Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 01:49, реферат
Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений.
Введение
1. Понятие о мышлении
2. Операция мышления. Виды мышления
3. Мышление как вид познания
4. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект»
5. Мышление и творчество
6. Мышление и речь
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки молодежи и спорта Украины
Днепропетровский национальный университет
им. Олеся Гончара
Факультет общественных наук и международных отношений
Кафедра философии
Реферат
по теме:
«Мышление как ценность»
г. Днепропетровск
2012
План
Введение
1. Понятие о мышлении
2. Операция мышления. Виды мышления
3. Мышление как вид познания
4. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект»
5. Мышление и творчество
6. Мышление и речь
Заключение
Список литературы
Введение
Психические процессы являются базовой
основой человеческой психики. Три
разновидности психических
Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере, в форме знания о том, что он чего-то хочет. Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании, форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.
Познавая и преобразуя мир, человек
выявляет устойчивые, закономерные связи
между явлениями. Закономерности, внутренние
связи явлений отражаются в нашем
сознании опосредованно – во внешних
признаках явлений человек
Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность – обобщенную ориентацию в мире.
Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений.
1. Понятие о мышлении
Венцом эволюционного и
Преимущества, которые дает человеку
мышление, заключаются также в
том, что с его помощью он может,
«не сходя с места» и, таким
образом, находясь в безопасном положении,
«проиграть в уме» различные варианты
возможных (и невозможных) событий,
которые в действительности нигде
и никогда не происходили; предвосхитить
наступление наиболее вероятных
событий, чувственно не воспринимаемых
в данный момент в данном месте, и
подготовиться к
Мышление является предметом исследования
многих дисциплин: философии, в рамках
которой исследуются общие
Под мышлением мы понимаем нечто, происходящее
где-то «внутри», в психической сфере,
и то психическое «нечто» влияет
на поведение человека таким образом,
что оно приобретает
Приспособление к окружающей среде может осуществляться двумя принципиально различными путями: а) путем выполнения автоматизированных, жестко запрограммированных действий, не зависящих от меняющихся обстоятельств; б) путем выработки в данных, конкретных ситуациях новых индивидуальных форм поведения, учитывающих изменившиеся условия. В связи с тем, что никакая заранее подготовленная (врожденная) программа поведения не может полностью соответствовать изменяющимся условиям среды, любое поведение, основанное на психическом отражении, можно считать разумным, то есть целесообразным, где разумное означает индивидуально-изменчивое и приспособленное к конкретным обстоятельствам (О.К. Тихомиров). В более узком смысле, под разумным понимают нахождение отходных путей и использование орудий. Даже у животных всякое поведение представляет собой сплав врожденных и индивидуально-изменчивых форм поведения. [13, с.77]
Несмотря на то, что по признаку индивидуального приспособления к изменяющимся условиям между поведением животных и человека имеется много общего, поведение человека, основанное на мышлении, и разумное поведение животных отличаются друг от друга существенно и принципиально. Главное отличие в том, что поведение животных - приспособительное, поведение человека – приспособительно преобразующее. В процессе преобразующей деятельности человека мышление выступает как средство постановки цели и как аппарат для подготовки целенаправленных действий. То и другое возможно только на основе использования языка как средства, в котором в обобщенной форме закреплены наиболее общие свойства предметов и явлений и отношения между ними. Формирования языка, существующего в речевой форме и являющегося средством общения, в свою очередь возможно только в социальной среде. Спецификой отражения на уровне мышления является отражение именно отношений между объектами и признаками внутри них, оно требуется, в том числе и для осуществления обобщений. Специфическое отражение указанных отношений в мышлении психологически представлено в феномене понимания. До тех пор, пока эти отношения не будут поняты субъектом, их отражение в психике будет представлено только на сенсорно - перцептивном уровне, как это случается при восприятии речевых звуков - можно услышать фразу, произнесенную на родном языке, но не понять ничего.
Человеческое мышление, обладая
всеми присущими ему
В качестве исходных условий для возникновения мышления выступают две формы деятельности: предметная деятельность и общение. Внутри этих условий – совместных действий с предметом – в формировании мышления участвуют как собственно биологические, так и социальные предпосылки. В качестве биологической предпосылки выступает развитое восприятие, которое дает субъекту максимально адекватный образ объекта, без чего невозможна адекватная манипуляция им и, соответственно, невозможно отражение связей как внутри объекта, так и между объектами. Без регулирующей функции образов невозможны также первичные исходные формы предметной деятельности и общения: без наличных образов люди, образно говоря, просто не нашли бы ни объекта для совместных действий, ни друг друга. В свою очередь, совместная предметная деятельность и общение, развиваясь, становятся мощной движущей силой и главным фактором развития мышления. Исключительно мощным средством формирования мышления, таким образом, является вовсе не созерцание, а деятельность, действие, которое, по образному выражению С.Л. Рубинштейна, «как бы несет мышление на проникающем в объективную действительность острие своем». Разламывая кость, раскалывая орех, копая землю, бросая камень, царапая и пробивая мягкое твердым, человек постигает открывающиеся при этом связи между объектами.
Исходной предпосылкой для развития
мышления является непосредственная преобразующая
активность отдельного индивида. Данная
активность приводит к формированию
первой фазы всего процесса - формированию
и совершенствованию
Итак, на начальных этапах мощным средством развития мышления является практическое действие. В дальнейшем, при развитом мышлении, уже мысль становится средством организации действия, предваряющим его фактором, выполняющим программирующую и регулирующую функцию. При этом, практическое действие не утрачивает своего значения и продолжает выполнять роль одного из основных средств совершенствования мысли. Об этом следует помнить каждому, кто в своем интеллектуальном развитии не желает останавливаться на достигнутом.[5, с.65]
2. Операции мышления. Виды мышления
Для того, чтобы вычленить и понять отношения и связи между элементами ситуации, необходимо произвести какие-то действия- операции соотнесения элементов друг с другом.
Мыслительные, производимые с помощью физических или умственных действий операции соотнесения:
· сравнение, с помощью которого вскрываются отношения сходства или различия;
·
анализ - расчленение целостной
· синтез - воссоединение элементов в целостную структуру;
· абстракция и обобщение - выделение общих признаков объекта, отделение их от единичных, случайных и поверхностных;