Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 00:16, реферат
Целью контрольной работы является изучение основных характеристик понятия: объема и содержания, их взаимосвязи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть определение «понятие»;
- раскрыть основные характеристики понятия;
Объект исследования – общая характеристика понятия.
Предмет исследования – понятие как форма мышления и его основные характеристики.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие как форма мышления.………………………………………………..4
2. Содержание и объем понятия………………………………………………….8
Заключение…………………………………………………………………….....10
Список использованной литературы…………………………………………...11
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Понятие как форма мышления.………………………………………………..4
2. Содержание и объем понятия………………………………………………….8
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Понятие обычно определяют как одну из основных форм мышления. Переход от чувственной ступени познания к абстрактному мышлению характеризуется прежде всего как переход от отражения мира в формах ощущений, восприятий и представлений к отражению его в понятиях и на их основе в суждениях и теориях. Мышление, таким образом, может рассматриваться как процесс оперирования понятиями1. Именно это обстоятельство определило актуальность данной контрольной работы.
Целью контрольной работы является изучение основных характеристик понятия: объема и содержания, их взаимосвязи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть определение «понятие»;
- раскрыть основные характеристики понятия;
Объект исследования – общая характеристика понятия.
Предмет исследования – понятие как форма мышления и его основные характеристики.
В работе были использованы книги таких авторов как: А. А. Ивин, А. Д. Гетманова, Е. К. Войшвилло, В. И. Кириллов.
Структура и объем работы. Контрольная работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 11 страниц.
Во введении определена актуальность темы исследования, цель, задачи, предмет и объект исследования. В первом разделе рассмотрено определение «понятие» как формы мышления. Во втором разделе раскрыты основные характеристики понятия: объем и содержание, их взаимосвязь. В заключении отражены основные выводы и результаты работы.
Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов2.
Признаком предмета называется то, в чем предмета сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.
Любые свойства, черты, состояния предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойства (черта, состояние) также рассматривается как его признак: например, отсутствие билета у пассажира или оружия у преступника. Признаком бесхозного имущества является то, что оно не имеет собственника или его собственник не известен.
Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых (например, черты лица, телосложение, походка, жестикуляция, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки) принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей; другие (профессия, национальность, социальная принадлежность и т. д.) являются общими для определенной группы людей; наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.
Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные.
Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественными.
Существенные признаки могут быть общими и единичными. В понятия, отражающие множество предметов, входят общие существенные признаки. Например, общие признаки человека (способность создавать орудия труда и др.) являются существенными. Понятие, отражающее один предмет (например, «Аристотель»), наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки (основатель логики, автор «Аналитики»), без которой отличить Аристотеля от других людей и философов Древней Греции невозможно.
Понятие качественно отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятий и представлений, существующих в сознании человека в виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Мы не можем, например, представить, а тем более воспринять здание вообще. Восприятие или представление − это чувственно-наглядный образ какого-либо конкретного здания, например главного корпуса Московского университета на Воробьевых горах. Понятие лишено наглядности. Понятие «здание» характеризуется отсутствием единичных признаков отдельных зданий, в нем отражаются признаки, необходимо принадлежащие любому из них и являющиеся общими для всех строений, предназначенных для учебы, работы или жилья.
Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.
Понятие − одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Например, экономическая теория сформировала такие понятия, как «товар», «капитал», «стоимость»; правовые науки − понятия «преступление», «наказание», «вина», «умысел», «правоспособность» и др.
Отражая
существенное, понятия не содержат
всего богатства индивидуальных признаков
предметов и в этом смысле они беднее форм
чувственного познания − восприятий и
представлений. Вместе с тем, отвлекаясь
от несущественного,
случайного, они позволяют глубже проникнуть
в действительность, отобразить ее с большей
полнотой, на что не способно чувственное
познание.
Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.
Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.
Выделение признаков связано с мысленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.
Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных и отвлечься, абстрагироваться от последних. Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагированием.
Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приема, противоположного анализу, − синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчленённого анализом.
Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения − приема, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие.
Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей − словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими.
Единство понятия и слова не означает их полного совпадения. В разных национальных языках одно и то же понятие выражается разными словами. Но и в одном языке слово и понятие нередко не совпадают. Многие слова имеют не одно, а несколько значений. В любом языке существуют омонимы и синонимы. Омонимы (от греч. homos − «одинаковый» и onyma − «имя») − это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме но выражающие различные понятия (например, коса − это и сплетенные вместе пряди волос, и идущая от берега узкая полоска земли, и орудие для срезания травы, злаков и т. п.; нота − графическое изображение музыкального звука и дипломатическое обращение одного государства к другому; заключение − суждение, полученное логическим путем из посылок, и состояние лица, лишенного свободы, и последняя часть, конец чего-либо).
Синонимами (от греч. synonymus − «одноименный») называются слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилистической окраской. Например, «родина» и «отечество», «юридическая наука», «правоведение» и «юриспруденция», «договор», «соглашение» и «контракт» и многие другие.
Многозначность слов (полисемия), слова − омонимы и синонимы нередко приводят к смешению понятий, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значение слов, с тем чтобы употреблять их в строго определенном смысле.
В различных областях науки и техники вырабатывается специальная терминология − система терминов, употребляемых в данной области знания. Термин − это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью по крайней мере в пределах данной науки или родственной группы наук. Важное значение разработке и уточнению терминологии придается правовыми науками, которые, как правило, дают разъяснения терминов, употребляемых в определенной области права.
Эти и подобные разъяснения позволяют однозначно применять правовые термины3.
Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления, общественно опасный характер деяния, противоправность, виновность, наказуемость.
Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.
Логика
оперирует также понятиями «кла
Классом, или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Таковы, например, классы (множества) высших учебных заведений, студентов, юридических законов, преступлений и т. д. На основании изучения определенного класса предметов формируется понятие об этом классе. Так, на основе изучения класса (множества) юридических законов образуется понятие юридического закона. Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмножество. Например, класс студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов, класс преступлений − подкласс должностных преступлений.
Отношение между классом (множеством) и подклассом (подмножеством) выражается при помощи знака : АВ. Это выражение читается: А является подклассом В. Так, если А − следователи, а В − юристы, то А будет подклассом класса В.
Классы (множества) состоят из элементов. Элемент класса — это предмет, входящий в данный класс. Так, элементами множества высших учебных заведений будут Московский государственный университет им. M. B. Ломоносова, Московская государственная юридическая академия и т. д.
Отношение элемента к классу выражается при помощи знака : АВ (А является элементом класса В).
Если, например, А − юрист Иванов, а В − юристы, то А будет элементом класса В.
Различают универсальный класс, единичный класс и нулевой, или пустой, класс.
Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называется универсальным классом (например, класс планет Солнечной системы). Если класс состоит из одного элемента, то это будет единичный класс (например, планета Юпитер); наконец, класс, который не содержит не одного элемента, называется нулевым (пустым) классом. Пустыми классами являются, например, вечный двигатель, круглый квадрат, русалка, леший и др. Число элементов пустого класса равно нулю.
Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот.
Так, увеличивая содержание понятия «государство» путем прибавления нового признака − «современный», мы переходим к понятию «современное государство», имеющему меньший объем. Увеличивая понятие «учебник по теории государства и права», переходим к понятию «учебник», имеющему меньшее содержание, так как оно не включает в себя признаки, характеризующие учебник по теории государства и права.