Понятие умозаключения и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 15:40, реферат

Краткое описание

В процессе познания действительности человек приобретает новые знания. Некоторые из них получают с помощью живого созерцания в результате воздействия предметов внешнего мира на органы чувств. Однако большую часть знаний мы получаем на ступени абстрактного мышления с помощью рассуждений, т.е. путем выведения новых знаний из знаний уже имеющихся. Эти знания называются опосредованными, или выводными.
Логической формой получения выводных знаний является умозаключение.

Содержание

1. Понятие умозаключения и его виды
2. Непосредственное умозаключение превращения
3.Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

логика превращение.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

I /Некоторые S суть  Р/ -» I /Некоторые Р суть S/. Пример: «Некоторые студенты юридического  института — милиционеры» —V  «Некоторые милиционеры — студенты юридического института» /обращение без ограничения/. Выделяющиеся суждения, т. е. такие, в которых утверждается, что признак присущ только данному предмету и не принадлежит другим, обращаются по схемам:

A /Bce,S и только S суть  Р/—'— А /Все Р суть S/. Пример: «Все люди, и только люди; способны создавать орудия труда» -т- «Всех, кто способен создавать орудия труда, можно назвать людьми».

I /Некоторые S и только S суть Р/~*А /Все Р суть S/.

Пример: «Некоторые энергичные люди, и только они, способны добиться успеха» *^ «Все, кто способен добиться успеха, энергичные люди».

Превращение - такое умозаключение, в котором исходное суждение преобразуется в новое суждение, противоположное по качеству, и с предикатом, противоречащим предикату исходного суждения.

Превращение суждения состоит в установлении отношения  субъекта к понятию, противоречащему  предикату исходного суждения. Например, в исходном суждении “Н. (S) совершеннолетний (P)” предикатом является понятие  о лицах, достигших совершеннолетия. В понятии, противоречащем предикату, мыслятся лица, не достигшие совершеннолетия. Отношение Н. к несовершеннолетним следует, очевидно, выразить в форме отрицательного суждения “Н. (S) не является несовершеннолетним (не-P)”.

Таким образом, из утвердительного суждения “S есть P” мы получили отрицательное суждение “S не есть не-P”. Заключение опирается на правило вывода: двойное отрицание равносильно утверждению.

Преобразование  суждения в суждение, противоположное  по качеству с предикатом, противоречащим предикату исходного суждения, называется превращением.

Превращать  можно любые категорические суждения: общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и   частно отрицательные.

Заключения, полученные посредством превращения, уточняют наши знания. Устанавливая отношения между субъектом и понятием, противоречащим предикату исходного суждения, мы рассматриваем предмет суждения с новой стороны, фиксируя внимание на свойстве, не совместимом со свойством, отраженным в предикате исходного суждения. Это знание выражает тот факт, что предмет не может иметь и вместе с тем не иметь одно и то же свойство. В этом смысл превращения. Поэтому заключения, полученные с помощью этой логической операции, содержат новые знания о предмете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Заключение

Наконец, можно делать умозаключения из строгой дизъюнкции, и эквиваленции. Подводя теперь общий итог, можно подчеркнуть, что непосредственные умозаключения из простых и сложных суждений – не только лишь “гимнастика для ума”.

 Умозаключения посредством обращения играют важную роль в процессе рассуждения. Благодаря тому, что предметом нашей мысли становится предмет, отраженный предикатом исходного суждения, мы уточняем наши знания, придаем им большую определенность. Необходимо, однако, строго соблюдать правила ограничения, нарушение которых ведет к ошибкам в рассуждении. Нельзя, например, общеутвердительное суждение, в котором предикат не распределен, обращать без ограничения, нельзя обращать с ограничением частноутвердительное суждение с распределенным предикатом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

Список литературы

 

1. Бочаров В.А., Маркин  В.И. Основы логики: учебник. –М.: Инфра-М, Форум, 2009. – 560 с.

2. Ивин А.А. Логика : учебник .- М : ГАРДАРИКИ, 2004. - 352 с.

3. Ипполитова Н.А. Риторика: учебник. – М.: Проспект, 2010. – 448 с.

4. Кириллов В. И. Логика : учебник - 5-е перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2007. - 256 с.

5. Мареев С.Н. Логика: Учебник для вузов. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Экзамен, 2009. – 320 с.

6. Маслов Н.А. Логика: Учебник для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 413 с.

7. Светлов В.А. Современная логика: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 400 с.

8. Тимощук А.С. Методическая разработка (лекция №1) проведения занятия по теме "Умозаключение" курса «Логика»




Информация о работе Понятие умозаключения и его виды