Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 13:48, контрольная работа
В данной работе выполнено 11 заданий.
Задание 1.
Подберите понятия, находящиеся в логических отношениях с данным понятием.
Варианты
1.6. Квартира.
Решение:
Обозначим понятие «квартира» - А, подберем понятия, вступающие с ним в отношения подчинения, перекрещивания, соподчинения, противоречия.
Если понятие А – «квартира», то подчиняющее понятие В «жилье». Проверяем образовавшиеся отношения между понятиями А и В по следующей схеме: «Всякий элемент объема понятия А является элементом объема понятия В,не наоборот»
«Всякий элемент объема понятия «квартира» является элементом объема понятия «жилье», но не наоборот».
Полученное высказывание является истинным, следовательно, понятия подобраны правильно.
Если понятие А квартира, то подчиненное понятие В - двухкомнатная квартира. Проверяем образовавшиеся отношения между понятиями А и В по следующей схеме: «Всякий элемент объема понятия В является элементом объема понятия но не наоборот»
«Всякий элемент объема понятия «двухкомнатная квартира» является элементом объема понятия
«квартира», но не наоборот. Полученное высказывание является истинным, следовательно, понятия подобраны правильно.
Чтобы правильно подобрать к понятию А (квартира) перекрещивающееся понятие В, необходимо сначала подобрать родовое понятие С. Таким понятием будет понятие «жилое помещение». Теперь к содержанию родового понятия «жилое помещение» прибавим видовой признак «находиться на первом этаже».
Полученное понятие В (жилое помещение на первом этаже) будет пересекаться с понятием
(квартира). Проверяем образовавшиеся отношения между понятиями А и В по следующей схеме.
«Некоторые элементы объема А (но не все) являются элементами объема В, и наоборот»
«Некоторые элементы объема понятия «квартира» (но не все) являются элементами объема понятия « жилое помещение на первом этаже», и наоборот»
Полученное высказывание является истинным, следовательно, понятия подобраны правильно.
Чтобы правильно подобрать к понятию А (квартира) соподчиненное понятие В, необходимо сначала подобрать родовое понятие С. Таким понятием будет понятие «жилое помещение». Теперь к родовому понятию
«жилое помещение» подберем видовое понятие В, которое не имеет общих элементов с понятием А.
Таким понятием В будет понятие «частный дом». Проверяем образовавшиеся отношения между понятиями А и В по следующей схеме: «Ни один элемент объема А не является элементом объема В, и наоборот, а вместе они не исчерпывают объем родового понятия С»
«Ни один элемент объема понятия «квартира» не является элементом объема понятия «частный дом», и наоборот, а вместе они не исчерпывают объем родового понятия «жилое помещение».
Полученное высказывание является истинным, следовательно, понятия подобраны правильно.
Чтобы правильно подобрать к понятию А (квартира) противоречащее понятие В, необходимо сначала подобрать
родовое понятие С. Таким понятием будет понятие «жилое помещение». Теперь к родовому понятию «жилое помещение» подберем видовое понятие В, которое не имеет общих элементов с понятием А.
Таким понятием В будет понятие «жилое помещение не квартирного типа». Проверяем образовавшие отношения между понятиями А и В по следующей схеме: «Ни один элемент объема А не является элементом объема В, и наоборс а вместе они исчерпывают объем родового понятия С»
«Ни один элемент объема понятия «квартира» не является элементом объема понятия «жилое помещение не квартирного типа», и наоборот, а вместе они исчерпывают объем родового понятия «жилое помещение»
Полученное высказывание является истинным, следовательно, понятия подобраны правильно.
Задание 2.
Установите отношения между понятиями, изобразив их с помощью кругов Эйлера.
Варианты
2.6. Вращение — движение — скорость движения — медленное вращение.
Решение:
Изобразим отношения графически:
где А – вращение
В – движение
С – скорость движения
D – медленное вращение
Между понятиями А и В отношение подчинения, между понятиями А и С отношение несовместимости, между понятиями А и D отношение подчинения, между понятиями В и С отношение несовместимости, между понятиями С и D отношение несовместимости, между понятиями В и D отношение подчинения.
Задание 3.
Проведите
последовательную многоступенчатую операцию
обобщения и ограничения
Варианты
3.6. Автобус (А)
Решение:
Операция обобщения понятия:
Понятие А – автобус
Понятие В – транспорт
Понятие С
– средство передвижения
Операция ограничения понятия:
Понятие А – автобус
Понятие В – междугородний автобус
Понятие С – автобус Москва – Санкт-Петербург
Задание 4.
Определите, какая операция произведена с понятием (деление или определение понятия). Проведите анализ произведенной операции. Проверьте ее правильность.
Алгоритм решения
Варианты
Решение:
Определяемое понятие: арендатор
Определяющее понятие: человек, получающий за определенную плату землю во временное пользование
Определяющее понятие состоит из
рода: человек
видового отличия: получающий за определенную плату землю во временное пользование
Вид определения: явное, реальное
3. Операция деления / определения является правильной / неправильной (нужное подчеркнуть), так как соблюдены правила определения, а объемы определяемого и определяющего понятий равны.
Задание 5.
Приведите выражения естественного языка к правильной логической форме. Проведите анализ суждения, дайте объединенную классификацию суждения. Графически изобразите отношения между терминами, установите распределенность субъекта предиката.
Алгоритм решения
а) если предикат выражен существительным или словосочетанием с существительным, то в данном случае предикат остается без изменения.
Пример: Некоторые юристы (S) - адвокаты (Р).
б) если предикат выражен прилагательным или причастием, которое может быть представлено одним словом или словосочетание то в этом случае к предикату следует добавить родовое понятие для субъекта высказывания.
Пример: Некоторые розы (S) красивы (Р). - Некоторые розы (S) - красивые цветы (Р).
с) если предикат выражен глаголом или словосочетанием с глаголом, то в таком случае к предикату следует добавить родов понятие для субъекта высказывания, а глагол превратить в соответствующее ему причастие.
Пример: Некоторые студенты нашей группы (S) сдали сегодня зачет по логике (Р). - Некоторые студенты нашей группы (S) ее учащиеся, сдавшие сегодня зачет по логике (Р).
Варианты
5.6.Многие следственные действия имеют своей целью профилактику правонарушений
Решение:
Запишите выражение: Многие следственные действия имеют своей целью профилактику правонарушений
В канонической форме предикат будет выражен словосочетанием «действия, имеющие своей целью профилактику правонарушений»
Квантор суждения – «некоторые». Количество суждения – частное.
Качество суждения – утвердительное.
Определяем отношение между понятием «следственные действия» (S)и понятием «действия, имеющие своей целью профилактику правонарушений» (Р) как отношение пересечения.
Задание 6.
Установите вид сложного суждения, приведите его символическую запись.
Алгоритм решения
Варианты
Решение:
1. Сложное суждение состоит из 4 простых суждений.
обозначено символом р
обозначено символом q
обозначено символом r
обозначено символом s
Союз «или» между первым и вторым суждением утверждает дизъюнктивную связь.
Логическая связка в данном суждении v (или)
Союз «если… то» между вторым и третьим суждением утверждает импликативную связь. Логическая связка в данном суждении → (если, то)
Союз «или» между третьим и четвертым суждением утверждает дизъюнктивную связь.
Логическая связка в данном суждении v (или)
3. Формула сложного суждения в символической записи:
(p v q) → (r v s)
p v q – основание
r v s – следствие
4. Таблица истинности:
Строк: 2n + 2 = 24 + 2 = 16 + 2 = 18
Столбцов: количество переменных + количество логических операций = 4 + 3 = 7
Порядок выполнения логических операций в сложном логическом выражении:
1. дизъюнкция
2. импликация
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
p |
q |
r |
s |
(p v q) |
(r v s) |
(p v q) → (r v s) |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |