурология, 2002
2) Балакина Т.И. «История русской культуры», Москва, «Аз»,1996
3)Бальмонт К. Элементраные слова о символической поэзии//Соколов А.Г.2000
4) Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства.1996
5) Кравченко А.И. Учебник по культурологии, 2004.
6)История и культурология.
Учебное пособие под ред. Н.В.
7)Михайлова М.В. Русская литературная критика конца XIX - начала ХХ века: хрестоматия, 2001
8)Рапацкая Л.А. «Художественная культура России», Москва, «Владос», 1998.
9)Ронен Омри. Серебряный век как умысел вымысел // Материалы и исследования по истории русской культуры, - М.,2000, Вып.4
10)Яковкина Н.И. История русской культуры XIX века. Спб.: Лань, 2000.
1 П.Н.Зырянов. История России XIX-начало ХХ вв., 1997г.
2 А.С.Орлов, В.А.Георгиев. История России с древнейших времен до наших дней, 2000г.
3 Е.Е.Вяземский, Л.В.Жуков. История России с древнейших времен до наших дней, 2005г.
Страницы: ← предыдущая
1 2 Смотреть все