Творчество Льва Толстого. Реализм в произведениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 18:40, реферат

Краткое описание

Ни одному из выдающихся русских писателей судьба не подарила такой долгой жизни,
какую прожил Лев Николаевич Толстой. Он родился через три года после восстания декабристов, когда в России все еще царило крепостничество, а умер за семь лет до революции 1917 года. За шестьдесят лет неустанного труда Толстой Л.Н. создал огромное литературное наследие: романы, десятки повестей, сотни рассказов, пьес, трактат об искусстве, множество публицистических и литературно- критических статей, написал тысячи писем, тома дневников. Целая эпоха русской жизни отразилась на страницах книг Толстого. Творчество Льва Николаевича знаменует собой новый этап в развитии художественной мысли. Во времена Толстого в мире происходили глобальные изменения в жизни общества, в науке, в искусстве.

Содержание

Введение
1. Биография
1.1 Происхождение
1.2 Детство
1.3 Образование
1.4 Начало литературной деятельности
1.5 Военная карьера
1.6 Путешествия по Европе
1.7 Семья и потомство
1.8 Расцвет творчества
1.9 Другие произведения
2. Религиозные поиски
2.1 Отлучение от церкви
2.2 Последние годы жизни. Смерть и похороны
2.3 Мировое признание. Память
3. Реализм
3.1 Реализм Толстого
3.2 Лев Толстой - один из величайших художников-психологов в мировой литературе.
3.3 Проявление реализма в произведениях Льва Толстого
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Лев толстой.doc

— 590.50 Кб (Скачать файл)

На Кавказе Толстой оставался  два года, участвуя во многих стычках  с горцами и подвергаясь опасностями  боевой кавказской жизни. Он имел права  и притязания на Георгиевский крест, но не получил его. Когда в конце 1853 г вспыхнула Крымская война, Толстой перевёлся в Дунайскую армию, участвовал в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии, а с ноября 1854 г по конец августа 1855 г был в Севастополе.

Толстой долго жил на страшном 4-м  бастионе, командовал батареей в сражении при Чёрной, был при адской бомбардировке во время штурма Малахова Кургана. Несмотря на все ужасы осады, Толстой написал в это время боевой рассказ из кавказской жизни «Рубка леса» и первый из трёх «Севастопольских рассказов» «Севастополь в декабре 1854 г.». Этот последний рассказ он отправил в «Современник». Тотчас же напечатанный, рассказ был с жадностью прочитан всею Россией и произвёл потрясающее впечатление картиною ужасов, выпавших на долю защитников Севастополя. Рассказ был замечен императором Александром II (сам Толстой был убеждён, что его рассказ читал Николай I, однако этого не могло быть, так как рассказ был опубликован после смерти Николая); он велел беречь даровитого офицера.

За оборону Севастополя Толстой  был награждён орденом Св. Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя 1854—1855» и «В память войны 1853—1856 гг.». Окружённый блеском известности, пользуясь репутацией храброго офицера, Толстой имел все шансы на карьеру, но сам себе «испортил» её. Едва ли не единственный раз в жизни (если не считать сделанного для детей «Соединения разных вариантов былин в одну») он написал стихи: это была сатирическая песня, стилизованная под солдатскую, в связи с неудачной военной операцией 4 (16) августа 1855 года, когда генерал Реад, неправильно поняв приказание главнокомандующего, атаковал Федюхинские высоты. Песенка (Как четвёртого числа, нас нелёгкая несла горы отбирать), задевавшая целый ряд важных генералов, имела огромный успех и повредила автору. Тотчас после штурма 27 августа (8 сентября) Толстой был послан курьером в Петербург, где закончил «Севастополь в мае 1855 г.» и написал «Севастополь в августе 1855 г.».

«Севастопольские рассказы», окончательно укрепили его репутацию как представителя  нового литературного поколения.

 

1.6 Путешествия по Европе

 

В Петербурге его радушно встретили  в великосветских салонах и в  литературных кружках; особенно близко сошёлся он с Тургеневым, с которым  одно время жил на одной квартире. Последний ввёл его в кружок «Современника» и других литературных корифеев: он стал в приятельских отношениях с Некрасовым, Гончаровым, Панаевым, Григоровичем, Дружининым, Сологубом.

В это время были написаны «Метель», «Два гусара», закончены «Севастополь в августе» и «Юность», продолжено написание будущих «Казаков».

Весёлая жизнь не замедлила оставить горький осадок в душе Толстого тем  более, что у него начался сильный  разлад с близким ему кружком  писателей. В результате «люди ему  опротивели и сам он себе опротивел» — и в начале 1857 года Толстой без всякого сожаления оставил Петербург и отправился за границу.

В первой поездке за границу посетил  Париж, где его ужаснули культ  Наполеона I («Обоготворение злодея, ужасно»), в то же время он посещает балы, музеи, его восхищает «чувство социальной свободы». Однако присутствие на гильотинировании произвело столь тяжкое впечатление, что Толстой покинул Париж и отправился в места, связанные с Руссо — на Женевское озеро. В это время пишет повесть «Альберт» и рассказ «Люцерн».

В промежутке между первой и второй поездками продолжает работу над «Казаками», написал «Три смерти» и «Семейное счастие». В это время на медвежьей охоте Толстой едва не погиб (22 декабря 1858). У него роман с крестьянкой Аксиньей, одновременно у него созревает потребность в женитьбе. В следующей поездке его интересовали в основном народное образование и учреждения, имеющие целью поднятие образовательного уровня рабочего населения. Вопросы народного образования он пристально изучал в Германии и Франции и теоретически, и практически, и путём бесед со специалистами. Из выдающихся людей Германии его больше всех заинтересовал Ауэрбах, как автор посвящённых народному быту «Шварцвальдских рассказов» и издатель народных календарей. Толстой сделал ему визит и постарался с ним сблизиться. Во время пребывания в Брюсселе Толстой познакомился с Прудоном и Лелевелем. В Лондоне посетил Герцена, был на лекции Диккенса.

Серьёзному настроению Толстого во время второго путешествия  по югу Франции содействовало  ещё то, что на его руках умер от туберкулёза его любимый брат Николай. Смерть брата произвела на Толстого огромное впечатление.

 

1.7 Семья и потомство

 

В конце 1850-х познакомился с Софьей Андреевной Берс (1844—1919), дочерью  московского врача из остзейских немцев. Ему шёл уже четвёртый  десяток, Софье Андреевне было всего 17 лет. 23 сентября 1862 года женился на ней, и на его долю выпала полнота семейного счастья. В лице своей жены он нашёл помощницу во всех делах, практических и литературных. Для Толстого наступает самый светлый период его жизни — упоения личным счастьем, очень значительного благодаря практичности Софьи Андреевны, материального благосостояния, выдающегося литературного творчества и в связи с ним всероссийской и всемирной славы.

Отношения Толстого с  женой не были безоблачными. Между  ними часто возникали ссоры, в том числе в связи с образом жизни, который Толстой избрал для себя.

Дети:

Сергей (10 июля 1863 — 23 декабря 1947)

Татьяна (4 октября 1864 — 21 сентября 1950). С 1899 замужем за Михаилом Сергеевичем Сухотиным. В 1917—1923 была хранителем музея-усадьбы Ясная Поляна. В 1925 с дочерью эмигрировала. Дочь Татьяна Михайловна Сухотина-Альбертини (1905—1996)

Илья (22 мая 1866 — 11 декабря 1933)

Лев (1869—1945)

Мария (1871—1906) Похоронена в с. Кочеты Крапивенского уезда. С 1897 замужем за Николаем Леонидовичем Оболенским (1872—1934)

Пётр (1872—1873)

Николай (1874—1875)

Варвара (1875—1875)

Андрей (1877—1916)

Михаил (1879—1944)

Алексей (1881—1886)

Александра (1884—1979)

Иван (1888—1895)

 

 

1.8 Расцвет творчества

 

В течение первых 10—12 лет после женитьбы он создаёт «Войну и мир» и «Анну Каренину». На рубеже этой второй эпохи литературной жизни Толстого стоят задуманные ещё в 1852 г. и законченные в 1861—1862 гг. «Казаки», первое из произведений, в которых великий талант Толстого дошёл до размеров гения.

«Война и мир»

Небывалый успех выпал на долю «Войны и мира». Отрывок из романа под  названием «1805 г.» появился в «Русском вестнике» 1865 г.; в 1868 г. вышли три  его части, за которыми вскоре последовали  остальные две.

Признанная критикой величайшим эпическим произведением новой европейской литературы, «Война и мир» поражает размерами своего беллетристического полотна. В романе Толстого представлены все классы общества, от императоров и королей до последнего солдата, все возрасты, все темпераменты и на пространстве целого царствования Александра I.

«Анна Каренина»

Бесконечно радостного упоения  блаженством бытия уже нет  в «Анне Карениной», относящейся  к 1873—1876 гг. Есть ещё много отрадного  переживания в почти автобиографическом романе Лёвина и Кити, но уже столько горечи в изображении семейной жизни Долли, в несчастном завершении любви Анны Карениной и Вронского, столько тревоги в душевной жизни Левина, что в общем этот роман является уже переходом к третьему периоду литературной деятельности Толстого.

В январе 1871 года Толстой отправил А. А. Фету письмо: «Как я счастлив…  что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда  не стану».

6 декабря 1908 года Толстой записал  в дневнике: «Люди любят меня  за те пустяки — „Война  и мир“ и т. п., которые им кажутся очень важными».

Летом 1909 года один из посетителей  Ясной Поляны выражал свой восторг  и благодарность за создание «Войны и мира» и «Анны Карениной». Толстой ответил: «Это всё равно, что к Эдисону кто-нибудь пришёл и сказал бы: „Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку“. Я приписываю значение совсем другим своим книгам (религиозным!)».

В сфере материальных интересов  он стал говорить себе: «Ну, хорошо, у  тебя будет 6000 десятин в Самарской  губернии — 300 голов лошадей, а потом?»; в сфере литературной: «Ну, хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире, — ну и что ж!». Начиная думать о воспитании детей, он спрашивал себя: «зачем?»; рассуждая «о том, как народ может достигнуть благосостояния», он «вдруг говорил себе: а мне что за дело?» В общем, он «почувствовал, что то, на чём он стоял, подломилось, что того, чем он жил, уже нет». Естественным результатом была мысль о самоубийстве.

«Я, счастливый человек, прятал от себя шнурок, чтобы не повеситься на перекладине между шкафами в своей комнате, где я каждый день бывал один, раздеваясь, и перестал ходить с ружьём на охоту, чтобы не соблазниться слишком лёгким способом избавления себя от жизни. Я сам не знал, чего я хочу: я боялся жизни, стремился прочь от неё и, между тем, чего-то ещё надеялся от неё».

Известно о перечислении части доходов от издания «Анны  Карениной» для помощи сражавшейся  против итальянских колонизаторов  Абиссинии в 1896 году, Первая итало-эфиопская  война. Лев Толстой принимал активное участие в кампании широкой общественной солидарности с Абиссинией, как и в сборе средств для помощи и отправки русского госпиталя в Абиссинию в 1896 году. Он даже посылал поздравительную телеграмму в связи с победой Абиссинии в войне и в сражении при Адуа.

 

1.9 Другие произведения

 

В марте 1879 года, в городе Москве, Лев Толстой познакомился с Василием Петровичем Щеголёнком и  в том же году, по его приглашению  тот приехал в Ясную Поляну, где пробыл около месяца-полутора. Щеголёнок поведал Толстому множество народных сказаний и былин, из которых более двадцати были записаны Толстым, а сюжеты некоторых, Толстой, если и не записал на бумагу, то запомнил (эти записи печатаются в т. XLVIII Юбилейного издания сочинений Толстого). Шесть написанных Толстым произведений имеют источником легенды и рассказы Щеголёнка (1881 — «Чем люди живы», 1885 — «Два старика» и «Три старца», 1905 — «Корней Васильев» и «Молитва», 1907 — «Старик в церкви»). Помимо этого, граф Толстой усердно записал много поговорок, пословиц, отдельных выражений и слов рассказанных Щеголёнком.

В своём критическом  очерке «О Шекспире и о драме» на основании детального разбора некоторых  наиболее популярных произведений Шекспира, в частности: «Король Лир», «Отелло», «Фальстаф», «Гамлет» и др. — Толстой подверг резкой критике способности Шекспира как драматурга.

 

 

2. Религиозные поиски

 

Чтобы найти ответ  на измучившие его вопросы и сомнения, Толстой прежде всего взялся за исследование богословия и написал и издал  в 1891 году в Женеве своё «Исследование догматического богословия», в котором подверг критике «Православно-догматическое богословие» митрополита Макария (Булгакова). Вёл беседы со священниками и монахами, ходил к старцам в Оптину Пустынь, читал богословские трактаты. Чтобы в подлиннике познать первоисточники христианского учения изучал древнегреческий и древнееврейский языки (в изучении последнего ему помогал московский раввин Шломо Минор). Вместе с тем он присматривался к раскольникам, сблизился с вдумчивым крестьянином Сютаевым, беседовал с молоканами, штундистами. Также Толстой искал смысла жизни в изучении философии и в знакомстве с результатами точных наук. Он делал ряд попыток всё большего и большего опрощения, стремясь жить жизнью, близкой к природе и земледельческому быту.

Постепенно он отказывается от прихотей и удобств богатой  жизни, много занимается физическим трудом, одевается в простейшую одежду, становится вегетарианцем, отдаёт семье  всё своё крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности. На этой почве беспримерно чистого порыва и стремления к нравственному усовершенствованию создаётся третий период литературной деятельности Толстого, отличительною чертой которого является отрицание всех установившихся форм государственной, общественной и религиозной жизни. Значительная часть взглядов Толстого не могла получить открытого выражения в России и в полном виде изложена только в заграничных изданиях его религиозно-социальных трактатов.

Сколько-нибудь единодушного отношения не установилось даже по отношению к беллетристическим произведениям Толстого, написанным в этот период. Так, в длинном ряде небольших повестей и легенд, предназначенных преимущественно для народного чтения («Чем люди живы» и др.), Толстой, по мнению своих безусловных поклонников, достиг вершины художественной силы — того стихийного мастерства, которое даётся только народным сказаниям, потому что в них воплощается творчество целого народа. Наоборот, по мнению людей, негодующих на Толстого за то, что он из художника превратился в проповедника, эти написанные с определённою целью художественные поучения грубо-тенденциозны. Высокая и страшная правда «Смерти Ивана Ильича», по мнению поклонников, ставящая это произведение наряду с главными произведениями гения Толстого, по мнению других, преднамеренно жёстка, преднамеренно резко подчёркивает бездушие высших слоёв общества, чтобы показать нравственное превосходство простого «кухонного мужика» Герасима. Взрыв самых противоположных чувств, вызванный анализом супружеских отношений и косвенным требованием воздержания от брачной жизни, в «Крейцеровой сонате» заставил забыть об удивительной яркости и страстности, с которою написана эта повесть. Народная драма «Власть тьмы», по мнению поклонников Толстого, есть великое проявление его художественной силы: в тесные рамки этнографического воспроизведения русского крестьянского быта Толстой сумел вместить столько общечеловеческих черт, что драма с колоссальным успехом обошла все сцены мира.

Информация о работе Творчество Льва Толстого. Реализм в произведениях