Эмоциональная тональность рассказов А.И. Куприна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении разноуровневых средств выражения категории тональности как основного приема создания эмоциональности в изучении ее текстообразующей функции в художественной прозе А.И.Куприна.
Из поставленной цели вытекает ряд задач:
Дать понятие эмоциональной тональности как категории русского языка.
Представить описание разноуровневых средств выражения категории тональности.
Выявить лексические, морфологические, синтаксические средства выражения эмоциональной тональности в прозе А.И.Куприна.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Эмоциональная тональность как текстовая категория…..5-14
1.1 Понятие тональности в языке…………………………………....5-10
1.2 Виды тональности. Средства выражения тональности на разных языковых уровнях………………………………………………………….11-14
Глава 2. Категория тональности как средство выражения эмоциональности в художественной прозе А.И.Куприна…………………………….14-31
2.1 Проявление категории тональности в ранних рассказах А. И. Куприна………………………………………………………………………...14-23
2.2 Эмоциональная тональность рассказа «Гранатовый браслет». Роль сонаты Л.Бетховена в рассказе и ее влияние на тональность текста……24-31
Заключение…………………………………………………………...32
Список литературы…………………………………………………...33-34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Для маленького человека Желткова всё уже кончено, важен настоящий момент, важно то, что он думает, то, чем он сейчас дышит, и даже перед смертным часом мысли полностью поглощены любимой. Не коря, а восхваляя, он ждёт смерти, как избавления от мук. Единственное условное предложение встречается в этом отрывке: «Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня». Могла, но не стала, и всё же для Желткова это не было поводом роптать на свою судьбу и на свою любимую.

Вообще рассказ отличается точностью характеристик персонажей. В «Гранатовом браслете», характеризуя Анну, Куприн довольно часто использует местоимения все, вся, всё. Можно предположить, что она – человек, который интересуется многими вещами, но до сути не доходит; то есть человек любопытный, но относится она к жизни несерьезно, поверхностно: «Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы, но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза…».

К специфическим средствам эмоциональной тональности, авторской модальности, встречающихся в текстах А.И.Куприна, могут быть отнесены именования восприятия, ментальных действий, воспоминаний или мечтаний о будущем персонажа или персонажей текста. Например: «Вера собралась с силами и открыла дверь… Наискось комнаты лежал на столе Желтков … Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто он перед расставанием с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь. Она вспомнила, что то же самое умиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона».

Средства, которыми воплощается тональность, по своему содержанию соответствуют внутреннему миру поэтической Веры, глубоко чувствующей натуры и являются дополнительными показателями эмоциональности. В качестве основного ментально-волевого показателя выступает здесь устойчивый оборот «собралась с силами», а также глагол «вспомнила». Значительность кульминационного момента - смерти безнадежно влюбленного Желткова подчеркивается насыщенностью данного отрывка неожиданно радостной характеристикой: «глубокая и сладкая тайна, разрешившая всю его жизнь».

Красота звуков речи сродни красоте мелодии, недаром Александр Куприн положил в основу своего произведения сонату Бетховена. Тринадцатая глава имеет кульминационный характер, и тем она интересна, что именно здесь воспроизводится финальный гимн любви.

Анализируя звуковой символизм отрывка, необходимо отметить, что высокие звуки борются с низкими, тем самым и создаётся ощущение замешательства, так как светлое чувство человека борется с реальностью жизни, и всё-таки побеждает. Света в этом отрывке больше, чем тьмы, несмотря на то, что грустью пронизаны строки, но эта грусть человека, не держащего зла на любимую.

Чувство Желткова придало ему силы, и своему сердцу он запрещает роптать, потому что разумом понимает, что, несмотря на всю боль и страдания, которые длились для него восемь лет, он знал, что такое любовь, а разве может быть что-то важнее. Как будто лучи света проникают через грозовые облака финальные фразы: «Да святится имя Твоё!», «слава Тебе», и здесь высокие звуки преобладают.

Так слова сложились в молитву, а молитва легла на музыку Бетховена. Интонация молитвы — это выражение смиренного отношения к миру, к своей судьбе. И смирение вовсе не означает слабость. Интонация молитвы, её произнесение имеет ключевое значение в романе, она дарит ощущение гармонии, отключает от тревожащих образов и переживаний, даёт надежду.

По нашему мнению, влияние второй сонаты Бетховена сказывается не только в общем настроении рассказа, в усилении и углублении психологизма при описании любовного чувства. Смена сонаты повлияла и на композицию «Гранатового браслета», возможно, на систему действующих лиц. Блеск и сияние светской жизни выражено в первой части сонаты — allegro vivace. Жизнь манит своими обольщениями, сердце отзывается мечтой о счастье, но контрапунктом проходит тревожная мелодия, предупреждающая о недолговечности мечты. Таково и начало рассказа Куприна. Контрапунктом к описанию богатой дачи Шеиных в начале рассказа проходит изображение осеннего пейзажа, он нагнетает тревожное настроение, что-то значительное должно произойти. Описание характера и внешности Анны, сестры княгини Веры, имеет вспомогательное значение, призванное оттенить облик героини. Так и в сонате вторая вспомогательная тема оттеняет главную. Экспозиция рассказа разворачивается неспешно. Такова же умеренно быстрая и блестящая первая часть сонаты. Мы видим здесь прямое влияние неоднократно послушанной второй сонаты, с ее блестящей «светскими» первой и финальной частями.. Вторая часть, именно та, которую использует Куприн, — шедевр раннего Бетховена. Главная тема, переданная в мерных, сдержанных, но неумолимых, неотступных, как, судьба, скорбных аккордах, является стержнем всей части, вокруг которой обвивается звучная, насыщенная теплотой и сдержанной трагедией напевная мелодия, ассоциирующаяся то с ласковой речью, то с трагическим монологом.

Любовь в «Гранатовом браслете» не просто сильна, а движитель жизни и прогресса, несмотря на трагическую развязку рассказа. Эта любовь возвышает человека, поднимает его надо всем суетным, мелочным, своекорыстным. Достаточно сравнить тон недалекого, самонадеянного, полуграмотного мелкого чиновника, изливающего в пошлых посланиях свои чувства красивой светской женщине, и последнее, полное благородной недосказанности, скорбной сдержанности письмо Желткова к княгине Вере, лейтмотивом которого и становится бетховенское Largo Appassionato. Прощаясь с ней перед смертью, он боится ее испугать своим поступком, всячески смягчая удар. Вот в чем истинная сила любви, вот где она сильнее смерти. Не в интенсивности, способности к сильному чувству (забыв или преодолев все условности), а в направленности (бескорыстии: не на себя, а на любимого человека), то есть, опять-таки, в этической проблеме, способе отношения человека к себе и миру.

В отличие от ранних рассказов, в «Гранатовом браслете» мы впервые сталкиваемся с переходной тональностью – напряженности. Но в конце рассказа видится некая тенденция мажорной эмоциональной тональности, поскольку смерть Желткова принесла легкую грусть, но не она не отменяет состояния большой любви в рассказе. Таким образом, в поздних произведениях наблюдается тенденция к сложным эмоциональным характеристикам, резким перепадам настроений, смене тональностей.

Вывод по второй главе: В большинстве рассказов Куприна категория эмоциональной тональности выражена лексическими средствами. В ранних рассказах отмечается минорная или мажорная тональность. Более поздние рассказы сложнее по выражению тональности, не такие однозначные по эмоциональным характеристикам. Примером тому служит характеристика рассказа «Гранатовый браслет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема выражения эмоций в тексте исследуется разными дисциплинами: психологией, стилистикой, литературоведением, лингвистикой. В данной работе эмоциональная тональность текста предстает в качестве предмета лингвистического исследования на материале рассказов А.И.Куприна.

В работе обобщаются все основные средства выражения эмоциональной тональности текста. Были выделены три вида тональности с точки зрения речевого воздействия: минорная, мажорная и нейтральная.

Проанализировав рассказы А.И.Куприна «Последний дебют», «Лунной ночью», «Страшная минута», «Куст сирени», «Гранатовый браслет» мы пришли к следующим выводам. В ранних рассказах чаще всего встречаются два вида тональностей – мажорная и минорная. Также следует отметить резкое противопоставление светлого и темного в этих рассказах. В отличие от ранних рассказов, в «Гранатовом браслете» мы впервые сталкиваемся с переходной тональностью – напряженности. Таким образом, в поздних произведениях наблюдается тенденция к сложным эмоциональным характеристикам, резким перепадам настроений, смене тональностей. Следует отметить, что во всех вышеперечисленных рассказах категория эмоциональной тональности решается на лексическом языковом уровне.

Своеобразие текстов Куприна в исследуемом аспекте проявляется в использовании им большого количества эмоциональной лексики. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что к исследованию категории эмоциональной тональности, средств ее выражения в художественных текстах следует подходить дифференцированно: представить описание, основанное на общих функциональных характеристиках средств категории тональности и с учетом этих функций выявить специфику выбора автора определенных языковых средств.

 

 

Список литературы

  1. Апресян, Ю. Д. Интегральное описание языка и системная лексикография/Ю. Д. Апресян// Избр. труды. Том 1. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1995. – С.767
  2. Баранов, А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста/А.Г.Баранов// Ростов н/Д. – 1993 – С.156
  3. Берков, П.Н. Александр Иванович Куприн : критико-биографический очерк / П.Н. Берков// М. - Л. : Акад. Наук СССР, 1956. – С.194
  4. Виноградов, В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке/ В.В. Виноградов // Труды Ин-та рус. яз.: АН СССР. Т. 2. – М. – 1950. – С. 502
  5. Горшкова, М.Л. К определению понятия стилистической тональности художественного текста .Текст и его категориальные свойства/М.Л. Горшкова//  Киев - 1989. – С.20-64
  6. Игонина, Н.А. «Соприкосновение с поэзией» в прозе А.И. Куприна / Н.А. Игонина // Рус. речь. - 2011. - № 4. - С. 8-11.
  7. Кулешов, Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна / Ф.И. Кулешов// Минск - 1987. – С.317
  8. Лингвистический энциклопедический словарь, М.: Советская энциклопедия, 1990. – С.685
  9. Ляпон, М.В. Текст и его компоненты как объект комплексного анализа/М.В.Ляпон// – Л. – 1986 – С.266
  10. Максимюк, Е.В. Когнитивно-семантическое моделирование образов бытия и мировосприятия в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» / Е.В. Максимюк // Учен. зап. Орлов. гос. ун-та. Сер. Гуманит. и социальные науки. - 2012. - № 5. - С. 209-216. 
  11. Матвеева, Т. В. Лексическая экспрессивность в языке: Учеб. Пособие по спецкурсу/Т.В.Матвеева// -  Свердловск: Изд-во Уральского ун-та. - 1986. – С.92
  12. Матвеева, Т.В. Стилистика текстовых категорий/Т.В.Матвеева // Stylistika. v.VI. -Opole, - 1997.- С. 185-195.
  13. Матвеева, Т.В. Тональность разговорного текста: три способа описания/Т.В.Матвеева// II Stylistica. v. V. – Opole - 1996. - С. 210 – 221
  14. Микичян, Г.В. Лирическое и психологическое в прозе А.И. Куприна / Г.В. Микичян, И.Г. Минералова // Синтез в рус. и мир. худ. культуре : материалы X Науч.-практ. конф. - М., 2010. - С. 73-80
  15. Рассказова, Л.В. Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» / Л.В. Рассказова // Лит. в школе. – 2007. - № 7. – С. 8-12
  16. Телия, В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц/В.Н.Телия//М.: Наука, - 1986. – С.142

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эмоциональная тональность рассказов А.И. Куприна