Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 08:39, контрольная работа
Задачи работы:
1. перечислим и подробно опишем основные виды операций над понятиями,
2. Дадим краткую характеристику операции определения понятий, а также правилам определения и ошибкам, связанным с нарушением этих правил.
1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
2. Операции над понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Правила обобщения и ограничения понятий. Пределы ограничения и обобщения понятий………………………………………………………………………….4
3. Определение понятий, их типы. Правила определения. Ошибки, связанные с нарушением этих правил. Неявные определения. Приемы, сходные с определением……………………………………………………….9
4. Тест……………………………………………………………………….13
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….14
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………15
В определении «вращение есть движение вокруг своей оси» будет допущен круг, если до этого понятие “ось” было определено через понятие «вращение» («ось - это прямая, вокруг которой происходит вращение»).
Круг возникает и тогда,
когда определяемое понятие характеризуется
через него же, лишь выраженное иными
словами, или когда определяемое
понятие включается в определяющее
понятие в качестве его части.
Такие определения носят
Не могут считаться определениями из-за их тавтологичности следующие фразы: «Детектор - прибор, осуществляющий детектирование», «Парамагнетик - вещество, обнаруживающее парамагнетизм».
3. Определение должно быть четким, ясным. Это правило означает, что смысл и объем понятий, входящих в определение, должен быть ясным и определенным. Определения понятий должны быть свободными от двусмысленности; не допускается подмена их метафорами, сравнениями и т.д.
Не будут корректными
определениями следующие
Приемы, сходные с определением понятий
Всем понятиям определение дать невозможно (к тому же этом нет необходимости), поэтому в науке и в процессе обучения используются другие способы введения понятий – приёмы, сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера и др.
Объяснение понятия «животный мир пустыни» происходит путем перечисления видов ее обитателей: верблюд, черепаха, ящерица варан, кулан и др.
ТЕСТ
Формами мысли, посредством которых из одного или не-
скольких суждений (называемых посылками) делается заключение
(вывод), считаются:
а) понятие;
б) суждение;
в) рассуждение;
г) умозаключение.
Правильный ответ: г (умозаключение)
Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками (основаниями), выводится новое суждение, называемое заключением или следствием, выводом.
«Все живые организмы питаются влагой». «Все растения – это живые организмы». «Все растения питаются влагой».
В приведённом примере первые два суждения являются посылками, а третье – выводом. Посылки должны быть истинными суждениями и должны быть связаны между собой. Если хотя бы одна из посылок ложна, то и вывод ложен: «Все птицы – это млекопитающие животные». «Все воробьи – это птицы». «Все воробьи – это млекопитающие животные».
Как видим, в приведённом примере ложность первой посылки приводит к ложному выводу, несмотря на то, что вторая посылка является истинной. Если посылки между собой не связаны, то вывод из них сделать невозможно. Например, из следующих двух посылок никакого вывода не следует: «Все планеты – это небесные тела». «Все сосны являются деревьями».
Обратим внимание на то, что умозаключения состоят из суждений, а суждения – из понятий, т. е. одна форма мышления входит в другую в качестве составной части.8
Понятие - это форма мышления, в которой выражаются существенные и отличительные признаки предмета или класса предметов.
Понятия выражаются в словах или сочетаниях слов, которые имеют две важнейшие характеристики: значение и смысл. Значение (экстенсионал) термина - это имя, данное предмету. Смысл (интенсионал) - информация, которая связывается с ним. Понятие должно иметь определенные значения и смысл. В противном случае возникают логические ошибки, которые препятствуют пониманию.
Чтобы определить понятие, отражающее предмет, необходимо внимательно изучить сам предмет, сравнить с другими предметами, проанализировать его свойства и отношения. Вполне очевидно, что это далеко не одноразовый акт. Определение является итогом сложного познавательного процесса, оно в известной мере завершает логическое формирование понятия. Но содержание понятий не остается неизменным, поэтому не может быть и навсегда установившихся определений. Их уточнение обусловлено, с одной стороны, изменением самого предмета, с другой - развитием нашего знания об этом предмете.9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
____________________________
1 Демидов И.В, Каверин Б.И. Логика: Учебник – М: Дашков и К, 2013 – 53-54 стр.
2 Демина Л.А. Логика: Учебник – М: Проспект, 2013 – 64- 70 стр.
3 Попов Ю. П. – Логика: Учебное пособие – М: КноРус, 2011 – 38 - 43 стр.
4 Демина Л.А. Логика: Учебник – М: Проспект, 2013 – 72-77 стр.
5 Грядовой Д.И. Логика: Учебник – М: Юнити-Дана -2012 – 115-118 стр.
6 Попов Ю. П. – Логика: Учебное пособие – М: КноРус, 2011 – 34-38 стр.
7 Светлов В.А. – Логика: Учебное пособие – М: Логос, 2012 – 87 - 93 стр.
8 Грядовой Д.И. Логика: Учебник – М: Юнити-Дана -2012 – 263 -264 стр.
9 Демидов И.В, Каверин Б.И. Логика: Учебник – М: Дашков и К, 2013 – 62-67 стр.