Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:44, реферат
Возникновение конфуцианства всегда ассоциируется с Древним Китаем. В чем же состоит специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления, всей духовной ориентации в Китае? Трезво мыслящий китаец, конечно, не задумывается над тайнами бытия и проблемами жизни и смерти, однако он всегда видит перед собой эталон добра и чести, считает своим долгом ему следовать. Китаец выше всего ценит материальную оболочку, то есть собственную материальную жизнь.
Введение………………………………………………………………………… .3
Предпосылки возникновения конфуцианства. Конфуцианство как этико-политическое и религиозно-философское учение……………………………. 4
Суть конфуцианства. Место человека в конфуцианстве……………………...5
Позднее конфуцианство о человеке……………………………………………10
Современное конфуцианство Чэнь Юланя…………………………………….11
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………...14
С этим в корне не согласен Сюнь-цзы (ок. 313- ок. 238 гг. до н.э.). Он утверждает, что человек по природе зол, из-за чего древние совершенно мудрые правители «ввели ритуал и понятие чувства долга и создали систему законов, с тем, чтобы дисциплинировать и воспитать чувства и характер человека, направив их по правильному пути, соответствующему Дао». Выходит, добро напротив, является результатом особых условий, в которые поставлен человек и без которых проявится его злая природа.
Оба философа исходят из положения об одинаковости природы всех людей. Однако при этом Сюнь-цзы указывает, что «совершенно мудрые изменили свою природу и стали первыми заниматься практической деятельностью». Из разъяснений Сюнь-цзы следует, что они это смогли, потому что захотели, тогда как «ничтожный человек может стать совершенным, но не хочет». А не хочет потому, что он ничтожный, а не совершенно мудрый! Здесь, по-видимому, негласно присутствует идея о двух уровнях природы человека: врожденные качества и способность ими распорядиться.
У поздних конфуцианцев повышается интерес к внутреннему миру человека, формированию его индивидуальности, в противовес вопросам управления государством. Одной из теоретических причин этого явилось то, что начиная приблизительно с 7 в. в Китае распространяется буддизм, традиционно обращавший внимание на индивидуальные особенности человека. Конфуцианские мыслители не могли игнорировать такое важное явление. Их представления о человеке сначала изменялись за счет детализации и акцентирования положений конфуцианства, противостоявших даосизму и буддизму, а позднее – за счет освоения положений буддизма и даосизма.
Современное конфуцианство.
В последующие два века наблюдается упадок философской мысли в Китае, что связано в первую очередь с маньчжурской оккупацией. Возрождение конфуцианства начинается в 20 в. и связано главным образом с именем Чэнь Юланя. Он развивает его принципы, осовременивая их и обогащая некоторыми достижениями современной философии, благодаря чему учение вступает в новый этап – постконфуцианство. Осовременивание конфуцианских взглядов состояло в том, что Фэн Юлань признал двойственность человеческой природы: логическую и биологическую. Логическую природу он считает истинной; благодаря ей человек родствен Небу и Земле (по аналогии с природой-принципом Чжу Си). Биологическая природа не является собственно человеческой, она выступает как естественные задатки (осовремененная трактовка «ци»). Переосмысление природы человека понадобилось Чэнь Юланю, чтобы указать человеку «путь к внутренней святости и внешней царственности», к «высшей просветленности и непоколебимому спокойствию». Достижение этой цели состоит в слиянии с мировой гармонией, для чего необходимо поэтапное самосовершенствование с учетом особенностей человеческой природы. Если в обычном состоянии человек ограничен естественными потребностями, биологическими по происхождению, то самосовершенствование означает освоение способностей через практическую деятельность. Дальше путь лежит к осознанию внутреннего единства человека, его природы с гармонией мироздания. И наконец, последний этап – слияние человека с этой гармонией, т.е. возвращение к единству с природой.
Заключение
Проблема человека на Востоке появилась задолго до создания учения конфуцианство. Во многом понимание природы человека у Конфуция соответствует таковому в предфилософских произведениях Китая.
Предметом размышления и
областью действий Конфуция выступает
социальная Поднебесная. Конфуций переносит
центр внимания в сферу жизни
социального субъекта, сохраняя при
этом все традиционные мировоззренческие
структуры. Конфуций полагается не на
природный объективизм Неба и
Земли, а на самосознание верхов и
низов общества. Он первым из китайских
философов обратился к совести
человека, к его честности, добродетели,
мужеству, человеколюбию, доверию как
закону человеческого общежития. Задачу
гармонизации Поднебесной следовало
решить в сфере противостояний верхов
и низов. После Конфуция в философских
произведениях, в частности в конфуцианском
памятнике «Ли цзы» («Книга обрядов») ,
высшие основы ритуала, как и в переходную
эпоху, будут связываться с природой Поднебесной,
поскольку сущность человека будет пониматься
по преимуществу как природная сущность.
Конфуций неустанно проповедует необходимость
учиться, он осуждает лень, праздность,
хвастовство, тупость. Главное средство
управления народом Конфуций видел в силе
примера и даже в убеждении, а не в голом
принуждении.
Конфуцианство отвечает на
все вопросы, которые встают перед
человеком в его сложной и
запутанной жизни, помогает ему определить
его место во Вселенной, роль в
истории, положение среди людей.
Это, несомненно, связано с тем, что
учение было создано в результате
долгих размышлений над своей
непростой жизнью человеком, который
нашел душевное равновесие и обрел
спокойную уверенность в
Список использованных источников.
1.Древнекитайская философия.
– М.: Мысль, 1972 – Т1, Т2.
2.Лукьянов А.Е. Человек и «очеловеченный»
мир в древнекитайской философии. Философия
зарубежного Востока о социальной сущности
человека: Сб. научных трудов. М.: Издательство
УДН, 1986.
3.Панфилова Т. В. Человек в мировоззрении
Востока. – М.: Знание, 1991 –64 с. – (Новое
в жизни, науке. Серия “Культура и религия”;
№5).
4.Ушков А.М. Китайско-конфуцианский культурный
ареал. «Запад и Восток. Традиции и современность»
. М., 1993.
5.Чанышев А. Курс лекций по древней философии.
М: Высшая школа, 1981.
Информация о работе Конфуцианство. логика и теория аргументации