Оглавление
5.Соотношение понятия
и слова……………………………………………..9
6.Виды понятий………………………………………………………………...10
7.Решение задачи……………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………..15
Библиография………………………………………………………………….16
Введение
Важнейшими видами мыслей, в
которых отражается действительность
в процессе абстрактного мышления, являются
понятия. По этой причине абстрактное
мышление называют также понятийным мышлением.
В логике исследуются понятия,
как мысли особого вида, способы выявления
логических форм понятий и установления
отношений между понятиями.
В понятиях на основе определенных
признаков выделяются предметы классов.
Мы можем сказать, что человек имеет понятие
о предметах какого-либо класса в том случае,
если он может указать систему признаков,
общую для предметов данного класса и
в то же время не принадлежащую предметам,
которые не входят в этот класс.
Данная работа написана по следующему
плану:
1. Определение понятия.
2. Признаки предметов
и их виды.
3. Существенные и несущественные
признаки.
4. Основные приемы образований
понятий.
5. Соотношение понятия
и слова.
6. Виды понятий.
7. Решение задачи.
8. Заключение.
9. Библиография.
1.Определение
понятия.
Понятие является одной из форм абстрактного
мышления. Конкретные предметы и их свойства
отражаются с помощью форм чувственного
познания — ощущений, восприятий, представлений.
Например, в данном апельсине мы ощущаем
его свойства — круглый, оранжевый, сладкий,
ароматный. Совокупность этих и других
свойств дает восприятие (конкретный образ
единичного предмета) данного апельсина,
при этом мы отражаем как его существенные
свойства, так и несущественные. В понятии
же отражаются лишь существенные признаки
предметов.
Понятие — форма мышления, в которой
отражаются существенные признаки одноэлементного
класса или класса однородных предметов.
Понятия в языке выражаются словами («портфель»,
«трапеция») или группой слов, т. е. словосочетаниями
(«студент медицинского института», «производитель
материальных благ», «река Нил», «ураганный
ветер» и др.).(1стр.26)
2. Признаки предмета
и их виды.
Признак – это наличие или отсутствие
свойства у предмета, а также наличие или
отсутствие отношения между предметами.
По типам логических форм признаки делятся
на простые и сложные, а также на положительные
и отрицательные.
Простым является признак, выражаемый
в языке логики предикатов предикатом,
не содержащим логических терминов, кроме,
может быть, кванторов и одного знака отрицания.
Признак, не удовлетворяющий этим условиям,
является сложным.
На положительные и отрицательные будем
делить только простые признаки. Простыми
положительными признаками назовем те,
которые не содержат отрицания, а отрицательными
назовем признаки, содержащие отрицание.
Разделить сложные признаки на положительные
и отрицательные по отсутствию или наличию
знака отрицания в формуле, выражающей
этот признак на языке логики предикатов,
не удается.(1стр.75)
3. Существенные
и несущественные признаки.
Предметом мысли может быть
любая вещь, явление или процесс объективной
действительности о них. Мысли о свойствах
и отношениях предметов называются признаками.
Признаки бывают двух видов: существенные
и несущественные.
Существенные - это необходимые признаки, без
которых предмет не может существовать
в своей качественной определенности.
Например, одним из существенных признаков
понятия "человек" является наличие
сознания.
· Несущественные -
это преходящие, второстепенные признаки,
приобретая или теряя которые, предмет
остается самим собой. Например, несущественным
признаком понятия "человек" является
цвет его волос, вес, рост и др. Несущественные
признаки делятся на собственные и случайные.
Собственными называются такие признаки,
которые свойственны всем предметам данного
рода и выражают какую-либо характерную
и важную черту этих предметов. Поскольку
они обусловлены существенными признаками
и органически вытекают из них, то в содержание
понятия собственные признаки обычно
не включаются.
Случайные признаки характеризуют преходящие
индивидуальные черты предметов; включение
их в содержание понятия лишило бы это
понятие устойчивости, необходимой для
всякой закономерной формы мышления.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть,
что различия между существенными и несущественными
признаками имеют относительный характер.
В определенных условиях (а также с развитием
предмета и нашего познания о нем) они
могут меняться местами. Критерием существенности
признаков, отражаемых понятием, является
социальная практика.
Исходя из наличия множества признаков
предмета, человек выделяет в ходе мыслительного
процесса самые характерные в каком-либо
отношении и фиксирует их в понятии. Каждый
из существенных признаков необходим,
а в своей совокупности они достаточны
для выделения предмета мысли из общей
предметной среды. Понятие представляет
собой сочетание этих признаков в единой
мысли.
Таким образом, понятие - это мысль о предмете,
отражение предмета в его существенных
признаках.
Важно иметь в виду, что совпадение существенных
признаков понятия с признаками предмета
служит показателем истинного понятия.
Если мысленное сочетание признаков не
отражает объективно существующего их
единства, то такое понятие будет ложным.
Истинность понятия определяется тем,
насколько полно и всесторонне оно отражает
реальную действительность. Ложные понятия
не соответствуют действительности. Например:
"вечный двигатель", "мировой эфир".
Любые понятия так или иначе связаны
с ощущениями, восприятиями, представлениями,
которые возникают в результате воздействия
объектов реальной действительности на
органы чувств человека. Представление
служит необходимой предпосылкой перехода
от чувственного познания к абстрактному
мышлению в логической форме понятий.
Однако даже общие представления по своему
содержанию и познавательному значению
отличаются от понятия. Такое отличие
в сжатой форме сводится к следующему.
Первое. Представление неразрывно связано
с конкретным человеком, его знанием и
опытом. Вот почему представление в значительной
степени индивидуализировано. Между тем
как содержание понятия не зависит от
данного лица и в точном составе своих
признаков может мыслиться любым человеком.
Второе. Представление отличается своей
непосредственностью предмета, его чувственно-конкретным
воспроизведением. Понятие же есть обобщенный
и опосредствованный продукт преобразования
чувственного материала в голове человека.
Третье. Представление включает в себя
отражение не только существенных, но
и поверхностных признаков предмета, в
том числе случайных. Понятие, выступая
как форма обобщенного отражения действительности,
выражает только существенные, необходимые
признаки предметов и явлений.
Четвертое. Представления возникают непроизвольно,
поэтому нередко бывают нечеткими, расплывчатыми.
В формировании же понятия помимо данных
живого созерцания большое значение имеет
теоретическое обобщение и практическая
проверка. Вот почему в понятиях более
определенно и четче воспроизводится
реальная действительность в ее существенных
свойствах и закономерностях.
Для образования понятия необходимо
выделить существенные признаки предмета.
Но существенное не лежит на поверхности.
Чтобы выявить его используют следующие
логические приемы: сравнение, анализ,
синтез, абстрагирование и обобщение.
Сравнение - мысленное установление сходства
или различия предметов по существенным
или несущественным признакам.
Анализ - мысленное расчленение предметов
на их составные части, мысленное выделение
в них признаков.
Синтез - мысленное соединение в единое
целое частей предмета или его признаков,
полученных в процессе анализа.
Абстрагирование - мысленное выделение
одних признаков предмета (существенных)
и отвлечение от других (несущественных).
Обобщение - мысленное объединение отдельных
предметов в некотором понятии. В процессе
обобщения человек как бы отходит от конкретного
многообразия предметов, отвлекается
от множества деталей, чтобы глубже познать
основное, наиболее важное. Закрепляются
и выражаются понятия с помощью слова.(3стр.87)
4. Основные приемы
образований понятий.
Что бы составить понятие о предмете,
нудно сравнить данный предмет с другими
предметами, найти признаки сходства и
различия. Логический прием, устанавливающий
сходство или различие предметов, называется
сравнением. Выделение признаков связано
с мысленным расчленением предмета на
составляющие его части, стороны, элементы.
Мысленное расчленение предмета на части
называется анализом. Выделение с помощью
анализа признаков позволяет отличить
существенные признаки от несущественных.
Это мысленное выделение признаков, называется
абстрагированием. Элементы, стороны,
признаки предмета, выделенные с помощью
анализа, должны быть соединены в единое
целое. Это достигается с помощью приёма,
противоположного анализу, - синтеза, представляющего
собой мысленное соединение частей предмета,
расчлененного анализом. Признаки изучаемых
предметов распространяются на все сходные
предметы. Эта операция осуществляется
путем обобщения, с помощью которого определенные
предметы на основе присущих им одинаковых
свойств объединяются в группы однородных
предметов. Таким образом, мы образуем
одну из основных форм мышления понятие.
(2стр.69)
5.Соотношение понятия
и слова
Понятие и слово неотделимы друг от друга
в своем возникновении и функционировании.
Слова являются материальной основой
понятий, без которой невозможно ни их
образование, ни оперирование ими.
Однако единство понятия и слова не означает
их абсолютного тождества. В отличие от
понятий слова во всех языках различны:
одно и то же понятие выражается в разных
языках по-разному. Кроме того, в одном
языке также имеются некоторые различия
между понятием и словом. Рассмотрим данные
различия более подробно.
Во-первых, не всякое понятие выражается
одним словом. Многие понятия выражаются
совокупностью слов - словосочетаниями.
Например, "материалистическая диалектика",
"Основы теории государства и права",
"экономическая теория", "студент
первого курса юридического факультета".
Во-вторых, не всякое слово выражает понятие.
Это касается прежде всего междометий,
например: "ай", "ох", "эй"
и других. Данные слова выражают, но не
называют различные чувства и побуждения.
Не выражают понятия и местоимения, например:
"я", "ты", "он" и т.д. Это
слова-указания, они не значат, а указывают
на значимое. "Я " - это только указание
на говорящего, "ты" - на слушающего,
"он" ("она", "оно", "они")
- на лиц, не причастных к данному разговору.
Но никаких существенных признаков в этих
словах не содержится. Кто такое "я"
(если не знать, кто говорит) - мужчина,
женщина, студент, коммерсант, ученый и
т.п. - неизвестно, потому что этого содержания
нет в слове "я".
В-третьих, понятие и слово не всегда однозначно
соответствуют друг другу. Такое положение
связано с существованием в одном языке
слов-синонимов и слов-омонимов. Синонимы
- это слова, имеющие различное звучание,
но относящиеся к одному понятию (например.
Родина, Отечество, Отчизна). Омонимы -
это слова, совпадающие в звучании, но
относящиеся к различным понятиям (например,
ключ, язык, звезда, мир). Способность слов
выражать различные понятия ведет зачастую
к неясности в рассуждениях или аргументации.
Поэтому в науке пользуются словами-терминами
(от лат. terminus - граница), точно выражающими
содержание научных понятий.
Следует подчеркнуть, что логическая
структура мысли и грамматический строй
языка не совпадают. Законы логики по своей
сути общечеловечны, а формы словосочетаний
специфичны для каждого национального
языка.
Грамматические законы строения речи
связаны с законами логического строения
мысли. Вместе с тем логические формы,
в которых оттачивается мысль, испытывают
влияние грамматических особенностей
языка.
Каждая наука, как известно, стремится
к однозначности своих терминов, имеющих
строго определенное смысловое значение.
В свою очередь неточная терминология
ведет к смешению понятий, к путанице мыслей.
Неопределенность терминов недопустима
в речи юриста, выступлении экономиста,
в преподавательской деятельности. Неряшливость
в терминологии порождает непонимание
у окружающих людей, затрудняет поведение
человека, подрывает логическую стройность
мышления. Следовательно, понятие, находясь
во взаимосвязи со словом, не всегда однозначно
с ним совпадает. Слово является формой
выражения понятия, а оно, в свою очередь,
выражает смысловое содержание слова.(1стр.26)
6.Виды понятий.
Понятия делятся на виды по:
1. количественным характеристикам
объемов понятий;
2. типу обобщаемых предметов;
3. характеру признаков, на основе
которых обобщаются и выделяются
предметы.
Большей частью эта классификация относится
к простым понятиям.
По количеству обобщаемых предметов
понятия делятся на понятия с пустым (нулевым)
объемом и понятия с непустым (ненулевым)
объемом.
Пустым по объему называется понятие,
в объеме которого нет ни одного предмета
из универсума рассуждения. Содержаниями
таких понятий являются системы признаков,
не принадлежащие ни одному предмету из
универсума. Примеры: 1. «вечный двигатель»;
2. «вещество, являющееся металлом и не
являющееся электропроводным»; 3. «человек,
знающий все европейские языки, но не знающий
болгарского языка, являющегося европейским».
Пустота приведенных понятий обусловлена
разными обстоятельствами. Первые два
пусты из-за противоречивости их фактических
содержаний, т. е. из-за противоречивости
содержаний в рамках имеющегося знания.
Содержание первого противоречиво в силу
закона сохранения энергии. Содержание
второго – в контексте со знанием «все
металлы электропроводны».