Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:30, реферат
Независимо от того, является ли он , например, адвокатом или прокурором в судебном процессе , настоящий профессионал должен грамотно, логично излагать свои доводы, чтобы убедить суд в своей правоте. Это лишь один из множества примеров тех ситуаций, когда умение аргументировать свою точку зрения является для юриста показателем его профессионального уровня.
Данная работа посвящена, в связи со всем вышеперечисленным, аргументации, ее содержанию и видам, умению приводить аргументы в споре и тому каких ошибок следует избегать при этом.
При поспешном, не всегда продуманном анализе фактического материала встречается использование и такого аргумента, который не только не подтверждает, а наоборот, противоречит тезису выступающего. В этом случае говорят, что оратор использовал «самоубийственный довод».
Наилучшим принципом убедительного рассуждения является правило: лучше меньше, да лучше, т.е. все относящиеся к обсуждаемому тезису факты и положения должны быть тщательно взвешены и отобраны, чтобы получить надежную и убедительную систему аргументов.
Достаточность аргументов следует расценивать не в смысле их количества, а с учетом их весомости. При этом отдельные, изолированные аргументы, как правило, обладают малым весом, ибо допускают различное истолкование. Иное дело, если используется ряд доводов, которые взаимосвязаны и подкрепляют друг друга. Вес такой системы аргументов будет выражаться не их суммой, а произведением составляющих. Не случайно говорят, что изолированный факт весит, как перышко, а несколько связанных фактов давят с тяжестью жернова.
3)Автономное обоснование аргумента.
Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса. Требования автономного обоснования аргументов означает: поскольку доводы должны быть истинными, то, прежде чем обосновывать тезис, следует проверить сами аргументы. При этом для доводов изыскивают основания, не обращаясь к тезису. Иначе может случиться, что недоказанным тезисом обосновываются недоказанные аргументы.
4) Требования непротиворечивости аргументов
Оно вытекает из
логической идеи, согласно которой
из противоречия формально
3.2. Ошибки по отношению к аргументам
1)Принятие за истину
ложного аргумента или «
В качестве аргументов берутся не истинные, а ложные суждения, несуществующие факты, которые выдают или пытаются выдать за истинные. Ошибка может быть непреднамеренной. Например, геоцентрическая система Птолемея была построена на основании ложного допущения, согласно которому Солнце вращается вокруг Земли. Ошибка может быть и преднамеренной (софизмом), совершенной с целью запутать, ввести в заблуждение других людей. Такое заблуждение называется основным потому, что подрывает главнейший принцип доказательства – убедить в правильности такого тезиса, который покоится не на любом, а лишь на твердом фундаменте из истинных положений.
Особенно опасно «основное заблуждение» в судебно-следственной деятельности, где ложные показания заинтересованных лиц – свидетелей или обвиняемого, неправильно проведенное опознание личности, вещей, трупа приводят в отдельных случаях к судебным ошибкам – наказанию невиновного или оправданию действительного преступника.
Употребление ложных, недоказанных или непроверенных аргументов нередко сопровождается оборотами: “всем известно”, “давно установлено”, “совершенно очевидно”, “никто не станет отрицать” и т.п. Слушателю как бы оставляется одно: упрекать себя за незнание того, что давно и всем известно.
2) «Предвосхищение оснований» (petitio principii)- также является нарушением первого правила.
Эта ошибка совершается тогда, когда тезис опирается на недоказанные аргументы, последние же не доказывают тезис, а только предвосхищают его. Используются недоказанные, как правило, произвольно взятые положения: ссылаются на слухи, на мнения или высказанные кем-то предположения и выдают их за аргументы, якобы обосновывающие основной тезис.
3) «Порочный круг» или
«круг в демонстрации» (
Ошибка состоит в том, что тезис обосновывается аргументами, а аргументы обосновываются этим же тезисом.
4) Нарушение требования
непротиворечивости аргументов
ведет к тому, что из таких
аргументов невозможно вывести
какое-либо положение в
В судебно-следственной деятельности нарушение этого правила может выражаться в том, что при неквалифицированном подходе к обоснованию решения по гражданскому делу или обвинительного заключения по уголовному делу ссылаются на противоречащие друг другу фактические обстоятельства: противоречивые показания свидетелей и обвиняемых, не совпадающие с фактами, установленных заключениями экспертов, и т.д.
Далее после определения понятия аргументов и требований к ним перейдем к частному случаю аргументации – спору.
4. Спор как частный случай аргументации
4.1 Сущность спора
Спор возникает тогда,
когда проявляется расхождение
во мнениях собеседников. Спор есть
диалог, в основе которого лежит
расхождение убеждений и
Логический скелет
любого спора - доказательство
и опровержение: один человек
выдвигает некоторый тезис и
пытается обосновать его
Искусство ведения спора изучает эристика - раздел логики, изучающий те приемы, которые используются людьми в реальных словесных баталиях.
4.2 Виды споров
Эристика выделяет несколько разновидностей споров по разным основаниям.
1. По цели, которую ставят перед собой участники спора:
а) Спор, участники которого
стремятся выяснить истину, проверить
какую-либо мысль, испытать ее
обоснованность. В спорах такого
рода нет места самолюбию,
б) Спор с целью
выработки общего мнения, достижения
согласия, консенсуса. Такие споры
часто встречаются в среде
государственных или
в) Спор с целью
навязать свое мнение
г) Спор ради победы
в интеллектуальном состязании.
В Древней Греции такой вид
спора предпочитали софисты,
д) Спор ради спора. Есть любители самого процесса спора, которых отличает, как писал русский логик С. Поварнин, особый "зуд к спору".
2. По количеству участников споры делятся на:
а) простой спор (это спор двух человек).
б) сложный спор включает
в себя более двух участников:
в словесное состязание
3. По условиям, в которых проходит спор, они делятся на:
а) спор в присутствии слушателей (публичный спор).
б) спор тет-а-тет, без слушателей.
4. По форме споры делятся на устные и письменные.
Устный спор часто бывает очень эмоциональным процессом.
Письменный спор, как
правило, содержит меньше
Спор должен отвечать также некоторым требованиям в части его содержания.
Условия рационального спора:
1. Должен существовать предмет спора - некоторая проблема или тема, к которой относятся утверждения участников спора.
2. Относительно предмета
спора должна существовать
3. Необходима также некоторая
общая основа спора, т. е.
какие-то принципы, положения, убеждения,
которые признаются, разделяются
обеими сторонами. Если нет
ни одного положения, с
4. Требуется хотя бы
какое-то знание о предмете
спора: бессмысленно вступать
в спор о том, о чем не
имеешь ни малейшего
5. Нужно уважать своего
оппонента. С тем, кто не
заслуживает уважения, не стоит
спорить; если же вы вступаете
в спор, то это означает, что
вы признали в оппоненте
4.3 Аргументация в споре. Лояльные и нелояльные приемы и аргументы в споре.
Лояльные приемы спора:
1. Инициатива. Следует с
самого начала постараться
2. Бремя доказывания. Огромное
преимущество в споре получает
тот, кому удается возложить
бремя доказывания на
3. Концентрация. Не следует
распылять свое внимание и
силы, нужно определить наиболее
слабый пункт в аргументации
противника и
4. Эффект внезапности.
В споре не спешите
5. Бумеранг, или возвратный удар - довод противника обращается против него самого. Чрезвычайно эффективный прием.
6. Оттягивание возражения.
Если противник привел сильный
довод, на который пока
Нелояльные приемы и аргументы
1. Подмена тезиса. Эта уловка имеет много разновидностей.
а) Опровержение какого -либо аргумента противника или обнаружение ошибки в доказательстве выдают за опровержение тезиса.
б) Расширение или
сужение тезиса. Тезис оппонента
стремятся максимально
в) Усиление или смягчение тезиса.
г) От сказанного с условием к сказанному безусловно. Мысль, которая выдвигается с известными оговорками или верная при определенных условиях, подменяется той же мыслью, но взятой без оговорок, высказываемой вообще.
2. Использование эмоционально окрашенных понятий.
Одно дело - просто сообщать
информацию, и совсем другое - облекать
ее в такие эмоциональные
3. Повышение ставок. С
помощью этой уловки пытаются
взять своего противника "на
испуг". Например, вы делаете вид,
что соглашаетесь с его
4. Поспешное обобщение и чрезмерное преувеличение.
Если противник согласился
с двумя-тремя примерами,
5. Логическая диверсия. При угрозе поражения прибегают к следующему приему: резко меняют тему разговора, переходят на тему более знакомую, в которой чувствуют себя уверенно: "А не подойти ли нам к этому вопросу с другой стороны…"
6. «Уловка артиста» - выведение
противника из
7. «Чтение в сердцах». Суть этой уловки состоит в том, что вместо того, чтобы разбирать доводы противника по существу, пытаются определить те тайные мотивы, по которым он их высказывает. Например: "Ты говоришь так из зависти!"
8. «Двойная бухгалтерия» (предвзятая интерпретация). Один и тот же аргумент признают истинным, когда это выгодно, и ложным, когда это невыгодно.
9. Аргумент к авторитету
- ссылки на высказывания