Логистика: возникновение, становление, основные факторы, тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 11:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью проводимого исследования является изучение транспортной логистики на предпрятии и разработка путей ее оптимизации.
Предметом проводимого исследования является предприятие Geipel Decken- und Profilsysteme GmbH.

Содержание

Введение 2
1 Теоретические основы логистики 6
1.1 Сущность и виды логистики 6
1.2 Современные формы организации логистики 17
2 Практическое значение логистики в развитии транспортных услуг 26
2.1 Анализ состояния автомобильного транспорта на предприятии 26
2.2 Разработка предложений по оптимизации управления транспортной логистики на предприятии и анализ результатов 30
Заключение 43
Глоссарий 46
Список использованных источников 50
Приложения 52

Вложенные файлы: 1 файл

логистика возникновение, становление, основные факторы, тенденции развития.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

Несмотря на значительное количество работ по проблемам организации  логистической деятельности, следует отметить, что в  настоящее время целостного рассмотрения проблемы трансформации логистической парадигмы в условиях  постиндустриализма пока не предложено. Отсутствует также единый подход к решению ряда  принципиальных теоретических вопросов. Прежде всего, это касается  применяемой терминологии, позволяющей отличать системную форму от сетевой,  научной классификации форм и разновидностей логистического  системного и сетевого взаимодействия, что затрудняет организацию логистической деятельности.

Концептуальные основы системной формы организации  изложены в трудах  Л.фон Берталанфи,  Д. Бауерсокс., Г.Вунш, Д. Клосс, Д. Вуд.,  Д. Джонсон, Д. Вордлоу,  Р.Робертсон, Ф. Уэбстер, Р. Хендфилд и других. Значительный вклад в интерпретацию данной формы внесли российские ученые: Афанасьева Н.В., Сергеев В.И., Ларионов В.Г.,  Мельников О.Н., Мершнев Е.С., Проценко И.О., Николайчук В.Е., Украинцев В.Б, Уваров С.А. и многие другие.

Под системным подходом в управлении, в том числе и  логистическом понимается систематизированный способ мышления, в соответствии с которым процесс обоснования решения базируется на определении общей цели решения и последовательном подчинении деятельности множества подсистем, план их развития, а также показателей и стандартов работы. В общем смысле системный подход рассматривается как упорядоченная и воспроизводимая процедура выработки решений, принимаемая к  аналитическим проблемам любого рода и масштаба. [4,с.6]

Системная форма организации  логистики предполагает сознательную, основанную на сотрудничестве, ориентированную на результат деятельность с целью создания и доставки потребителю повышенной ценности.  Данная форма организации нашла свое отражение посредством формирования  логистических систем, целевая ориентация которых выражается в доставке логистических потоков  с заданными количественными и качественными характеристиками в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при оптимальном уровне издержек.

Анализ и обобщение трудов отечественных и зарубежных авторов позволяют выделить четыре основных принципа синтеза логистических систем, однозначно признаваемых в научной среде: сложность, делимость, целостность и структурированность. Остальные признаки либо механически перенесены из теории систем и основ системотехники и не всегда объективно раскрывают содержательные характеристики логистической системы, либо недостаточно аргументированы11.

Однако, на наш взгляд, важно учитывать такие принципы, как отсутствие лишнего, толерантность, подвижность, адаптивность, автономность, которые позволяют выделить признаки системной формы организации логистической деятельности, которые сформулируем следующим образом: 1) наличие целостной структурности, то есть сочетания объектов, взаимосвязанных друг с другом, обеспечивающих системе новые интегративные качества; 2) четко фиксированное положение элементов по отношению друг к другу и целому посредством прямых и обратных связей; 3) существование цели или функциональной направленности; 4) иерархичность структуры любой системы, т.е. наличие закономерно структурированных и функционально организованных элементов.

Характеризуя в целом  системную форму организации, выделим  некоторые особенности, раскрывающие положительные и отрицательные  ее стороны:

1) системная форма  организации предполагает иерархическое  построение, жесткое закрепление  функций за структурными элементами, компромиссное либо единоличное  разрешение всех разногласий,  возникающих на нижестоящих уровнях;

2) системная форма  организации допускает, что каждый структурный элемент (подсистема, звено) имеет собственные критерии оптимальности, отражающие его внутренние интересы;

3) системная форма  базируется на нодальной структуре  организационного построения и  предполагает как централизованное, так  и децентрализованное управление;

4) доминирующими организационными  структурами при системной форме  организации логистики являются  структуры функционального типа;

5) системная форма  организации при формировании  структуры управления допускает  как объектную, так и функциональную ориентацию;

6) системная форма  организации использует две модели  построения структуры управления  – административную и контрактную.

С ростом динамики развития рыночного пространства и усложнения управления социально-экономическими процессами объективно появляется необходимость в установлении  длительных отношений между участниками экономической деятельности, что соответствует сетевой форме управления [4,5]. Сетевые формы управления достаточно давно появились в экономике, но до недавнего времени из-за ограниченной информационной проницаемости экономической системы  не оказывали серьезного влияния на ее развитие в целом, поскольку данные формы не были способны  эффективно координировать взаимодействие рыночных субъектов хозяйствования в этих условиях.

Организация деятельности по сетевому принципу дает компаниям  следующие преимущества12:

1)возможность  концентрации и специализации на функциях, являющихся ключевыми для обеспечения конкурентных преимуществ;

2) значительно снижаются  удельные затраты и инвестиции;

3)повышение эффективности  функционирования за счет использования  коллективных активов нескольких  фирм, расположенных на разных  стадиях стоимостной цепочки;

4) привлечение независимых  организаций для выполнения сопутствующих видов деятельности относительно  основной компетенции, повышает качественный уровень  перемещения созданных ценностей по рыночной цепочке;

5) различные участники,  признавая свою взаимозависимость,   более открыто осуществляют обмен информацией и кастомизируют свою продукцию, что способствует повышению стабильности функционирования всех субъектов взаимодействия;

6) групповые формы  труда стимулируют систематическое  повышения квалификации сотрудников.

Концептуализация сетевой  формы  в контексте экономических проблем стратегии бизнеса достаточно широко представлена как в зарубежной (Р.Майлз, Ч.Сноу, Г.Торелли, К.Имаи, Х.Итами,  К.Кук, Р.Эмирсон, М.Кастельст и другие),  так и в отечественной науке (В. Катькало, С. Паринов, Т.Яковлева, Б. Мильнер, А. Стерлин, А. Ардишвили, М. Шерешева и т.д) . Попытки рассмотреть проявление сетевого подхода в логистике отмечаются в работах таких отечественных ученых как Сергеева В.И., Черновой Д.В., Уварова С.А.,  Мясниковой Л.А., Миротина Л.Б., Чубукова А.Б., Ташбаева Ы.Э., Иванова Д.А. и других.

В сетевой структуре, также как и в любом другом типе организации, особое место отводится  выполнению логистических функций.  Проявлением сетевого подхода в логистике является активизация деятельности в экономике по формированию логистических сетей.

В научной литературе [1,6,7] к рассмотрению логистических  сетей подходят с точки зрения экономики сетей, в которой действует  посыл, что сеть принадлежит одной  компании или группе компаний, имеющих  единый интерес. В связи с этим традиционно выделяют два класса логистических сетей:  сети внутренней логистики и  сети внешней логистики. Рассмотренные подходы как раз отражают способы организации внутренней и внешней логистики и описывают лишь сетевые характеристики, являющиеся обязательным атрибутом всех современных эффективных организаций, ориентированных на долгосрочную ценность клиентов, а не на одноразовость транзакций с ними. Этим объясняется отсутствие четких разграничений в понимании термина «логистическая система» и «логистическая сеть», что приводит к подмене одного термина другим, сложности  разграничения области функционирования логистической цепи и сети13.

Идентификационной характеристикой, позволяющей четко разграничить системную и сетевую формы  организации логистики и на основании  этого сформулировать определение логистической сети является признак. В самом общем виде любая сеть, в том числе и логистическая, обладает, по крайней мере, тремя признаками: во-первых, в сети участвуют как минимум три компании контрагента; во-вторых, участники согласовывают, но не объединяют свои функции и устанавливают долгосрочные взаимосвязи; в-третьих, контрагенты осуществляют операции на основании заключенного между ними контракта.

Отмеченных признаков  явно не достаточно для отражения  сетевой формы организации, поэтому представим характеристики логистических сетей в сравнении с системами с нашей точки зрения в следующей таблице:

Таблица 1 - Сравнительная  характеристика  логистических систем и логистических сетей

Ключевые характеристики

Логистическая система

(системная форма)

Логистическая сеть

(сетевая форма)

1

2

3

Автономность сторон

отсутствует

присутствует

Методы управления

административные

рыночные

Интеграция

вертикально-горизонтальная

горизонтальная

Длительность взаимоотношений

долгосрочные/

среднесрочные

среднесрочные/

краткосрочные

Форма взаимодействия участников

применение власти

сотрудничество

Основа взаимодействия

взаимозависимость

общие цели

Используемый ценовой  механизм

закрытое ценообразование: нормирование затрат, бюджетирование

открытое ценообразование

Форма закрепления договорных отношений

классический контракт

неоклассический контракт

Степень равноправности взаимоотношений

этноцентризм

полицентризм


С учетом вышесказанного логистическую сеть будем рассматривать  как совокупность принципиально  равноправных и независимых партнеров, между которыми установлены взаимосвязи по экономическим потокам, основанные на взаимных обязательствах и ответственности, функционирующие за счет общей ресурсной базы.

Изучение логистической  сети предполагает выявление целей, а также принципов её построения и функционирования, а также взаимодействия с окружающей средой. Целью формирования логистической сети является снижение транзакционных издержек по сравнению с иерархической формой и максимизация совокупных доходов за счет возникновения сетевого синергетического эффекта. В этом проявляется экономический аспект создания логистических сетей.

Достижение цели обеспечивается за счет14:

1)формирования общей  ресурсной базы для снижения  издержек ее эксплуатации и  воспроизводства;

2)создания общей базы  знаний, обмена необходимыми компетенциями  и предложения рынку более  привлекательной ценности;

3)распределения рисков  между партнерами;

4) облегченного алгоритма  осуществления трансакций внутри  сети и соответствующей унификации  средств передачи информации, технологий и структуры информации;

5)устойчивости информационных  связей ;

6)согласованности  действий участников сети;

7) наличия и исполнения  внутрисетевых стандартов,  связанных с обслуживанием клиентов, переработкой информации, принятием решений, мотивацией, внедрением инноваций и т.п.

Логистическая сеть имеет  горизонтальную направленность (в этом ее кардинальное отличие от логистической  системы) и основывается на использовании  специализации  и отлаженном сотрудничестве с поставщиками товаров и услуг. Сущностными характеристиками сетевой формы организации являются следующие:

1) в сетях происходит  отказ от иерархического построения  структур и жесткого закрепления  функций за структурными элементами (узлами) сетей;

2) в сетях имеется  множество субъектов, находящихся в отношениях равноправного партнерства;

3) взаимоотношения между  субъектами подчиняются четким  правилам, задающимся не процедурами  (что свойственно для иерархических  образований - логистических систем), а организацией действий, т.е. моделью координации;

4) основой взаимодействия  в логистических сетях является учет интересов каждого участника логистической сети и умение управлять взаимоотношениями;

5) логистические сети  полагаются больше на рыночный  механизм, чем на административные процессы в управлении потоками ресурсов;

6) сеть предполагает  использование коллективных активов  нескольких фирм, расположенных  на разных стадиях стоимостной  цепочки;

7) участники логистической  сети сосредотачивают усилия  только на ключевых компетенциях.

Следовательно, сетевая  форма организации логистики  должна рассматриваться с точки  зрения формирования  достаточно гибкой полицентрической структуры, позволяющей входящим в нее юридически независимым  компаниям, имеющим собственные цели,  конкурировать между собой, привлекать новых партнеров и одновременно организовывать и координировать деятельность своих членов. При этом взаимодействие с партнерами строится на использовании рыночных механизмов, а не административных процедур. Указанные особенности позволят трансформировать организации, имеющие иерархические (системные) формы управления в сетевые формы, являющиеся максимально приближенными к  современным условиям. Однако следует отметить, что в условиях традиционной экономики чаще отмечают необходимость трансформации сетей в системную форму, которая позволяет достигать конкурентного преимущества за счет жесткого контроля над цепочкой создания ценностей.

Информация о работе Логистика: возникновение, становление, основные факторы, тенденции развития