Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 15:47, реферат
О биографическом и литературном аспекте взаимоотношений между Гоголем и Пушкиным написано много. Напомним о том, какие отношения связывали двух писателей, что позволит нам реконструировать ситуацию, релевантную для гипотезы, выдвигаемой в данной статье. Для ясности сформулируем ее сразу: речь идет о существовании связи между «Старосветскими помещиками» и «Станционным смотрителем», о двух текстах, которые, насколько нам известно, до сих пор не становились предметом непосредственного сопоставления.
2 Степанов Н. Л. Н. В. Гоголь: Творческий путь. М., 1955. С. 114–115. Назад
3 Ср. в письме к Пушкину от 7 октября 1835 года: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь <…>» (Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937–1952. Т. X. С. 375. В дальнейшем ссылки даются на это издание, в квадратных скобках указывается том (римская цифра) и страница). Ср. также письмо Гоголя к Плетневу от 16/28 марта 1837 года: «Ничего не предпринимал я без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою» [XI, 88]. Назад
4 Томашевский Б. В. Поэтическое наследие Пушкина // Томашевский Б. В. Пушкин: Работы разных лет. М., 1990. С. 282. Назад
5 Б. Эйхенбаум в комментарии к полному собранию сочинений Гоголя [II, 698] вслед за Тихонравовым, подготовившим предыдущее издание, относит начало работы над произведением к концу 1932 года. Назад
6 Гиппиус В. В. Гоголь (1924). СПб., 1994. С. 49; Абрамович Г. Л. Пушкин и Гоголь // А. С. Пушкин: Сборник. С. 20. Назад
7 Томашевский Б. В. Пушкин и народность // Томашевский Б. В. Пушкин: Работы разных лет. М., 1990. С. 122; Бочаров С. Г. Пушкин и Гоголь («Станционный смотритель» и «Шинель») // Проблемы типологии русского реализма. М., 1969. Назад
8 Макогоненко Г. П. Гоголь и Пушкин. С. 102–134. Назад
9 Gourg M. La Dame de pique danc les miroirs de Gogol // Revue des études slaves. LIX (1987). 1–2. Назад
10 Макогоненко Г. П. Гоголь и Пушкин. С. 344. Назад
11 Лотман Ю. М. Пушкин и Повесть о капитане Копейкине // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. III. Таллинн, 1993. Назад
12 Fanger D. The Creation of Nikolaj Gogol. Cambridge and London, 1979. P. 151. Назад
13 Вацуро В. Э. Великий меланхолик // Вацуро В. Э. Записки комментатора. СПб., 1994. С. 329. Назад
14 Там же. О «непринужденности» Гоголя в использовании источников его произведений см. также: Ребеккини Д. Об одном античном источнике Гоголя (Germanija Тацита) // Russica Romana. III (1996). Назад
15 Genette G. Figures. III. Paris: Editions du Seuil, 1972. Назад
16 «Статус повествователя в любом повествовании определяется одновременно по его повествовательному уровню (экстра- и интрадиегетическому) и по его отношению к рассказываемой истории (гетеро- или гомодиегетическому) (Genette G. Op. cit. P. 255). Назад
17 «Эта функция указывает на роль, которую играет автор в рассказываемой им истории, то есть на то, каковы взаимоотношения между повествователем и историей: эти взаимоотношения могут иметь форму <…> простой регистрации фактов, когда повествователь указывает на источник передаваемой им информации, или на степень точности личных воспоминаний или на чувства, которые вызывает у него тот или иной эпизод» (Genette G. Op. cit. P. 262). Назад
18 Пушкин цитируется по изданию: Полное собрание сочинений: В 10 т. Л.: Наука, 1978. Т. VI. Назад
19 Вацуро В. Э. Указ. соч. С. 45. Назад
20 Лотман Ю. М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Таллинн, 1993. Т. I. Назад
21 Как справедливо отмечалось, поведение Самсона Вырина больше напоминает поведение покинутого мужа, нежели покинутого отца (см.: J. van der Eng. Les récits de Belkin. Analogie des procédés de construction // The Tales of Belkin by A. S. Pushkin. The Hague, 1968. P. 33), что еще больше усиливает сходство ситуации у Гоголя с пушкинской повестью. Назад
22 Ср.: Абрамович Г. Л. Пушкин и Гоголь. С. 11. Назад
23 Отрывок впоследствии был исключен из окончательной редакции, но Гоголю он мог быть известен. Назад
24 Отметим, что тема привычки у Гоголя неоднозначна. С одной стороны, мы находим у него апологию привычки: так именно интерпретировал повесть Гоголя Ремизов (см.: Ремизов А. Огонь вещей. М., 1989. С. 42–43). С другой стороны, Гоголь настойчиво говорит о «бесчувственности» [32–36], овладевшей Афанасием Ивановичем после смерти Пульхерии Ивановны, и этим же словом определяет отношения между ними, основанные на привычке: «эта долгая, медленная, почти бесчувственная привычка» [36]. Назад
25 Обратим внимание, что консервативный и однообразный образ жизни Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны иронически противопоставлен «реформатору» — так обозначен их преемник: на какие «реформы» способен этот бестолковый помещик, вскоре становится ясно. Отметим, что в данном случае можно говорить о трансформации еще одного мотива из «Евгения Онегина», поскольку речь идет о безалаберном наследнике, который поселяется в деревне (здесь также можно видеть реминисценцию из «Шпоньки» с его недавним военным прошлым) и, как и Онегин, поначалу хочет «порядок новый учредить». Назад
26 Условимся называть «первым визитом повествователя» (хотя, строго говоря, речь идет не об одном визите, а о частых встречах хороших соседей) тот период, когда гоголевский повествователь находится в непосредственном контакте с Афанасием Ивановичем и Пульхерией Ивановной — он описан в первой части повести. Эта фаза представляет собой законченное целое с точки зрения хронологии и повествования и потому может быть уподоблена первому визиту пушкинского повествователя, которому он соответствует также с точки зрения выполняемой функции. Назад
27 Лотман Ю. М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя. Назад
28 «Станционный смотритель», как было уже замечено М. О. Гершензоном, построен как своего рода пародия на традиционный сюжет истории блудного сына, недаром Пушкин помещает картину, изображающую эту историю, в избе смотрителя и дает подробное описание (Эйхенбаум Б. Болдинские побасенки Пушкина // О литературе: Работы разных лет. М., 1987. С. 346). См. также: Shaw J. Т. Pushkin’s The Stationmaster and the New Testament Parable // Slavic and East European Journal. XXI (1977). C. 3–29. Назад
29 Ср.: Гоголь Н. В. Т. II. С. 698–699. Назад
30 Степанов H. Л. H. В. Гоголь… С. 139. Назад
31 Как утверждает В. Н. Топоров: «Подобное образует нечто самодостаточное и должно быть выдвинуто как особый объект исследования независимо от того, какая часть его поддается интерпретации и какие сложности остаются пока необъясненными» (Топоров В. Н. О «резонантном» пространстве литературы // Polukhina V., Andrew J., Reid R. eds. Literary Tradition and Practice in Russian Culture: Papers from an International Conference on the Occasion of the Seventieth Birthday of Jury M. Lotman «Russian culture: Structure and Tradition» [2–6 July 1992, Keele University, U. K.]. Amsterdam, 1993. P. 20). Назад
32 Шкловский В. Б. Пушкин и Гоголь // Шкловский В. Б. Избранное: В 2 т. М., 1983. Т. 1. С. 295. Назад
33 Pacini Savoj L. Vita e umori di Nikolaj Vasil’evič Gogol’ // Saggi di letteratura russa. Firenze, 1978. P. 280–281. Назад
34 Вацуро В. Э. Повести покойного Ивана Петровича Белкина // Указ. соч. С. 31–36. Назад
35 Lotman Ju. M. Puškin // Storia delia civiltá letteraria russa, diretta da M. Colucci e R. Picchio. Torino, 1997. V. I. P. 425. Назад
36 Cм. Van der Eng. Op. cit. P. 30–31; Маркович В. М. Повести Белкина и литературный контекст // Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1989, Т. 13. С. 63–87. Об интертекстуальных связях «Бедной Лизы» и «Станционного смотрителя» см.: Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении // Повести Белкина. СПб., 1996. С. 111–118. Назад
37 Слонимский А. Техника комического у Гоголя. Пг., 1923. С. 16. Назад
38 Степанов Н. Л. Н. В. Гоголь. С. 139. Назад
39 Вацуро В. Э. Повести покойного Ивана Петровича Белкина. С. 36. Назад
40 Genette G., Palimpsestes. La littérature au second degré. Paris: Editions du Seuil, 1982. P. 12. Назад
(*) Пушкинская конференция в Стэнфорде, 1999: Материалы и исследования / Под ред. Дэвида М. Бетеа, А. Л. Осповата, Н. Г. Охотина и др. М., 2001. С. 318–334. (Сер. «Материалы и исследования по истории русской культуры». Вып. 7.) Назад
© Д. Рицци, 2001.
Дата публикации на Ruthenia 12.11.03.
Информация о работе "Стационарный смотритель" Пушкина и "Старосветские помещики" Гоголя