Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 23:33, реферат
1. Основные функции языка
2. Функциональные модальности языка
3. Онтологический философский подход к языку
3. Онтологический философский
В противовес
этой традиции, ориентированной на
доминанту языковой произвольности
и производности от нужд человеческой
коммуникации, в истории филологии
и философии сложилась и иная
традиция, ведущая свое начало еще
от Платона. Ее можно назвать «онтологической»
— в пику утилитаризму и функционализму
в исследованиях языка; «метафизической»
— в противоположность
Сущность
«онтологического» подхода к
языку как явной оппозиции
инструменталистски-
За материально-несущим «телом» языка (его фонематическим строем, грамматикой и т.д.) полагается наличие некой универсальной и надперсональной смысловой реальности. Это или идеально-эйдетическая в духе Платона, или информационная, или семантическая действительность, которая обнаруживается (объявляется) «материей» языка.
Имена и языковые символы являются, по выражению П.А. Флоренского, «отверстиями, пробитыми в нашей субъективности», они связывают нас с этой объективной смысловой реальностью. И хотя раскрываются и созидаются они лишь в творческих индивидуальных актах, однако не творятся людьми произвольно, не изобретаются, «как предполагает замкнутие в субъективность». Человек, следуя «онтологическому подходу» к языку, представляется не самовольным творцом, а скорее послушным субъектом обнаружения его идеально-смысловой реальности «в» и «через» несущие структуры языка.
Эта универсальная
смысловая реальность, в свою очередь,
«нуждается» в человеке как носителе
языка, дабы осуществиться (проявиться)
в человеческом мире, обретя благодаря
его свободному и творческому
участию бесконечную
Все сугубо научно-рационалистические и утилитарно-ориентированные подходы к сущности языка неадекватны, так как, выступая в качестве оторванного от человека предмета научного исследования, язык теряет самое существенное — свою целостность и подлинную онтологичность. «Позитивисты, — по выражению П.А. Флоренского, — расстригли Слово Божие на строчки и слова, язык растолкли в звуки, организм измельчили до молекул, душу разложили в пучок ассоциаций и поток психических состояний».
Таким образом,
«онтологическая парадигма» понимания
сущности языка, представленная в трудах
русских философов-«имяславцев»
Подытожим
сказанное. В языке как целостной
и динамической смысловой реальности
в единстве ее сущих и несущих
компонентов можно выделить две
основные функции — коммуникативную
и познавательную. Они могут приобретать
специфическую функциональную модальность:
креативную, адаптивную и репрессивную.
Весьма перспективным в плане исследования
этой противоречивой и многомерной динамики
языка как важнейшего условия гармоничного
и восходящего человеческого бытия-в-мире
является онтологический подход, вновь
выходящий на первый план после стольких
лет доминирования инструменталистско-
Однако о каких бы проявлениях языка мы ни говорили, важнейшим условием его бытия служит наличие человеческого сознания, которое может иметь не только языковую, но и вневербальную форму существования. К проблематике сознания мы теперь и переходим. Эта тема особенно важна, если учесть, что именно сознание выдвигается сегодня на первый план в метафизических и научных исследованиях и именно здесь, по-видимому, следует ожидать в ближайшее время самых важных научных открытий.
Список литературы:
Хайдеггер М. Путь к языку//Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.