Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:36, контрольная работа
Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительные науки: логику формальную и логику диалектическую.
Введение………………………………..3
1.Что такое суждение? ..........................4
2. Логическая структура суждения…...7
3 Виды суждения………………………8
4. Сложные суждения……………….....9
5. Виды сложных суждений…………..11
6. Заключение………………………….13
7. Список литературы……………….. .15
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………..3
1.Что такое суждение? ..........................4
5. Виды сложных суждений…………..11
6. Заключение………………………….13
7. Список литературы……………….. .15
ВВЕДЕНИЕ
Логика — (наука о правильном мышлении) наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 в. до н. э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.)
Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительные науки: логику формальную и логику диалектическую.
Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики. Что касается логики, то её задача заключается в том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Мышление — в диалектической логике понимается как идеальный компонент (деятельность в плане представления, изменяющая идеальный образ предмета) реальной деятельности общественного человека, преобразующего своим трудом и внешнюю природу, и самого себя.
Логика обязана показать, как развивается мышление, если оно научно, если оно отражает, т.е. воспроизводит в понятиях существующий вне и независимо от сознания и воли предмет, иными словами, духовно репродуцирует его, реконструирует его саморазвитие, воссоздает его в логике движения понятий, чтобы воссоздать потом и на деле – в эксперименте, в практике. Диалектическая логика и есть теоретическое изображение такого мышления.
Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение. В своем реферате я более углубленно рассмотрю вопрос о понятии «суждение». Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике. Я представлю это понятие в развернутом виде и расскажу о сложных суждениях и их видах.
Человек при помощи сознания познает объективный мир. Познавая его, он раскрывает связи между предметами и их признаками, устанавливает отношения между самими предметами. Находить сходство и различие между предметами приписывать им какие-либо признаки, значит судить или рассуждать. С помощью понятия не всегда удается передать все богатство человеческой мысли и самих предметов; оно всего лишь основа наших рассуждений о тех свойствах, качествах предметов. Наиболее глубинные связи и отношения отражают в мышлении в форме суждений. Основу суждения составляют объективные связи и отношения реального мира.
Суждение- это такая форма мышления, и в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов и явлений, о связях между предметами и их свойствами или об отношениях между предметами. Например:
- «Ни один закон не может быть гарантом законности»;
- «Исполнительные документы, по которым истек срок давности, судом в производство не принимаются»;
- «Тот, кто совершает
подлог, не может считаться
Как видно из примеров, языковой формой выражения суждения является предложение. Однако не всякое предложение выражает суждение. Суждение выражаются повествовательным предложением, в котором содержится какое-то сообщение, информация. Например: «Адвокат выясняет условия, способствовавшие совершению преступления», «Ваша версия не подтверждается фактами», «Договор купли-продажи может быть подтвержден документально или нет» и т. д.
Кроме повествовательных, как известно, бывают вопросительные и побудительные предложения, которые суждений не выражают. В них ничего не утверждается и не отрицается, они не истинны и не ложны. Например: «По какой статье квалифицируется данное преступление?», «Кто является соучастником кражи?», «Какая наглая ложь!», «Это просто возмутительно!». Однако здесь есть определенные исключения:
- если в предложении выражен риторический вопрос, например: «Как же тебе не стыдно?», то в нем содержится суждение, но в особой, специфической форме, так как присутствует утверждение, уверенность, что «ты должен этого стыдиться»;
- побудительные предложения, выражающие призывы, лозунги и приказы, также содержат суждения. Например: «Ни шагу назад!», «Берегите мир!». Данные предложения выражают суждения, но суждения модальные, включающие в себя модальное слово-запрещение или слово побуждение: «Нельзя делать ни одного шага назад» или «Необходимо беречь мир».
Таким образом, предложение - это форма суждения, а суждение является смысловым содержанием предложения.
С логической точки зрения суждение формируется с помощью понятий. Оно не может существовать без понятий, но и понятие не может быть без суждения, так как в каждом понятии заложена определенная мысль, которая раскрывается через суждение. Во-первых, связь суждения и понятия отражает объективную связь общего и единичного. Понятие отражает единичное, то есть только те существенные признаки конкретного предмета или класса однородных предметов, которые выделяют, отличают его от других, выражают его сущность, индивидуальность. Суждение же выражает общее - сходство или различие любых свойств и сторон предметов и явлений. Во-вторых, суждение отличается от понятия по генетической и функциональной характеристикам.
Генетически понятие возникает на базе логических приемов по выявлению существенных признаков предметов (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение), а суждение образуется на основе установления связи между понятиями путем их сочетания. При этом формирование понятия проходит исторически длительный путь, включающий опыт многих людей. Рождение же суждения сиюминутно-конкретно и связано с опытом и знаниями отдельного человека.
Функционально понятие отражает предмет только в существенных признаках, суждение же отражает любые признаки предметов.
В-третьих, суждение отличается от понятия способом грамматического выражения - предложением.
В-четвертых, завершенный акт мысли
начинается с суждения, то есть с
утверждения или отрицания
В-пятых, характерной особенностью суждения является то, что оно - при логически правильном его построении - истинно или ложно. Понятие же не имеет формально-логических истинностных характеристик.
Истинные - это такие суждения, в которых связь понятий правильно отражает реальные свойства и отношения предмета мысли.
Ложные - это такие суждения, где связь понятий искажает объективные свойства и отношения предмета мысли.
Логическая структура суждения.
Суждение, как и понятие, являясь структурой мышления, имеет свою внутреннюю структуру, однако более сложную, чем понятие. Элементами логической структуры суждения являются: субъект, предикат, связка и квантор.
Субъект суждения - это понятие, отражающее предмет мысли, то, о чем мыслится в данном суждении. Обозначается буквой «S» (от лат. subjektum -лежащий в основе).
Предикат суждения - это понятие, отражающее признак предмета мысли, то, что мыслится о субъекте суждения. Обозначается буквой «Р» (от лат. praedicatum - сказанный).
Связка выражает отношение, которое существует в суждении между субъектом и предикатом. Она характеризует принадлежность предмету мысли какого-либо свойства, отраженного в предикате, или его отсутствие. Обозначается знаком «тире», а также может подразумеваться или быть выражена словом или группой слов: «есть», «суть», «не являются», «имеется» и т.д.
Квантор (кванторное слово) указывает, относится ли признак, выраженный в предикате суждения, ко всему или к части объема понятия, выражающего субъект. Находится перед субъектом и обозначается словами «все», «некоторые», «многие», «ни один» и т.д. Однако квантор может в суждении и отсутствовать.
Таким образом, каждое суждение состоит из трех основных элементов — субъекта, предмета и связки (двух терминов и связки). Каждый из этих членов суждения обязательно имеется или подразумевается во всех суждениях. Состав суждения можно выразить общей формулой:
S есть (не есть) Р
Для того, чтобы установить субъект и предикат того или иного суждения (что важно для точного выражения своей мысли или для точного понимания чужой), необходимо ясно отдавать себе отчет, что является предметом мысли, а что высказывается об этом предмете. Рассмотрим пример: «В России есть прогрессивно мыслящие люди». В этом суждении трудно определить его субъект. На первый взгляд таковым является «прогрессивно мыслящие люди». На самом деле речь идет о людях, которые живут в России -о «россиянах», но этот субъект выражен лишь частично речевым оборотом «в России». «Прогрессивно мыслящие люди» здесь предикат суждения. Из смысла предложения ясно, что в нем говорится не о всех россиянах, а лишь об их части, о «некоторых». Связка выражена словом «есть», которое синонимично глаголу «является». Указанные трудности анализа приведенного предложения снимаются, когда мы выразим заключенное в этом предложении суждение в правильной логической форме, когда точно выражены все его составные элементы: «Некоторые россияне являются прогрессивно мыслящими людьми». Субъектом здесь будет понятие «россияне», предикатом - «прогрессивно мыслящие люди», логической связкой — «являются», а квантором - слово «некоторые».
Для уяснения сущности суждения большое значение имеет его классификация. Суждения делятся на простые и сложные.
Простые суждения - выражают связь двух понятий, не включают других суждений. Простое суждение состоит из субъекта, предиката и связки.
В зависимости от того, что утверждается или отрицается в суждениях - принадлежность признака предмету, отношение между предметами или факт существования предмета - суждения делятся на:
1. Атрибутивные (категорические) - (S - Р)- суждение о признаке предмета; утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком. Объемная интерпретация атрибутивного суждения - включение объема одного понятия в объем другого или исключение из него. Россия (S) - суверенное государство (Р), где Р включает в себя S. Никто из судей (S) не вправе воздержаться от голосования (Р), где S (судьи) исключается из объема предиката Р (лица, имеющие право воздержаться от голосования).
2. Суждения с отношениями
- (xRy) (х, у - члены отношения,
обозначают понятия о
3. Суждения существования (экзистенциальные) - выражается сам факт существования предмета суждения то, что существует.
Сложные суждeния образуются из нескольких простых суждений. Таково, например, высказывание Цицерона: «Ведь если бы даже ознакомление с правом представляло огромную трудность, то и тогда сознание его великой пользы должно было бы побуждать людей к преодолению этой трудности».
4. Сложные суждения.
Суждение, состоящее из нескольких простых суждений, называется сложным. Например, «Преступность и наказуемость деяния определяется уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния». Это суждение состоит из двух простых: «Преступность деяния определяется уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния» и «Наказуемость деяния определяется уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния». Сложные суждения состоят из нескольких простых суждении, связанных между собой логическими союзами. Логический союз, таким образом, есть новая логическая связь, определяющая собой структуру новой мыслительной конструкции, логические ее характеристики и выступая ее главной структурной закономерностью.
Так же, как и простые, сложные
суждения могут быть истинными или
ложными. Но в отличие от простых
суждений, истинность или ложность
которых определяется их соответствием
или несоответствием
Логическая структура сложных суждений также отличается от структуры простых суждений. Основными структурообразующими элементами здесь являются уже не понятия, а простые суждения, составляющие сложное суждение. При этом связь между ними осуществляется не с помощью связок «есть», «не есть» и т. п., а посредством логических союзов «и», «или», «либо», «если [...], то» и др.