Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:50, доклад
Понятие — это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках.
Как уже говорилось выше, человек воспринимает тот или иной предмет, выделяя характерные свойства (признаки) последнего (напомним, что этим целям служат ощущение, восприятие и представление). Именно за счет этих свойств мы ставим предметы или в один ряд, т. е. обобщаем их, или, наоборот, выделяем предмет из массы однородных с иными свойствами. Например, все мы знаем, что сахар — сладкий и сыпучий, а соль — сыпучая, но соленая. По признаку сыпучести мы объединяем сахар с солью, однако по признаку вкуса отделяем друг от друга.
- неопределенные – у них объем установить невозможно, даже у конкретных (н., талантливый студент – талантливые м/б в разном). 3. Отношения между понятиями (!) Тексты, обычно, составлены из множества понятий и важно выяснить, насколько они родственны, т.е. совпадают по содержанию и объему. По содержанию понятия бывают в отношениях сравнимости и несравнимости. Сравнимые понятия – это те, у которых есть общее, объединяющее их так называемое родовое понятие (н., клен, тополь ель – дерево, растение). У несравнимых понятий такого родового понятия нет (н., студент (человек) и студенческий билет – (документ)). Сравнимые понятия по объему бывают в отношениях совместимости и несовместимости. В отношениях совместимости – те понятия, объемы которых хотя бы частично совпадают, имеется общий элемент (н., юрист, адвокат – часть юристов – адвокаты). В отношениях несовместимости – те понятия, объемы которых нисколько не совпадают (н., адвокат, прокурор, судья – адвокат не может подрабатывать судьей). Отношения между объемами понятий иллюстрируются, обычно, прямоугольниками, кругами Эйлера. 4. Логические операции с понятиями 1. Ограничение понятий – это использование вместо исходного понятия менее общего понятия, являющегося частью или элементом исходного (н., вместо «юрист» используется понятие «адвокат»; вместо понятия «адвокат» — «тольяттинский адвокат»; мужчина – высокий мужчина – высокий светловолосый мужчина — …лет 30-ти). Данная операция необходима для повышения содержательности текста, для того, чтобы знать больше об объекте. При этом все св-ва исходного понятия сохраняются. Пределом ограничения является единичное понятие (н., «РФ» как понятие нельзя ограничить). 2. Обобщение понятий – это использование вместо исходного понятия более общего (родового) понятия (н., студент – учащийся – человек; логика – наука – отрасль знания; искусство – культура). Ф-ии данной операции: - экономия времени на составление, чтение текста; - экономия полиграфических материалов; - введение в науку новых, более общих понятий; - сокрытие конкретной информации о предмете; - дипломатическая ф-ия. 3. Деление понятия (в обиходе – классификация или типологизация, категоризация) – это раскрытия объема понятия путем выделения его частей или элементов по опред. признаку, т.е. это перечисление разновидностей какого-либо понятия. Карьера ученого, эксперта во многом зависит от этой операции. Все кодексы законов содержат эту операцию (н., в ст.15 УК РФ перечисляются категории П-ий). Операцию деления понятия не нужно отождествлять с операцией деления реального предмета на части или стороны. Операция деления понятия состоит из 3 частей: - делимое понятие: дерево - элементы деления: хвойное, лиственное - основание деление – это признак, по которому выделяются элементы деления: структура листьев. Виды деления, т.е. проведение операции деления понятия «деления понятия»: - дихотомическое деление – это выделение в объеме делимого понятия только 2-ух элементов деления (н., человек: мужчина и женщина; совершеннолетний и несовершеннолетний). Главное достоинство – то, что трудно ошибиться при перечислении элементов деления. Недостаток – он выдает мало конкретной информации, может упрощать реальное положение дел. Дихотомическое деление существенно влияет на понимание всей жизни, мироздания и человека. Это стремление человека делить мир, общество на две противоположные сферы (н., уже в первобытном мире человек начал делить мир так: «они» и «мы»). Затем это перешло на схему «праведник – не праведник», «правоверный – не правоверный»; - недихотомическое деление – это выделение в объеме делимого понятия не менее 3-х элементов деления (н., студент-гуманитарий: студент-юрист, филолог, психолог; хвойное дерево: ель, сосна, кедр). Главное достоинство – оно позволяет получить более конкретные знания об изучаемом классе явлений. Оно позволяет показать начитанность, эрудицию. Недостаток – можно ошибиться при перечислении элементов деления или перечислить не все, или приписать лишнее. Разновидностью промежуточной между этими 2-мя видами деления является классификация в узком смысле слова – это подробное перечисление элементов, возможно, субэлементов, их распределение по вертикали и горизонтали в виде таблиц. Правила деления понятия: 1 – правило соразмерности – необходимо в важных ситуациях перечислить все элементы деления и не приписывать лишнее; 2 – правило деления по одному основанию – необходимо стремиться к тому, чтобы элементы деления выделялись по одному основанию, чтобы объемы элементов деления не совмещались, не пересекались. Нарушение этого правила: завещание: мое состояние разделить между студентами-отличниками родного юрфака и участниками художественной самодеятельности этого же факультета; 3 – правило непрерывности деления, или запрет на применение «скачков» в делении – необходимо до конца проводить деление на одном уровне и только после этого переходить к другим уровням. Нарушение: дерево: хвойное дерево, лиственное, сосна. 4. Определение понятия – это раскрытие содержания понятия путем перечисления существенных, отличительных признаков, свойств, класса явления, обозначаемого определенным понятием. Карьера ученого-обществоведа, особенно юриста во многом строится на этой операции. В общественных науках есть ряд важных понятий, которым даются весьма разные определения (н., культура, цивилизация, гражданское общество, религия, миф). Операция определения состоит из 2-ух частей: - определяемое понятие (левая часть, до тире, н., студент — ) - определяющее (правая часть, после тире, н., это студент вуза). Определения бывают: 1 – эффективными – это те, которые позволяют четко отличить определенных класс явлений от других явлений, в т.ч. родственных. Наиболее удобным методом в таком случае является выделение родовых и видовых признаков определяемого класса явлений. Родовой признак указывает на принадлежность определяемого класса явлений к более широкому роду явлений. Видовой признак указывает на специфику указанного класса явлений (н., студент – это учащийся (родовой признак) вуза (видовой признак)). - неэффективными – это те, которые не позволяют четко отличить определяемый класс явлений от других явлений (преступление – это опасное деяние; студент – это учащийся). Для того, чтобы разработать точное, эффективное определение какого-либо понятия, необходимо исследовать содержательную сторону этого понятия. 2 – явные – это те, где четко выделены левая и правая сторона. Обычно такое определение дается в учебниках, законах, энциклопедиях, юридических словарях; - неявные как бы растворены во всем тексте. Правила эффективного определения: - правило соразмерности (взаимозаменяемости) – необходимо, чтобы объем определяющего понятия был равен объему определяемому. Пример нарушения: студент – это учащийся; - правило запрета на применение «круга» в определении – это запрет на использование одних и тех же терминов в левой и правой частях определения. Пример нарушения: гений – это человек с гениальными способностями; - правило однозначности – необходимо, чтобы определяющему понятию соответствовало только одно определяемое понятие, т.е. учащимися вузов назывались только студенты; наука стремится изгнать омонимы; - правило непротиворечивости – введение в науку нового определения понятия не должно противоречить содержанию всей научной теории. Пример нарушения: культура – это высшая духовная ценность человечества, а во всей теории включается и быт, и техника.
Источник: http://ixxi.me/