Понятие как форма мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 13:53, контрольная работа

Краткое описание

Понятие - мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Напр., понятие "четырехугольник с равными сторонами и равными углами" выделяет множество квадратов из области четырехугольников на основе признака "иметь равные стороны и равные углы".

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по логике.docx

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Если будет нарушено это  правило, то произойдет перекрещивание объемов понятий, которые появились  в результате деления. Правильные «деления: «Волны делятся на продольные и поперечные». «В промышленности получение стали  осуществляется тремя способами: кислородно-конверторным, мартеновским и в электропечах». Неправильным является такое деление: «Транспорт делится на наземный, водный, воздушный, транспорт общего пользования, транспорт личного пользования», - ибо допущена ошибка «подмена основания», т. е. деление произведено не по одному основанию. Сначала в качестве основания  деления берется вид среды, в  которой осуществляются перевозки, а затем за основание деления  берется назначение транспорта.

. Члены деления должны  исключать друг друга, т. е.  не иметь общих элементов, быть  соподчиненными понятиями, объемы  которых не пересекаются.

Это правило тесно связано  с предыдущим, так как если деление  осуществляется не по одному основанию, то члены деления не будут исключать  друг друга. Примеры ошибочных делений: «Дроби бывают десятичными, правильными, неправильными, периодическими, непериодическими»; «Войны бывают справедливыми, несправедливыми, освободительными, захватническими, мировыми»; «Треугольники бывают прямоугольными, тупоугольными, остроугольными, равнобедренными, подобными». В этих примерах члены  деления не исключают друг друга. Это следствие допущенной ошибки смешения различных оснований деления.

. Деление должно быть  непрерывным, т. е. нельзя делать  скачки в делении. Будет допущена  ошибка, если мы скажем: «Сказуемые  делятся на простые, на составные  глагольные и составные именные». Правильным будет сначала разделить  сказуемые на простые и составные,  а затем уже составные сказуемые  разделить на составные глагольные  и составные именные.

Будет допущена ошибка, если мы разделим удобрения на органические, азотные, фосфорные и калийные. Правильным будет сначала разделить удобрения  на органические и минеральные, а  затем уже минеральные удобрения  разделить на азотные, фосфорные  и калийные.

При делении понятия по видообразующему признаку основанием деления является тот признак, по которому образуются видовые понятия; этот признак является видообразующим. Например, по величине углы делятся  на прямые, острые, тупые. Примеры деления  по видообразующему признаку: «Ядерные взрывы бывают воздушными, наземными, подводными, подземными» (в зависимости  от вида среды, где произошел взрыв). «В зависимости от масштаба карты  подразделяются на крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные».

Можно привести массу примеров из школьных учебников, что свидетельствует  о широком применении этой важной логической операции.

При дихотомическом (двучленном) делении объем делимого понятия  делится на два противоречащих понятия: А и не - А. Примеры: «Организмы делятся на одноклеточные и многоклеточные (т. е. неодноклеточные)»; «Вещества делятся на органические и неорганические»; «Радиоактивность делится на естественную и искусственную (неестественную)»; «Общества делятся на классовые и бесклассовые».

Отважная талантливая  американская исследовательница Дайан  Фосси, лет наблюдавшая за особенностями  жизни горилл, буквально вписавшись в их сообщество, дает объяснение понятия  «гнездо гориллы», используя дихотомическое деление понятия: «Нам удалось увидеть  несколько гнезд горилл - наземных и древесных. Наземное гнездо не что  иное, как обычная для наземных млекопитающих лежка, устланная  заломанными ветками кустарника и травой. Зато древесное гнездо - заметное издалека сооружение на высоте 3-5 метров на крупных ветвях у ствола дерева».

Иногда понятие не-А  снова делится на два противоречащих понятия В и не-В, затем не - В делится на С и не - С и т. д.

Дихотомическое деление  удобно по следующим причинам: оно  всегда соразмерно; члены деления  исключают друг друга, так как  каждый объект делимого множества попадает в класс А или не - А; деление проводится только по одному основанию. Поэтому дихотомическое деление очень распространено. Однако нельзя думать, что оно применимо всегда, во всех случаях.

Операция деления понятия  применяется тогда, когда надо установить, из каких видов состоит родовое  понятие. От деления следует отличать мысленное расчленение целого на части. Например, «Дом делится (расчленяется) на комнаты, коридоры, крышу, крыльцо». Части целого не являются видами рода, т. е. делимого понятия. Мы не можем сказать: «Комната есть дом», а можем сказать: «Комната есть часть дома».

В школьной практике, в учебниках  прием расчленения целого на части  широко используется. Он применяется  тогда, когда надо показать, из каких  частей (отделов, членов) состоит предмет. Приведем примеры из учебника по анатомии и физиологии. Понятие «скелет  человека» позволяет четко проиллюстрировать  прием расчленения целого на части14. В разделе, называемом «части скелета», написано: «В скелете человека различаются отделы: скелет головы, туловища и конечностей». Далее идут следующие подразделения: «Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки». «Скелет конечности состоит из скелета свободной конечности и скелета пояса».

Примеры мысленного расчленения  целого на части из области ботаники: «Строение цветка ржи: цветочная  чешуя, тычинки, рыльце пестика, завязь»; «Строение клетки кожицы лука: ядро, цитоплазма, оболочка, вакуоли».

В математике также используется мысленное расчленение целого на части. Например, «Развертка поверхности  любой прямой призмы представляет собой  плоскую фигуру, составленную из боковых  граней - прямоугольников и двух оснований - многоугольников».

Особенности классификации  понятий:

Классификация является разновидностью деления понятия, представляет собой  вид последовательного деления  и образует развернутую систему, в которой каждый ее член (вид) делится  на подвиды и т. д. От обычного деления  классификация отличается относительно устойчивым характером. Если классификация  научна, то она сохраняется весьма длительное время. Например, постоянно  уточняется и дополняется классификация  элементарных частиц, содержащая теперь уже более 200 их видов.

Для классификации обязательно  выполнение всех правил, сформулированных относительно операции деления понятий.

Существует классификация  по видообразующему признаку и дихотомическая. Приведем примеры классификации  по видообразующему признаку:

а) зеркала классифицируются на плоские и сферические; сферические  зеркала классифицируются на вогнутые и выпуклые;

б) группы крови подразделяются на I, или И, или Ш, или IV.

Очень важен выбор основания  классификации. Разные основания дают различные классификации одного и того же понятия, например понятия  «рефлекс».

Классификация может производиться  по существенным признакам (естественная) и по несущественным признакам (вспомогательная).

При естественной классификации, зная, к какой группе принадлежит  предмет, мы можем судить о его  свойствах. Д.И. Менделеев, расположив химические элементы в зависимости  от их атомного веса, вскрыл закономерности в их свойствах, создав

Периодическую систему, позволившую  предсказать свойства не открытых еще  химических элементов.

Естественная классификация  животных охватывает до 1,5 млн. видов, а  классификация растений включает около 500 тыс. видов растений.

С точки зрения диалектики иногда нельзя установить резкие разграничительные  линии, так как все развивается, изменяется и т. д. Каждая классификация  относительна, приблизительна, она  в огрубленной форме раскрывает связи между классифицируемыми  предметами. Существуют переходные формы, которые трудно отнести к той  иди иной определенной группе. Иногда эта переходная группа составляет самостоятельную  группу (вид). Например, при классификации  наук возникают такие переходные формы, как биохимия, геохимия, физическая химия, космическая медицина, астрофизика  и др.

В ходе изучения любого школьного  предмета учащимся приходится иметь  дело с классификацией. Проанализируем некоторые из естественных классификаций, имеющихся в русском языке, в  котором различаются части речи: самостоятельные, служебные и междометия. Самостоятельные части речи - это  имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, местоимение. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы, модальные  слова. Отдельную группу составляют междометия. Итак, перечисляется 11 видов  частей речи. В учебнике по русскому языку кроме этих 11 видов предусматриваются  и переходные случаи. «Границы между  отдельными разрядами слов очень  подвижны: при изучении отдельных  частей речи будут отмечены различные  переходные случаи». Характеризуя особенности  естественной классификации, мы отмечали и наличие переходных (промежуточных) видов классифицируемых объектов. Хорошим  средством наглядного представления  классификации выступают древовидные  графы (или деревья). Вышеприведенная  классификация понятая «плод» была дана в форме древовидного графа.

Примерами естественных классификаций, изучаемых в средней школе, могут  быть следующие: классификация зон  растительности, защитных окрасок животных, групп крови; геохронологическая таблица  временных эр (кайнозойская, мезозойская  и др.) и периодов в каждой эре; классификация природных зон (тундра, тайга, лесостепь и др.); классификация  направлений в литературе конца XIX - начала XX в.; видов и жанров искусства; типов ЭВМ; классификация систем нумераций; классификация неравенств, видов плоских фигур, сферических тел (в математике); видов умозаключений, суждений, понятий (в логике) и многие другие.

Ни один школьный предмет  не может обойтись без соответствующих  классификаций. При этом и учителя, и учащиеся должны знать общие  правила, соблюдение которых поможет  избежать ошибок в конкретных классификациях.

Вспомогательная классификация - это распределение предметов  по группам (классам) на основании их несущественных признаков. Она применяется  для более легкого отыскания  предмета (или термина). Вспомогательная  классификация не дает возможности  судить о свойствах предметов (например, список фамилий, расположенных по алфавиту, алфавитный каталог книг, журнальных статей). Предметные или предметно-именные  указатели, а также справочники  лекарственных препаратов, расположенные  в алфавитном порядке, представляют примеры вспомогательных классификаций. Вспомогательная классификация  использована при составлении списка наиболее употребительных названий ярких звезд, расположенных по алфавиту. Примером вспомогательной классификации  служит любой предметный указатель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учение о понятии было одним из наиболее фундаментальных  разделов в традиционной логике. Однако после создания математической логики данная проблематика на долгое время  отошла на второй план, что объяснялось  как доминированием номиналистической  установки в современной логике, так и недостаточной разработанностью самого учения о понятии, которое  в своем традиционном виде не отвечало новым логическим критериям строгости, содержало массу пробелов и внутренних несоответствий.

Современный вариант логической теории понятия был создан усилиями Е.К. Войшвилло, которому удалось вписать  учение о понятии в контекст символической  логики, применив к анализу понятий  такие ее средства, как формализованные  языки, точные методы семантического анализа, современные дедуктивные системы. В результате, в частности, была уточнена специфика понятия как особого  типа мысли, его логическая структура, введено различение логических и  фактических объемов и содержаний, что позволило эксплицировать смысл  закона обратного отношения, выделены точные критерии для типологизации  понятий, построен особый приближенный к естественному формализованный  язык, выражения которого образуются с использованием понятийных конструкций.

В последнее время наблюдается  рост интереса к теории понятия в  связи с проблемой представления  знаний, разрабатываемой в рамках программы искусственного интеллекта. В русле указанного направления  науки рядом исследователей (Е. Орловской, З. Павляком, П. Матерной и др.) предложены оригинальные экспликации понятийной формы.

Понятия играют важную роль, как в науке, так и в повседневной практике. Рациональное познание отличается от чувственного, в частности, тем, что на данной ступени познаются не только отдельные предметы, но и выделяется, то общее, что есть у различных предметов, то есть формируются понятия, с помощью которых формулируются утверждения общего характера, научные законы. Абстрактное мышление представляет собой процесс оперирования понятиями. Особое внимание во многих сферах человеческой деятельности (в науке, в различных областях права, в медицине и т.д.) обращается на точность используемой терминологии. Для достижения этой цели четко фиксируются смыслы употребляемых терминов, т.е. понятия о предметах, репрезентируемых (представляемых) данными терминами. Адекватное понимание различных контекстов языка предполагает точное знание того, о каких типах объектов в них идет речь, т.е. знание понятий, связываемых с языковыми выражениями в этих контекстах.

 

 

 

                       СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. - М.: Космополис, 1994. - 272 с.

2.Берков В.Ф. Логика/ В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич, В.И. Павлюкевич. – М.: Тетра Системс, 1997.-480с.

3. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 239 с.

4.Войшвилло Е.К. Понятие. - М.: Изд-во МГУ, 1967. - 286 с.

5.Григорьев Б.В. Классическая  Логика/ Б.В.Григорьев. – М.: ВЛАДОС, 1996.-192с.

6.Ивин А.А. Логика учебник  для гуманитарных факультетов.- М.: ФАИР-ПРЕСС; 2002.

7. Ивлев Ю.В. Логика. М.: Логос, 2005.

8. Матерна П. Понятие понятия // Логические исследования. Вып.2. - М.: Наука, 2003. - С. 82-89.

9. Орловска Е. Логические аспекты изучения понятий // Логические исследования. Вып.1. - М.: Наука, 2003. - С. 20-33.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Практическая часть

Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям

транснациональная корпорация - фирма, корпорация, компания, осуществляющие основную часть своих операций за пределами страны, в которой она  зарегистрирована, чаще всего в нескольких странах, где имеет сеть отделений, филиалов, предприятий.

международный союз металлургов - общественная организация, созданная  в 1992 году и объединяющая на добровольной основе инженеров, научных работников, специалистов, организаторов производства и социальной сферы металлургической и горнорудной промышленности, коллективы более 200 предприятий и организаций  России и 15 стран ближнего и дальнего зарубежья.

Информация о работе Понятие как форма мысли