Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:12, курсовая работа
Конечно, выбранная тема актуальна, так как, прежде всего, для сегодняшней жизни очень актуален сам великий и мудрый А.С.Пушкин, его представления и выдвигаемые идеи. Пушкин в России стал давно уже национальным символом. Его произведения в школьные хрестоматии включены, его строчки на цитаты разошлись. В каждом городе можно встретить улицу или площадь Пушкина; в тех местах, где поэт жил или просто бывал, устроены музеи. Но, к сожалению, есть и оборотная сторона медали такой славы– Пушкин, которого превратили в бронзовый памятник, стал превращаться в мертвый стереотип.
ВВЕДЕНИЕ
Для написания курсовой работы мной выбрана значимая и важная тема- «Художественное своеобразие "Сказки о мёртвой царевне... " А.С Пушкина». Важность её связана с тем, что уже ни один век прошёл со дня рождения гениального поэта А. С. Пушкина, а память о нем продолжает жить, любовь к нему не иссякает, и слава его продолжает расти.
Конечно, выбранная тема актуальна, так как, прежде всего, для сегодняшней жизни очень актуален сам великий и мудрый А.С.Пушкин, его представления и выдвигаемые идеи. Пушкин в России стал давно уже национальным символом. Его произведения в школьные хрестоматии включены, его строчки на цитаты разошлись. В каждом городе можно встретить улицу или площадь Пушкина; в тех местах, где поэт жил или просто бывал, устроены музеи. Но, к сожалению, есть и оборотная сторона медали такой славы– Пушкин, которого превратили в бронзовый памятник, стал превращаться в мертвый стереотип.
Так случилось и с его сказками, воспринимаемыми как нечто несерьёзное, как будто знакомое хорошо, вроде бы всем понятное и рассчитанное в общем для чисто детского чтения.
Но ведь ни секрет, что
и литературная, и народная сказки
представляют как бы шифровку, некую
тайнопись. За яркими, простыми образами
и незамысловатым сюжетом скрываются
серьёзный смысл и сущностные
и очень глубокие представления.
Умеющему внимательно читать сказку,
чувствовать и проникать в
ее сокровенные глубины
Отсюда вытекает актуальность выбранной мною темы: анализируя сказку Пушкина, мы сможем понять оригинальность авторского стиля.
Объект изучения - "Сказка о мёртвой царевне... " А.С Пушкина».; предмет исследования- художественное своеобразие "Сказки о мёртвой царевне... " А.С Пушкина».
Цель курсовой работы- раскрыть художественное своеобразие "Сказки о мёртвой царевне... " А.С Пушкина».Данная цель связана с раскрытием ряда существенных задач:
Данная тема нашла довольно
широкое освещение в
При анализе исследуемого материала использовались следующие методы: изучение критической литературы; метод литературоведческого анализа; методы сравнения и сопоставления.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на ряд параграфов, выводов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ПУШКИН И МИР СКАЗОК
1.1. Эстетические мотивы обращения Пушкина к жанру художественной сказки
Пушкин в детстве любил слушать сказки, искусно повествуемые ему няней, Ариной Родионовной. Но у него не исчезает интерес к сказкам и в ту пору, когда Александр Сергеевич становится взрослым человеком. Народная стихия притягивала и манила всегда поэта, так как для него фольклор был не просто собранием высокохудожественных эстетических ценностей, а представлял народную этику, философию, мораль и нравственность. Ранний Пушкин находил в фольклоре, в первую очередь, волшебный и красочный мир, в котором обитают сказочные герои, где «лес и дол видений полны», откуда, как из волшебного и бездонного колодца, можно постоянно черпать чудесные образы и необыкновенные сюжеты.
Первый фольклорный опыт не принёс поэту удовлетворения, и Пушкин начал поиск новых путей освоения народного поэтического творчества, стремясь к постижению не только его яркой образности, но и раскрытию его глубинной сути, называемой правдой народною.
Пушкин в ноябре 1824 года из Михайловского пишет брату Льву Сергеевичу: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно: после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки? Каждая есть поэма!"1
Но интерес к сказке именно как к литературному жанру у Пушкина появился лишь в конце его поэтической деятельности, а именно в тридцатые годы. Обращение известного всей России поэта, который обладал энциклопедическими знаниями, являлся выпускником лучшего учебного заведения России, Царскосельского лицея, было неслучайным, так как Пушкин ставил довольно серьёзно вопрос о простонародных сказках.
В течение всей своей творческой деятельности Пушкин вёл борьбу за обновление русской литературы, считая, что она должна приблизиться к жизненной действительности, став достоянием всего русского народа, а не только узкого круга любителей и знатоков. И сказки как бы должны были составить его ответ и его вмешательство в спор о национальной самобытности русской литературы и о народности. Поэт, подводя итоги своим раздумьям над проблемами поиска правды народной, в 1828 году напишет: «В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному»2.
Таковы были эстетические мотивы, толкнувшие Пушкина обратиться к жанру художественной сказки.
Пушкин, оказавшись в ссылке в Михайловском, уходит с головой в стихию народного творчества. Александр Сергеевич знакомится близко с крестьянами, изучая с огромным неподдельным интересом народные обычаи, нравы и поверья. Няня ему рассказывала, как и в детстве, сказки, пела народные песни, и Пушкин восхищался поэтичностью народного творчества. А в деревне он слышал множество чудесных народных песен: похоронных и свадебных, веселых и грустных, колыбельных и хороводных, «божественных» и богатырских. В крестьянской среде звучало множество интереснейших сказок, слышались постоянно пословицы, поэтические загадки, поговорки. Все это сочиняли народные поэты, не знающие грамоты, не записывающие своих стихов, сказок и песен, а рассказывающие и певшие их, передавая с голоса друг другу. Пушкин всё время к себе приглашал простолюдинов, которые знали много сказок и песен, записывая то, что от них слышал. На праздники отправлялся в соседний Святогорский монастырь, желая там послушать пение слепых нищих, запоминая их песни.
Великий поэт в Михайловском сам начинает учиться сочинять сказки и песни в народном вкусе.
И вот из - под пера Пушкина
в начале 30 - ых годов выходят чудесные
сказки. В 1831 году была написана им "Сказка
о царе Салтане", ставшая результатом
своеобразного поэтического состязания
между В.А.Жуковским и А.С.Пушкиным, которые
решили написать в народном духе по сказке.
В том же году появляется "Сказка о попе
и о работнике его Балде", при жизни
автора так и не увидевшая свет. В 1833 году
в Болдино написаны "Сказка о рыбаке
и рыбке" и "Сказка о мёртвой царевне
и о семи богатырях", а годом позже, в
1834 году, "Сказка о золотом петушке"3.
Цикл этих сказок в творчестве великого Пушкина занимает особое и исключительное место, так как с ним связываются представления о значительном и важном переломе в его творчестве.
Пушкин, создавая сказки, шел тем же путем, каким вёл его во всей своей литературной деятельности, стремясь овладеть всем богатством мировой литературы. Книжные и устные источники, фольклор западноевропейский и русский для него стояли в одном ряду. Пушкин понял одним из первых международное значение и характер фольклора. Поэтому с особенным интересом поэт останавливается на сюжетах, ему известных и по западным, и по русским источникам: «Мертвая царевна», « Салтан». Задача же Александра Сергеевича состояла в стремлении передать чуждые сюжеты так, чтобы они превратились в подлинно-национальные. Пушкин, выбирая занимательный сказочный сюжет и передавая его свободно по вкусу народных сказок, стремился отразить уклад жизни, обычаи и нравы русского народа, и вместе с тем показать общечеловеческие проблемы, пороки и недостатки.
1.2. История создания Пушкиным сказки « Мёртвая царевна и семь богатырей»
Писатели, литературоведы, методисты и лингвисты по достоинству оценили великолепные сказки Пушкина, их своеобразие и художественные особенности.
Пушкинские сказки - «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта», — писал П. Бажов4. Книги и статьи С. Маршака, М. Горького, С. Бонди внимание читателей обращают на «нравственное содержание», «причудливые узоры внешней формы», «реалистическую основу» пушкинских сказок. Пушкинист А. Слонимский отмечает красоту картин народной жизни, нарисованных в них, радуется органичному сплаву в них лирики с сатирой и иронией, восхищается глубоким проникновением поэта в душу народа.
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» является одной из наиболее известных сказок А. С. Пушкина. Написана эта замечательная сказка осенью 1833 года в Болдино.
В основу её была положена русская народная сказка, которую записал поэт в селе Михайловском. Пушкин, переодеваясь в крестьянский наряд, на ярмарках смешивался с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая в блокнот рассказы сказителей. Там ему посчастливилось записать сказку «Самоглядное зеркало», которая по сюжету похожа на «Сказку о мертвой царевне».
Кроме того Пушкин с Жуковским заключили шутливое соглашение на лучшую обработку народной сказки. В результате появились сказка «Спящая царевна» Жуковского, «Сказка о мёртвой царевне» Пушкина. Так что данное шутливое соревнование стало также стимулом к написанию сказки.
М.К. Азадовский указывает
на западно - европейские источники,
в частности, на сказку «
Но в данном случае надо обязательно отметить, что совпадение двух этих сказок только исключительно внешнее: великому русскому поэту удалось создать свою неповторимую сказку, которую от сказки братьев Гримм отличает и сюжет, и герои, и язык. Сказка Пушкина является более красочной и поэтичной, выражающей идеалы и идеи русского народа.
ГЛАВА 2 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА « СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ»
1.1 Уникальность авторской пушкинской «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»
Общее мнение исследователей
сходится на том, что «Сказка о
мертвой царевне» А.С.Пушкина представляет
сказку о мнимой и истинной красоте и о
верности. Потому, по словам Д.Н.Медриша,
она «самая лиричная, самая трогательная»6.
Тема верности и любви у Пушкина– центральная тема этой уникальной сказки. Этой теме посвящены многие эпизоды сказки.
Так с этой темой связаны взаимоотношения богатырей и царевны и их сватовство. Царевна верна своему жениху, поэтому мягко, но твёрдо отказывает приютившим её богатырям.
Темой любви и преданности
продиктовано включение в сказку образа
верного пса Соколко, который ради своей
любимой хозяйки погибает.
Как видим: сказка Пушкина о самой главной
ценности для поэта – она прославляет человеческую
верность и любовь7.
Ученые также сходятся в том, что жанр этого произведения - сказка -поэма. Но при этом отмечается, что этими определениями своеобразие и идейно-художественное богатство «Мертвой царевны» не исчерпывается. Само причисление ее к жанру поэмы-сказки, а также присутствие в ней ряда реминисценций из других пушкинских произведений заставляют предположить наличие в этой сказке сложной многоуровневой структуры, вобравшей в себя смысловые коды разных фольклорных и литературных источников и слившей их в единое нерасторжимое идейно-художественное целое8.
Пушкин дал своё название данному творению - «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). Первоисточник был связан со спящей красавицей.
На первом плане, конечно, у поэта стоит сказка, которая опирается на фольклорный сюжет, который может быть кратко обозначен таким образом: царевна у братьев-богатырей. Пушкинская сказка воспроизводит основные звенья этого сюжета: завязка кроется в решении царицы-мачехи погубить царевну, кульминация представлена отравлением царевны и ее похоронами, развязка построена на воскрешении царевны и праздновании свадьбы. В данной сказке логика сюжетного движения так же, как и фольклорный канон, передает мысль о неизбежной победе добра над злом. Но Пушкин всё же изменяет фольклорный сюжет, усложняя его. Для углубления основной идеи Пушкин перестраивает два народно-сказочных сюжетных «хода», в главный сюжет вплетённые искусно. Они в полновесные сказочные повествования не развернуты, но в себе таят исконный общечеловеческий смысл.
Ещё одна художественная особенность пушкинской сказки- наличие авторского взгляда, который в народной сказке отсутствует, а в сказке Пушкина выражается неоднократно. “Злая” кочует постоянным эпитетом к слову“мачеха”,“молодая” в применении к “невесте”, что возможны вполне в народной сказке, но вряд ли можно встретить там фразу типа “Чёрт ли сладит с бабой гневной” или “Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша”. Авторская оценка составляет яркий признак сказок Пушкина.
Информация о работе Художественное своеобразие "Сказки о мёртвой царевне... " А.С Пушкина