Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 15:29, курсовая работа
Цель исследования - изучить творчество А.М. Горького, направленное на нравственное воспитание и поддержку детей.
Объект исследования - творчество А.М. Горького.
Предмет исследования - А.М. Горький - детям.
На пути к поставленной цели решались следующие задачи:
1). Дать определение творчеству М. Горького как основоположника детской литературы.
2). Проанализировать сказки М. Горького «Воробьишко», «Самовар», «Случай с Евсейкой».
3). Дать оценку умению М. Горького «забавно» говорить с детьми о серьезных вопросах, глубокому знанию интересов и запросов детей.
ВВЕДЕНИЕ
1. М. ГОРЬКИЙ - ОСНОВОПОЛОЖНИК ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.М. ГОРЬКОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ
2.1 Рассказ-сказка «Случай с Евсейкой». Отметить сказочный фантастический элемент. Образ Евсейки, юмор рассказа-сказки, её особенность
2.2 Сказка «Воробьишко» - близость её к произведениям устного народного творчества. Сказочные персонажи. Образ Пудика, его стремление жить «своим умом»
2.3 Бытовая сказка «Самовар». Осмеяние тупости, самодовольства, пустоты. Чередование в сказке прозаического и стихотворного текста. Сатирический характер сказки
3. УМЕНИЕ А.М. ГОРЬКОГО «ЗАБАВНО» ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ О СЕРЬЕЗНЫХ ВОПРОСАХ, ГЛУБОКОЕ ЗНАНИЕ ИНТЕРЕСОВ И ЗАПРОСОВ ДЕТЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Максим Горький вошел в литературу на грани двух исторических эпох, он как бы совместил в себе эти две эпохи. Пора нравственной смуты и разочарования, всеобщего недовольства, душевной усталости - с одной стороны, и назревания грядущих событий, еще открыто не проявившихся, - с другой, нашла в раннем Горьком своего яркого и страстного художника. Горький в свои двадцать лет увидел мир в таком ужасающем разнообразии, что кажется невероятной его светлая вера в человека, в его силу и возможности. Но молодому писателю было присуще стремление к идеалу, к прекрасному - тут он был достойным преемником лучших традиций русской литературы прошлого.
Максим Горький вырос в народной среде, что придает его творчеству народный характер, а его образам романтические черты, поэтическую стройность, душевность и красоту. Он унаследовал от своих родителей живой юмор, жизнелюбие и правдивость, народные традиции и романтическое поэтизированное отношение к жизни и творчеству. Истинно русская народная черта писателя была и любовь к детям. Горький жалел их, помня о своем не простом, а порой и трагическом детстве, он переписывался с детьми и их письма доставляли ему не просто радость, они питали его творчество, находя в глубинах его души самые потаенные нежные струны. Детские произведения Горького - это золотой фонд литературы для детей, что придает актуальность данному исследованию.
Цель исследования - изучить творчество А.М. Горького, направленное на нравственное воспитание и поддержку детей.
Объект исследования - творчество А.М. Горького.
Предмет исследования - А.М. Горький - детям.
На пути к поставленной цели решались следующие задачи:
1). Дать определение
творчеству М. Горького как
основоположника детской
2). Проанализировать
сказки М. Горького «
3). Дать оценку умению М. Горького «забавно» говорить с детьми о серьезных вопросах, глубокому знанию интересов и запросов детей.
В работе над темой использовались методы: историческое определение, аналитическое наблюдение, сопоставление данных, контент-анализ.
Работа базировалась на трудах: Н.Д. Телешова, И.Н. Арзамасцевой, С.А. Николаевой, А.А. Кунарева и других.
Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького (настоящее имя - Алексей Пешков). Родился в Нижнем Новгороде в 1868 году в семье обычного рабочего класса. Рано лишился родителей. Провел детство в семье деда. Учиться Алеше не пришлось. Он рано испытал тяготы жизни, много странствовал по Руси, узнал жизнь босяков, безработных, тяжелый труд рабочих и беспросветную нищету. От всей этой бренности и появился псевдоним - Максим Горький.
Максим Горький вырос в народной среде, на русском народном творчестве, большим знатоком которого была его бабушка, Акулина Ивановна Каширина, балахнинская кружевница. Он унаследовал от своих родителей живой юмор, жизнелюбие и правдивость. Истинно русской народной чертой писателя была и любовь к детям, которых ему – всех! – хотелось защитить, накормить, выучить, поставить на ноги, помочь состояться как личности, как Человеку.
Принято считать, что в творчестве Горького есть две основные по своим художественным свойствам группы произведений. Одна из них - реалистические произведения, другая - романические. Подобное деление следует принять, но лишь при одном условии: нельзя ни в коем случае рассматривать обе эти группы совершенно обособленно, ибо это неизбежно приводит к отрыву художественных исканий от той социальной почвы, на которой они возникли, от общественной жизни России 90-х годов.
Идейно-художественная
родственность реалистических и
романтических рассказов
Проблема любви развивается в романтических сказках Горького «О маленькой фее и молодом чабане» и «Девушка и Смерть». Тему одной из них Горький определил так: «Новая сказка на старую тему: о любви, которая сильнее жизни». Сказка «О маленькой фее и молодом чабане» построена на антитезе: противопоставлении леса и степи. Старый тенистый с могучими буками и бархатной листвой лес - мир покоя и мещанского уюта. Здесь в довольстве и неге живет царица леса со своими дочерями, здесь сочувственно внимают речам важного и глупого крота, уверенного, что счастье - в богатстве.
В степи нет ни пышных чертогов, ни богатых подземных кладовых. Лишь вольный ветер играет седым ковылем, да голубеет бескрайнее небо, да играет разноцветными красками степная ширь. Горький изображает пейзаж в романтическом ключе: степь на закате дня окрашена в яркий пурпур, точно там был развешан громадный бархатный занавес, и в складках его горело золото.
Царство силы и свободы -
Степь могучая моя, - поет чабан Горький, М. Литературное наследство [Текст] / М. Горький // Горький, М. Полн. собр. соч. Т.7. - М.: Худ. лит., 1975. - С. 166. .
В отличие от важного крота чабан не имеет никакой собственности. Но у него черные кудри, смуглые щеки, огненные глаза и смелое сердце. Звуки его песни как клекот орла. И маленькая фея, которой так счастливо и спокойно жилось в чертогах царицы-матери, уходит к чабану и погибает. Майя, - пишет Горький, - «как одинокая береза, которая, любя свободу, выдвинулась из леса далеко в степь и стояла под ветром». Ветер и гроза убили ее. Гибель феи символична: «не ладится песня свободы с песней любви», любовь - тоже рабство, она сковывает волю человека. Умирая, Майя говорит чабану: «Ты снова свободен, как орел».
Любовь Майи и чабана так же сильна, как любовь Лойко Зобара и Радды. Во имя нее Майя отказывается от дворца, от леса, от матери, которая умирает с горя. Она пытается побороть даже безумный непереносимый страх, охватывающий ее во время грозы: ведь после грозы Майя все-таки остается с чабаном. Исключительность чувств роднит героев Горького с романтическими образами Байрона и Шиллера, Пушкина и Лермонтова. В сказке о маленькой фее тоже возникает образ благородного человеческого сердца, отвергающего установленные веками мещанские каноны. Страх перед Судьбой и Смертью побеждает чувство Любви. Майя пытается объяснить это чабану и добавляет: «Может быть, больше бы сказала, кабы могла вынуть из груди сердце и поднести его на руке к твоим очам».
В сказке «О маленькой фее и молодом чабане» впервые появляется мотив, который, нарастая, будет все настойчивее звучать в других романтических произведениях Горького. Это гимн свободе и упоение бурей. Во время грозы чабан стоит в почерневшей степи твердо, как скала, подставляя грудь стрелам молний. Описание грозы сделано ритмизированной прозой и напоминает написанную позже «Песню о Буревестнике»: «Стрелы молний рвали тучи, но они опять сливались и неслись над степью мрачной наводящей ужас стаей. И порой с ударом грома что-то круглое, как солнце, ослепляя синим светом, с неба падало на землю...» Горький Максим [Текст] // Писатели нашего детства. 100 имен: биобиблиографический словарь в 3 ч. Ч.3. - М.: Либерея, 2000. - С. 134.
Таким образом, проблемы, поставленные писателем М. Горьким в творчестве, воспринимаются как актуальные и насущные для решения вопросов нашего времени. Горький, открыто заявивший еще в конце XIX века о своей вере в человека, в его разум, в его творческие, преобразующие возможности, до сегодняшнего дня продолжает вызывать интерес у читателей.
2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.М. ГОРЬКОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ
А про рыболова - «выдуманный» рассказ. Мальчик Евсейка чудесным образом попадает на морское дно, разговаривает с рыбами. Характер героя в сказке «Случай с Евсейкой» посложнее, ибо герой и по возрасту старше Пудика. Подводный мир, где оказывается мальчик Евсейка, населен существами, которые находятся друг с другом в непростых отношениях. Маленькие рыбешки, например, дразнят большого рака - поют хором дразнилку:
Под камнями рак живёт,
Рыбий хвостик рак жует.
Рыбий хвостик очень сух.
Рак не знает вкуса мух Горький, М. Елка [Текст] / М. Горький // Горький, М. Полн. собр. соч. Т.1. Указ. изд. С. 135. .
В свои отношения подводные жители пытаются втянуть и Евсейку. Он же стойко сопротивляется: они - рыбы, а он - человек. Ему приходится хитрить, чтобы не обидеть кого-нибудь неловким словом и не навлечь на себя неприятностей. Реальная жизнь Евсейки переплетается с фантастикой: «Дуры, - мысленно обращается он к рыбам. - У меня по русскому языку в прошлом году две четвёрки было».
Сказка не просто поучительна, она и очень познавательна для маленького читателя. В остроумной и шутливой форме Горький передает порой опасную, порой комическую жизнь подводного мира. Рыбы смеются над внешностью мальчика, которая не отвечает представлениям рыб о красоте, рыбы обижаются на неосторожно сказанное слово.
В обычной жизни Евсейка не церемонился бы с рыбами, но попав в их мир, он взвешивает свои слова, старается быть вежливым, понимая, что запросто может лишиться жизни. В нем просыпается инстинкт самосохранения, открывается талант дипломатии. «Сейчас я начну плакать», - подумал он, но тотчас же сообразил, что, плачь не плачь - в воде слёз не видно, и решил, что не стоит плакать, - может быть, как-нибудь иначе удастся вывернуться из этой неприятной истории.
А вокруг - господи! - собралось разных морских жителей - числа нет! На ногу взбирается голотурия, похожая на плохо нарисованного поросёнка, и шипит:
- Желаю с вами познакомиться поближе… Дрожит перед носом морской пузырь, дуется, пыхтит - укоряет Евсейку:
- Хорош-хорош! Ни рак, ни рыба, ни моллюск, ай-я-яй!
-- Погодите, я, может, ещё авиатором буду, - говорит ему Евсей, а на колени его влез лангуст и, ворочая глазами на ниточках, вежливо спрашивает:
- Позвольте узнать, который час?
Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок; везде мелькают сифонофоры, точно стеклянные шарики, одно ухо щекочет креветка, другое - тоже щупает кто-то любопытный, даже по голове путешествуют маленькие рачки, - запутались в волосах и дёргают их.
-«Ой, ой, ой!»
- воскликнул про себя Евсейка,
стараясь смотреть на всё
Евсейка проявил хитрость и изворотливость. Как ни хвалились рыбы своими чешуей, плавниками, хвостами, а главное, умом, мальчик перехитрил их и выбрался на поверхность. Сон был таким правдивым и ярким, что Евсейка, проснувшись, и вынырнув из воды, и сам поверил, что это был вовсе и не сон.
К финалу действие сказки движется через цепь забавных ситуаций, остроумных диалогов. В конце концов, оказывается, что все эти чудесные события Евсейке приснились, когда он, сидя с удочкой на берегу моря, заснул. Так Горький решил традиционную для литературной сказки проблему взаимодействия вымысла и реальности. А для маленького читателя сказка «Евсейка» - наука: никогда не теряй мужества, будь сообразительным и ловким, чтобы выбраться из беды, даже когда рядом нет мамы и папы. Евсейка не раз вспомнил о том, как бы повел себя папа в данной ситуации. И это помогло ему справиться с проблемой.
Таким образом, сказка «Евсейка» относится к лучшим художественным произведении ям детской литературы, в котором ярко проявился талант Горького-писателя и доброта Горького-человека. От народной сказки её отличает яркий художественный талант писателя в описании деталей и образов.
Одним из самых ярких детских произведений Горького по праву можно определить сказку «Воробьишко». Воробьишко Пудик летать еще не умел, но уже с любопытством выглядывал из гнезда: «Хотелось поскорее узнать, что такое Божий мир и годится ли он для него». Пудик очень любознателен, все-то ему хочется понять: отчего деревья качаются (пусть перестанут - тогда и ветра не будет); почему это люди бескрылые - им что, кошка крылья оборвала?.. Из-за непомерного любопытства Пудик и попадает в беду - вываливается из гнезда; а уж кошка «рыжая, зеленые глаза» тут как тут. Происходит сражение между мамой-воробьихой и рыжей разбойницей. Пудик от страха даже первый раз в жизни взлетел... Все кончилось благополучно, «если забыть о том, что мама осталась без хвоста».