Юрий Яковлевич Яковлев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 16:21, реферат

Краткое описание

Советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества. Родился 22 июня 1922 года в Ленинграде.
Призван на военную службу в ноябре 1940 года, участвовал в обороне Москвы, ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде.
Окончил Литературный институт им. М.Горького (1952). Журналист. "Сотрудничал в газетах и журналах и ездил по стране.

Вложенные файлы: 1 файл

рефераты.doc

— 387.50 Кб (Скачать файл)

По  влиятельному настоянию бабушки, кыпчакской царевны Туркан-хатын, пользовавшейся большим почетом при дворе  в Гургандже, вопреки существовавшим традициям, наследником престола был  назначен младший брат Джалалиддина, Узлагхан. Джалалиддин  вырос в военной среде и рано овладел навыками воина. В его владении была Газна (ныне Афганистан), но его отец опасался заговора и держал сына при себе в Гургандже. Молодой Джалалиддин пытался вырваться на границу, где проходили бесконечные бои с внешними врагами. 
Узнав о планируемом нападении Чингизхана, Джалалиддин просил отца выстроить войска на Сырдарье и встретить там противника, но его отец был уверен, что оборонительные стены и крепости не пустят врага в страну, и он не стал собирать войска. Монголы стремительно захватывали города. Сначала в 1220 году была захвачена Бухара, затем Самарканд, и Мухаммеду, после серии неудачных сражений, пришлось отступать на запад. Согласно преданию, Мухаммед бежал на Каспий и, будучи серьезно больным, созвал трех сыновей и объявил наследником престола Джалалиддина и, повесив на его пояс свой меч, призвал младших сыновей к послушанию. После смерти Мухаммеда, Джалалиддин сел на престол, но знать Гурганджа не признала нового правителя, не взирая на поддержку народа. 
Джалалиддин собрал войска из трехсот преданных туркменских джигитов и направился в Хорасан. В округе Нисы, они встретили монгольский отряд из семисот человек и с легкостью разбили их. Эта незначительная победа вдохновила население Хорасана на сопротивление монгольским захватчикам, что вынудило Чингисхана направить войско в Хорезм и Хорасан, которое столкнулось с армией младших братьев Джалалиддина и жестоко расправилось с ними. 
По дороге к своему наследному уделу, Джалалиддин обрел союзников в лице наместника Мерва, Хан Малика с его сорокатысячным войском, туркменского хана Сейф ад-дина, также с сорокатысячным войском. Близ Кандагара объединенные войска разбили монгол, и Джалалиддин добрался до Газны, где к его войску присоединились двоюродный брат Амин ал-Мульк и полководец Тимур Малик, хан карлуков, Азам Малик и афганский предводитель Музаффар Малик. Сильные объединенные войска разбили монгол у стен крепости Валиян летом 1221 года. В ответ на такой удар Чингисхан направил войско, которое билось несколько дней с хорезмшахом и его союзниками близ города Нарван. В ходе этого сражения монголы были полностью разгромлены. Это было крупнейшее поражение монгол в Иране, Средней Азии и Афганистане в период с 1219 года по 1222 год. 
Джалалиддин имел поддержку не только среди воинов, но и среди населения, как справедливый и законный правитель. После поражения при Парване, монголы покинули территории Афганистана. В ответ Чингисхан сам решил принять участие в новой битве с хорезмшахом. Но среди полководцев, поддерживающих Джалалиддина, произошел разлад, и кипчаки, карлуки и афганцы покинули Джалалиддина, когда он готовился к важному сражению с Чингисханом. 
Джалалиддин осознавал, что его войску не выстоять сражение, и он ушел к реке Инд, где его настиг Чингисхан, и 24 ноября 1221 года произошло сражение, в котором войско хорезмшаха было разбито. Не желая отдавать в плен монголам своих родных, по приказу Джалалиддина, его мать, жена и остальные женщины были утоплены в реке. Но семилетний сын попал к монголам и был убит. Джалалиддин выбрался из окружения монголов и на коне бросился в реку Инд, которую успешно переплыл и скрылся на другом берегу. 
На протяжении четырех лет Джалалиддин сражался с монголами в Индии. Он собрал новое войско из туркмен и направился с Западного Ирана на Кавказ. В 1225 года он захватил город Двин, столицу Армении, и разгромил грузино-армянское войско около города Гарни. Отправив послов к грузинам с предложением заключить мировое соглашение и выступить против монгольских войск, он получил отказ царевны Русудан. И в 1226 году захватил Тбилиси, грузинскую столицу. Лишь те жители Тбилиси, кто принял ислам остались в живых. 
В 1227 году близ Рея, Джалалиддин разгромил войска монголов. В том же году, хорезмшах, призванный жителями Исфахана на помощь, одержал победу в битве с монголами у города Исфахан. Джалалиддин вел сразу два боевых фронта: против монгольских войск на Западном Иране и с армянами и грузинами в Закавказье. Но в 1228 году против хорезмшаха выступили, объединившись, румский султан Аладдин, киликийско-армянский царь Гетум I и египетский султан Ашраф. Но войска хорезмшаха в этом натиске устоять не смогли, и он потерпел поражение. 
Джалалиддин, направив письмо кыпчакским ханам с предложением объединиться и выступить против монгольского завоевателя, в ответ получил письмо от своей сестры, которая была захвачена Джучи, сыном Чингисхана в 1220 году и имела от него ребенка. В письме она пыталась убедить Джалалиддина сотрудничать с монголами, которые предлагали ему владения близ реки Амударьи. Но на данное письмо Джалалиддин не дал ответа. 
Джалалиддин оказывал отчаянные сопротивления своим врагам. После захвата крепости Хилат в Ираке в 1230 году, хорезмшах потерпел поражение от натиска объединенных правителей Месопотамии и Малой Азии. Окончательный разгром войску Джалалиддина нанес монгольский отряд Угэдэя возглавляемый полководцем Чармаганом. Джалалиддин был сильно ранен в бою, затем он попытался скрыться в горах Курдистан, где был убит. 
Джалалиддин Мангуберди один из «национальных героев». В 1999 году в нашей стране был широко отмечен его 800-летний юбилей. 30 августа 2000 года был учрежден орден «Жалолиддин Мангуберди», которым награждают военнослужащих, проявивших военный талант, ставших образцом мужества и героизма при защите независимости страны и внесшие большой вклад в укрепление обороноспособности государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крылов Иван Андреевич

1769 — 1844

Русский писатель, баснописец, академик Петербургской  Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа".

Биография

Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.

Образование будущий  баснописец получил скудное, но, обладая  исключительными способностями, много  читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии. В столице тоже ничего не удалось добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом. На протяжении 1786 — 1788 Крылов написал трагедии "Клеопатра" и "Филомела" и комедии "Бешеная семья", "Проказники". Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах.

В 1789 Крылов начал  издавать сатирический журнал "Почта  духов", продолжавший традиции русской  сатирической журналистики. Из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев, но Крылов не оставил намерения возобновить его. В 1792 он создал новый сатирический журнал "Зритель", сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики. В повести "Каиб" аллегорически представлен произвол и лживый либерализм тоталитарного режима, в котором читатель без труда узнавал современную ему Россию. Летом 1792 в типографии был произведен обыск, Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить.

В 1791 — 1801 Крылов отошел от журналистской  деятельности, скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.

После смерти Екатерины II ему удалось поступить на службу к князю С. Голицыну в качестве личного секретаря и учителя его детей. В домашнем театре Голицына была поставлена написанная Крыловым в 1800 шутотрагедия "Трумф, или Подщипа" — остроумная и меткая сатира на Павла I и царский двор.

В 1801 Крылов завершил комедию "Пирог", поставленную в Петербурге и в Москве.

В 1806 возвратился в Петербург, где  установил новые литературные связи, написал комедии "Модная лавка" (1806) и "Урок дочкам" (1807). В 1809 вышла  первая книга басен Крылова, в  которых он выступал не только как моралист, но обличитель "сильных" мира сего, угнетающих народ. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.

8 1812 стал  библиотекарем только что открывшейся  Публичной библиотеки, где прослужил  30 лет, выйдя в отставку в  1841. Крылов не только оказался  хорошим собирателем книг, число  которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению  библиографических указателей и славяно-русского словаря.

9 ноября (21 н.с.) 1844 в возрасте 75 лет Крылов  скончался. Похоронен в Петербурге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эзоп

 

-     Эзоп (др.-греч. ) — полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э..  
    Содержание 
 
      
     Биография 
 
    Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Научной традиции о жизни Эзопа не существовало. Геродот (II, 134) пишет, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, жил во времена египетского царя Амасиса (570—526 до н. э.) и был убит дельфийцами. Гераклид Понтийский сто с лишним лет спустя пишет, что Эзоп происходил из Фракии, был современником Ферекида, и первого его хозяина звали Ксанф, но эти данные он извлекает из того же рассказа Геродота путем ненадежных умозаключений. Аристофан («Осы», 1446—1448) уже сообщает подробности о смерти Эзопа — бродячий мотив подброшенной чаши, послужившей поводом для его обвинения, и басню об орле и жуке, рассказанную им перед смертью. Комик Платон (конец V в.) уже упоминает и о посмертных перевоплощениях души Эзопа. Комик Алексид (конец IV в.), написавший комедию «Эзоп», сталкивает своего героя с Солоном, то есть уже вплетает легенду об Эзопе в цикл легенд о семи мудрецах и царе Крезе. Его современник Лисипп также знал эту версию, изображая Эзопа во главе семи мудрецов. Рабство у Ксанфа, связь с семью мудрецами, смерть от коварства дельфийских жрецов,— все эти мотивы стали звеньями последующей эзоповской легенды, ядро которой сложилось уже к концу IV в. до н. э. 
 
    Древность не сомневалась в историчности Эзопа, Возрождение впервые поставило этот вопрос под сомнение (Лютер), филология XVIII в. обосновала это сомнение (Ричард Бентли), филология XIX в. довела его до предела (Отто Крузиус и за ним Резерфорд утверждали мифичность Эзопа с решительностью, характерной для гиперкритицизма их эпохи), XX век стал вновь склоняться к допущению исторического прототипа образа Эзопа. 
 
    Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый Эзопов сборник вошли басни самых различных эпох. 
 
     Наследие 
 
    Позднее имя Эзопа стало символом. Его произведения передавались из уст в уста, и в III веке до н. э. были записаны в 10 книгах Деметрием Фалерским (ок. 350 — ок. 283 до н. э.). Это собрание было утрачено после IX в. н. э. В эпоху императора Августа Федр осуществил переложение этих басен латинским ямбическим стихом, Авиан, около IV в., переложил 42 басни латинским элегическим дистихом. Около 200 н. э. Бабрий их изложил греческими стихами размером холиямб. Сочинения Бабрия были включены Планудом (1260—1310) в его знаменитую коллекцию, оказавшую влияние на позднейших баснописцев. «Эзоповы басни», все составлены в средние века. Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нём прибегали к легенде. Фригийский краснобай, иносказательно поносивший сильных мира сего, естественно, представлялся человеком сварливым и злобным, наподобие Гомеровского Терсита, а потому и портрет Терсита, подробно изображённый Гомером, был перенесён и на Эзопа. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны — одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, между прочим — в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось. В средние века была сочинена в Византии анекдотическая биография Эзопа, которая долго принималась за источник достоверных сведений о нём. Эзоп представлен здесь рабом, за бесценок продаваемым из рук в руки, постоянно обижаемым и товарищами-рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умеющим удачно мстить своим обидчикам. Эта биография не только не вытекла из подлинной традиции об Эзопе — она даже и не греческого происхождения. Её источник — еврейская повесть о мудром Акирии, принадлежащая к циклу легенд, которыми была окружена у позднейших евреев личность царя Соломона. Сама повесть известна, главным образом, из древнеславянских переделок. Мартен Лютер открыл, что книга басен Эзопа является не единоличным произведением одного автора, а сборником более древних и более новых басен, и что традиционный образ Эзопа — плод «поэтического сказания». Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловом. 
 
    На русском языке полный перевод всех басен Эзопа был опубликован в 1968 году.  
     Некоторые басни 
 
     * Верблюд  
     * Ягнёнок и Волк  
     * Лошадь и Ишак  
     * Куропатка и Курицы  
     * Тростник и Оливковое дерево  
     * Орёл и Лиса  
     * Орёл и Галка  
     * Орёл и Черепаха  
     * Кабан и Лиса  
     * Осёл и Лошадь  
     * Осёл и Лиса  
     * Осёл и Коза  
     * Осёл, Грач и Пастух  
     * Лягушка, Крыса и Журавль  
     * Лиса и Баран  
     * Лиса и Осёл  
     * Лиса и Дровосек  
     * Лиса и Аист  
     * Лиса и Голубь  
     * Петух и Диамант  
     * Петух и Прислуга  
     * Олень  
     * Олень и Лев  
     * Пастух и Волк  
     * Собака и Баран  
     * Собака и кусок мяса  
     * Собака и Волк  
     * Лев с другими животными на охоте  
     * Лев и мышка  
     * Лев и Медведь  
     * Лев и Ишак  
     * Лев и Комар  
     * Лев и Коза  
     * Лев, Волк и Лиса  
     * Лев, Лиса и Ишак  
     * Человек и Куропатка  
     * Павлин и Галка  
     * Волк и Журавль  
     * Волк и Пастухи  
     * Старый Лев и Лиса  
     * Дикая Собака  
     * Галка и Голубь  
     * Летучая мышь  
     * Лягушки и Змея  
     * Заяц и Лягушки  
     * Курица и Ласточка  
     * Вороны и другие птицы  
     * Вороны и Птицы  
     * Львица и Лисица  
     * Мышь и Лягушка  
     * Черепаха и Заяц  
     * Змея и Крестьянин  
     * Ласточка и другие птицы  
     * Мышь из города и Мышь из деревни  
     * Бык и Лев  
     * Голубь и Вороны  
     * Коза и Пастух  
     * Обе лягушки  
     * Обе курицы  
     * Белая Галка  
     * Дикая Коза и виноградная ветка  
     * Три быка и Лев  
     * Курица и Яйцо  
     * Юпитер и Пчёлы  
     * Юпитер и Змея  
     * Грач и Лиса  
     * Зевс и Верблюд  
    

Виктор Петрович Астафьев

 

Виктор  Петрович Астафьев (1924 - 2001) – писатель (прозаик, эссеист).

Родился Виктор 1 мая 1924 года в небольшом  селе Овсянка Енисейской губернии.

Еще когда  Виктор был ребенком, потерял родителей. Отец его был под арестом, а мать умерла во время одной из поездок к мужу. Так что Виктор Астафьев в биографии детство провел с бабушкой. Это время, запомнившееся светлыми воспоминаниями, Виктор позже описал в своей автобиографии.

После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом.

В 1942 году Астафьев Виктор Петрович в биографии  добровольно ушел на фронт. В Новосибирской  пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать. Сменив несколько видов  деятельности, до конца войны был  обычным рядовым солдатом. За время службы в своей биографии Астафьев был удостоен медали «За отвагу», ордена «Красной Звезды».

Когда война закончилась, Астафьев женился  на Марии Корякиной, вместе с ней  поселился в городе Чусовой Пермской области. Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. Однако кроме работы Виктор интересовался литературой: даже был постоянным членом литературного кружка.

Впервые рассказ Астафьева был напечатан  в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор стал работать в газете «Чусовский рабочий», это место не покидал 4 года. Для газеты Астафьев написал множество статей, очерков, рассказов, его литературный талант начал раскрываться все полнее. В 1953 году была опубликована книга Астафьева «До будущей весны».

А в 1958 году в биографии Виктора Астафьева  произошло важное событие – его  приняли в Союз писателей. Для  повышения своего литературного  уровня Астафьев учился на Высших литературных курсах с 1959 по 1961 год.

За  все время своей деятельности Астафьев написал множество произведений. Например, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты» (роман был удостоен премии РФ в области литературы и искусства). Среди его повестей: «Стародуб», «Последний поклон», «Слякотная осень», «Так хочется жить», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Васюткино озеро», «Царь-рыба».

Произведения  Астафьева освещают военную, антисоветскую, деревенскую темы.

Раим  Хакимович Фархади


Биография

Раим Хакимович  Фархади (р. 1942) - поэт, прозаик, драматург, детский писатель, переводчик, заслуженный работник культуры Узбекистана. 
Родился в 1942 году в городе Самарканде в Багишамале. Его предки были полководцами, садоводами, дед и отец — известными учеными-медиками. Врачом стал и Раим. 
Первые стихи стал сочинять еще до школы, до азбуки, просто складывая слова. Однажды, совсем юный, он написал строки о первом полете человека в космос:  
Это только начало 
И не будет конца: 
От земного причала  
Отплывают сердца...  
Стихи напечатали на страницах газет и журналов, а их автор вошел в число 50 победителей конкурса поэзии, в котором участвовало более 16 тысяч человек, живших в разных республиках. 
Детские впечатления о красоте родного края, глубоко запавшие в душу мальчика, постепенно стали выражаться в слове, богатом своей выразительностью и образностью. Как оказалось, увлечение поэзией, литературой, историей стало его призванием на всю жизнь. Раим Фархади назвал свою первую небольшую книжку "Утренняя песнь" (1964 г.). Затем были изданы книги "Муравьиное метро", "Фантазер", "Сады ветров", "Фрески Афрасиаба" и многие другие. Произведения Раима Фархади переводились на разные языки мира.  
Поэтический мир поэта отличается не только богатством и своеобразием, но и исключительной цельностью. О чем бы ни писал поэт — о послевоенном детстве, об исчезновении Аральского моря, о дружбе и любви — он искренен и великодушен. Поэт не только описывает события и явления, окружающие его, он хочет постичь их сокровенную тайну. По признанию поэта, стихи — это тоже своего рода растения — растения разума и сердца, они очень музыкальны и лиричны, пронизаны светом звезд. Поэт словно записывает их, услышав от птиц, родников, гор, трав. Р. Фархади не только создает свои стихи, он еще и переводит на русский язык произведения А. Навои и своих современников. 

 

 

 

 

 

Тургенев Иван Сергеевич

Родился 28 октября (9 ноября н.с.) 1818 года в Орле в дворянской семье. Отец, Сергей Николаевич, отставной  гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать, Варвара  Петровна, — из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново. Рос он на попечении "гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек".

 

 
В 1827 семья переезжает в Москву; вначале  Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности (1833) влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева, отразилось в повести «Первая любовь» (1860).

В студенческие годы Тургенев начал писать. Его  первыми поэтическими опытами были переводы, небольшие поэмы, лирические стихотворения и драма «Стено» (1834), написанные в модном тогда романтическом духе. Среди университетских профессоров Тургенева выделялся Плетнев, один из близких друзей Пушкина, «наставник старого века… не ученый, но по-своему – мудрый». Познакомившись с первыми произведениями Тургенева, Плетнев объяснил юному студенту их незрелость, но выделил и напечатал 2 наиболее удачных стихотворения, побуждая ученика продолжить занятия литературой. 
Ноябрь 1837 года – Тургенев официально заканчивает учебу и получает диплом философского факультета Петербургского университета на звание кандидата.

В 1838- 1840 гг. Тургенев продолжил свое образование  за границей (в Берлинском университете изучал философию, историю и древние  языки). Во время свободное от лекций Тургенев путешествовал. За два года с лишним своего пребывания за границей, Тургенев смог объездить всю Германию, побывать во Франции, Голландии и даже пожить в Италии. Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на французском языке).В 1841г. Иван Сергеевич Тургенев вернулся на родину и начал готовиться к магистерским экзаменам. Как раз в это время Тургенев знакомится с такими велики людьми как Гоголь и Асаков. Еще в Берлине познакомившись с Бакуниным, в России он посещает их имение Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается роман с Т. А. Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею).

В 1842 успешно сдал магистерские экзамены, надеясь получить место профессора в Московском университете, но, поскольку  философия была взята под подозрение николаевским правительством, кафедры  философии были упразднены в русских  университетах, стать профессором не удалось.

Информация о работе Юрий Яковлевич Яковлев