Сказки: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 19:08, лекция

Краткое описание

«Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты. Каждый из этих видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык… Сказки эти различаются не только тематически, а всем характером своих образов, особенностями композиции, художественными приемами… всем своим стилем».

Вложенные файлы: 1 файл

Сказки лекция.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

 

Казалось бы, на этом сказка должна закончится, сюжет исчерпан, но внезапно в него вплетаются новые обстоятельства с введением персонажа из царского окружения – водовоза, помыслы которого подлы и низменны.

 

Ситуация обостряется. Наступает  кульминационный момент. Водовоз  выступает как «спаситель» царевны, под страхом смерти заставивший  ее признать в нем спасителя. Эпизод повторяется еще два раза с  двумя другими дочерьми царя. Царь пожаловал водовоза в полковники, затем в генералы, и, наконец, женил на своей младшей дочери.

 

А Иван три раза сражается с чудовищем, три раза грозит водовоз убить  царских дочерей. Однако история  заканчивается победой героя, зло  наказывается, водовоз повешен, правда торжествует, младшая дочь выдана замуж за Ивана. Этот эпизод сказки заканчивается известной присказкой: «Стали молодые жить-поживать, да до- бра наживать».

 

Повествование в сказке вновь возвращается к другому брату – Ивану-царевичу. Рассказывается, как он заблудился на охоте и встретился с безобразным чудовищем – красной девицей, сестрой двенадцатиглавого змея, превратившейся в страшную львицу. Она разевает пасть и проглатывает царевича целиком. В сказке проявляется элемент перевоплощения. На помощь герою приходит чудесный предмет – платок брата, оповещающий о случившемся. Начинается поиск брата. В сказке повторяются описание охоты и действия героя. Иван – крестьянский сын попадает в ту же самую обстановку, что и Иван-царевич, но остается жив благодаря чудесному помощнику – волшебному коню. Красная девица надулась страшной львицею и хотела проглотить доброго молодца, но прибежал волшебный конь, «облапил ее богатырскими ногами», а Иван заставил львицу выкинуть из себя Ивана- царевича, пригрозив, что изрубит ее на куски.

 

Необыкновенное чудо в сказке и живая вода, спасающая, оживляющая Ивана-царевича. Завершается сказка концовкой: Иван-царевич остался в своем государстве, а Иван – солдатский сын поехал к своей супруге и стал с нею поживать в любви и согласии.

 

Сказка «Два Ивана – солдатских сына» сочетает все элементы волшебной  сказки: композицию, трехкратное повторение эпизодов и действий героев, развитие сюжета, положительных героев и противопоставление им отрицательных чудовищ, чудесные превращения и пред- меты, использование изобразительно-выразительных средств (постоянных эпитетов, устойчивых фольклорных формул). В сказке утверждается добро и развенчивается зло.

 

Интересно отметить, что текст сказки имеет продолжение (Русские народные сказки А.Н. Афанасьева, № 155). Приводим текст:

 

«В некоторое время вышел  Иван – солдатский сын в чистое поле прогуляться; попадается ему навстречу  малый ребенок и просит милостыньку. Жалко стало доброму молодцу, вынул из кармана золотой и дает мальчику; мальчик принимает милостыню, а сам дуется – оборотился львом и разорвал богатыря на мелкие части. Через несколько дней то же самое приключилось и с Иваном-царевичем: вышел он в сад прогуляться, а навстречу ему старичок, низко кланяется и просит милостыньку; царевич подает ему золотой. Старик принимает милостыньку, а сам дуется. – Обернулся львом, схватил Ивана-царевича и разорвал на кусочки. Так и сгинули сильномогучие богатыри, извела их сестра змеиная».

 

Добрые чувства Ивана – крестьянского  сына, который пожалел змеиную сестру красавицу-девицу и отпустил ее, были наказаны смертью братьев. Хотя подобный трагический финал в целом не характерен для волшебных сказок.

 

 

Бытовые сказки

 

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

 

С симпатией в этих сказках изображен  бывалый солдат, который умеет  мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить  кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.

 

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается  быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. «В них, – писал Белинский, – отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве».

 

Одной из бытовых сказок является сказка «Жена-доказчица».

 

Ей присущи все особенности  бытовой сказки. Она начинается с  зачина: «Жил старик со старухой». Сказка повествует об обычных событиях из жизни крестьян. Сюжет ее быстро развивается. Большое место в  сказке отводится диалогам (разговор старухи со стариком, старухи и барина). Герои ее – бытовые персонажи. В ней отражается семейный быт крестьян: герои «крючат» (т. е. снимают) горох в поле, ставят приспособления для рыбной ловли («заезочек»), рыболовные снасти в виде сачка («морду»). Герои окружены бытовыми вещами: старик кладет щуку в «пестерек» (берестяная корзина) и т. д.

 

В то же время в сказке осуждаются человеческие пороки: болтливость жены старика, которая, найдя клад, всем о  нем рассказала; жестокость барина, который приказал выпороть розгами женщину-крестьянку.

 

В сказке присутствуют элементы необычного: щука в поле, заяц в воде. Но они  связаны с реальными действиями старика, который остроумным способом вздумал подшутить над старухою, проучить ее, наказать за болтливость. «Он (старик – А.Ф.) щуку-то взял, заместо ее посадил в морду зайца, а рыбу в поле понес и положил в горох». Старуха всему поверила.

 

Когда барин стал выпытывать насчет клада, старик хотел умолчать, а его  болтливая старуха обо всем рассказала и барину. Она доказывала, что щука была в горохе, заяц в морду попал, а черт с барина шкуру драл. Не случайно сказка называется «Жена-доказчица». И даже тогда, когда ее наказывают розгами: «растянули ее, сердечную, и начали потчевать; она знай себе и под розгами то же сказывает». Барин плюнул и прогнал старика и старуху.

 

Сказка наказывает и порицает болтливую  и упрямую старуху и с сочувствием  относится к старику, прославляя находчивость, ум, смекалку. Сказка отражает стихию народной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Прочитайте раздел пособия  и ответьте на вопрос: что вы  понимаете под термином «сказка»  и что характерно для него?

 

2. Прокомментируйте народные пословицы:  «сказка – складка, а песня  – быль»; «сказка – ложь, а  песня – правда».

 

3. Какие разновидности сказок  вы знаете?

***

 

4. Вспомните сказки о животных, назовите их основные темы  и сюжеты. Перескажите одну из  них. 

 

5. Какова композиция сказок о  животных? Перечитайте сказку «Бобовое  зернышко» или «Звери в яме»  и покажите, как разворачивается сюжет, повторяются ситуации. В чем состоит принцип кумулятивности? Почему такие сказки можно назвать цепными?

 

6. Назовите героев сказок о  животных и охарактеризуйте их.

 

7. Покажите положительное и отрицательное  начало в характеристике персонажей в сказках (разделение героев на положительных и отрицательных). Охарактеризуйте их.

***

 

8. Прочитайте в пособии о волшебных  сказках. Выделите их основные  особенности в отличие от сказок  о животных (сюжеты, тематика, главные  герои, чудесный вымысел, фантастика).

 

9. Как в характеристике волшебных  сказок воплощаются слова А.С.  Пушкина: «Здесь чудеса, здесь  леший бродит»? Расскажите о  чудесах, волшебных помощниках  и предметах и их роли.

 

10. Охарактеризуйте мир людей  и «тридевятое царство, тридесятое государство» в волшебных сказках (образ дурака Ивана, Ивана-царевича и фантастический мир).

 

11. Как разворачивается сюжет  в сказке «Бой на Калиновом  мосту»?

 

12. Каковы героини сказок (царь-девица, царевна, падчерица, Василиса  Премудрая, Марья Моревна)?

 

13. Отметьте художественное своеобразие  волшебных сказок.

 

14. Как в сказке изображены  волшебные персонажи и их помощники? 

 

15. Найдите в указанных сказках  элементы поэтической стилистики: сравнения, метафоры, слова с уменьшительно-  ласкательными суффиксами.

 

16. Выявите в сказках малые  фольклорные жанры (пословицы,  поговорки, прибаутки, загадки).

 

17. Приведите встречающиеся в  сказках разнообразные прозвища  людей и животных.

 

18. На примере сказки «Два  Ивана – солдатских сына» расскажите об особенностях волшебной сказки.

 

19. Рассмотрите, как сюжет сказки  постепенно переходит от бытовых  картин к изображению волшебных  событий. В чем их смысл?  Как и когда они происходят?

 

20. Расскажите о превращении  крестьянских детей в богатырей. 

 

21. Приведите описания чудесных  предметов, помогающих братьям. 

 

22. Расскажите о богатырском  бое Ивана – крестьянского  сына со змеем. 

 

23. Прочитайте древнерусское предание  «Чудо Георгия со змеем» и  выясните общность сюжетов предания  и волшебной сказки.

 

24. Какие идеалы утверждает сказка?

 

25. Прочитайте немецкую народную  сказку «Снегурочка» и сопоставьте  ее с русской народной. Найдите  общее в сюжете, развитии событий,  изображении героев. Вспомните о  «бродячих сюжетах». Какие национальные  особенности содержит та и другая сказка?

***

 

26. Расскажите о бытовых сказках.  Чем они отличаются от волшебных?  Какие художественные особенности  для них характерны?

 

27. Каковы герои, а также предметы  и вещи, которые их окружают?

 

28. Обратитесь к бытовой сказке  «Жена-доказчица». Почему она так называется?

 

29. Назовите упоминающиеся в  сказке элементы необычного, связанные  с реальной действительностью. 

 

30. Как в сказке выражено народное  отношение к героям (старик, старуха,  барин)?

***

 

31. Попробуйте самостоятельно сочинить сказку о животных или волшебную. Перечитайте текст пособия и вспомните их художественные особенности. Продумайте выбор героя, развитие сюжета, зачин, концовку, сформулируйте моральную «формулу» оценки событий.

 

32. Какие народные идеалы и  мечты отразились в сказках?


Информация о работе Сказки: понятие и виды