Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:46, реферат
Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие. В результате преобразований в Российской Федерации разрушены устои государственного монополизма, характер монополизации, структура рынков претерпели изменения. По отдельным товарным группам удалось ликвидировать дефицит, возникли первые конкурентные рынки.
Антимонопольная политика в России
Первая попытка
создания антимонопольного законодательства
в России предпринималась еще
в 1908 г. За образец был взят действовавший
в США закон Шермана. Однако организации
российских предпринимателей встретили
проект закона в штыки и сумели
сорвать его принятие. В результате
преобразований в Российской Федерации
разрушены устои
В России на сегодняшний
день наблюдается очень высокая
степень монополизации рынка. Так,
в машиностроении 85% крупных предприятий
являются полными монополистами
в производстве некоторых видов
продукции. В нашей стране монополизм
в течение десятилетий
2) запрещаются монопольные
сговоры о ценах, изъятие
5) при нарушении
требований законодательства
Законом установлено
понятие “доминирующее
Законом установлен
государственный контроль за созданием,
слиянием, присоединением, преобразованием,
ликвидацией хозяйствующих
В 1995 г. отечественные
фирмы получили право возбуждения
дел по обвинению в демпинге с
целью вытеснения конкурентов с
российского рынка. Это явилось
результатом постепенно совершенствующегося
в нашей стране набора методов
борьбы с монополизмом. Вести работу
в этом направлении антимонопольным
органам России придется еще долго,
пока они найдут наиболее действенные
именно для нашей страны способы
поддержки конкуренции и
2) разрешенные монополии;
3) временные монополии.
Естественными монополиями теперь в нашей стране будут считаться отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками: а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привести из других регионов страны;
б) они действуют
на рынке, где создание конкурентной
среды за счет увеличения числа фирм-производителей
экономически неэффективно. Реально
в эту категорию попали такие
отрасли, как электроэнергетика
и теплоэнергетика, газовая промышленность,
железные дороги, нефтепроводы, система
водоснабжения и т. п. Разрешенными
монополиями будут считаться
отрасли и фирмы, обеспечивающие
нужды государства в обороне
и безопасности либо производящие некоторые
специфические виды продукции, где
сокращение числа фирм-производителей
облегчает государству контроль
за качеством и продажами этой
продукции. В эту категорию попадают
отрасли оборонной
Временными монополиями
будут признаваться отрасли и
фирмы, которые оказались
Можно привести пример,
роста цен на продукцию или
услуги естественных монополистов по
сравнению с ценами в целом
по промышленности. При этом ускоренный
рост цен в отраслях — естественных
монополистах нельзя списать на удорожание
потребляемых ими ресурсов. Так, в
первом квартале 1994 г. затраты предприятий
связи из-за роста цен повысились:
по электроэнергии — в 1, 5 раза,
по материальным ресурсам — в 1, 8 раза,
по транспортным операциям — в 2, 5 раза.
Но при этом тарифы
на собственные услуги связисты повысили
в 2, 7 раза, что позволило им соответственно
увеличить зарплату своим работникам
в 2, 4 раза (намного больше, чем в
других отраслях). В итоге доставка
газет и журналов стала в России
стоить уже дороже, чем собственно
подписка на них, а многие органы печати
вынуждены были ввести такую странную
форму распространения своих
изданий, как “подписка с получением
непосредственно в редакции”. Аналогичную
практику проводят и другие естественные
российские монополии. В силу этого
заработная плата, например, в электроэнергетике
сейчас выше средней по промышленности
в 4—5 раз (в зависимости от региона
страны и ценовой политики действующей
там местной энергетической системы).
Примерно настолько же выше средней
и зарплата на железнодорожном транспорте,
и лишь немногим уступают в гонке
зарплат работники связи. Но каким
образом Россия будет бороться со
своими естественными и временными
монополиями? Что касается естественных
монополий, то для регулирования
их деятельности предусмотрено создавать
на 3 года специальные федеральные
агентства. Эти агентства имеют
право установить естественным монополистам:
— перечень потребителей, которых они
обязаны обслуживать;
— уровень и структуру цены;
— план инвестирования в расширение производства.
Иными словами, в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения будет ограничена, и на смену ей придет государственное экономическое управление. Именно на такой основе правительство России в октябре 1995 г. приняло, например, решение о“замораживании” цен (то есть запрещении их повышения) в отраслях — естественных монополистах до конца года. “Замораживанию” подверглись цены на газ и электроэнергию, а также железнодорожные тарифы и тарифы на перекачку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам. По отношению к временным монополиям будет проводиться иная политика. Для ослабления их власти над рынком государство намеревается осуществлять следующие меры: — запретить формирование финансово-промышленных групп, способных захватить доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны; — запретить, уже существующим финансово-промышленным, группам включать в свой состав предприятия, занимающие доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны; —поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы ослабить доминирование монополиста на рынке; —проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм;
— поощрять новое строительство, а также создание малых фирм, если это может помочь снижению степени монополизации рынка. При этом реально наиболее действенным методом решения задачи улучшения конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максимальное их открытие для товаров зарубежных фирм. Беда лишь в том, что эту “лечебную процедуру”крайне трудно дозировать, а последствия ее неоднозначны. Дело в том, что отечественные предприятия пока полностью проигрывают соревнование с зарубежными конкурентами по соотношению “цена – качество”при сравнении аналогичных товаров (российские товары в пересчете на сопоставимый уровень качества стоят дороже зарубежных).
Поэтому вторжение
на внутренний рынок больших партий
зарубежных товаров приводит к тому,
что отечественные фирмы
Конечно, появление на рынке более качественных и относительно более дешевых товаров выгодно для покупателей. И они (действуя вполне рационально) будут покупать именно зарубежные изделия. Но государство не может не считаться с тем, что такое развитие событий приведет к краху не только отдельных российских фирм, но и целых отраслей национальной экономики. А это грозит взрывом безработицы, для рассасывания которой у страны пока нет средств.
В итоге правительству России приходится постоянно действовать по принципу “шаг вперед — два назад”: то открывать внутренний рынок для поставок зарубежных товаров, чтобы усмирить отечественных монополистов, то снова “прикрывать дверь”, чтобы не допустить полной гибели отечественной промышленности. Именно из-за этого, например, в России за последние годы так часто менялись условия ввоза иностранных легковых автомобилей, конкурирующих с отечественными “Жигулями”, “Москвичами” и “Волгами”. Правительство то повышало государственные пошлины на импорт машин, то снижало их, что соответственно вызывало относительное удорожание или удешевление иномарок по сравнению с продукцией отечественного автомобилестроения.
Проблема монополий
в России еще не решена, и быстрого
ее решения в короткий срок не предвидится.
Заключение
Итак, как уже
было сказано выше, сейчас в нашей
стране предпринимаются все попытки
борьбы с монополиями. Как показал
выше приведенный пример, монополист
устанавливает более высокие
цены на свою продукцию. Что в свою
очередь оказывает негативное влияние
на общество. Методы антимонопольного
законодательства неэффективны, они
могут лишь препятствовать созданию
новых монополий. Но в России проблема
монополизации экономики