Условия правильной постановки вопросов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:18, реферат

Краткое описание

Правда практика здесь пошла несколько дальше чем теория, но не настолько далеко, чтобы обойтись без теории. Логико-формализо­ванный анализ вопроса, давший довольно много для разработки его ло­гической структуры, оказался в тупике, не получив подкрепления в логико-философском обосновании этой проблемы. Встала задача опре­деления философской природы вопроса, которая оказалась довольно сложной. Имеющиеся подходы пока не привели к решению этой про­блемы, хотя и позволили определить некоторые направления ее иссле­дования. Хуже другое — необходимость методологического подхода в решении этой проблемы пока не полностью осозна­ется ни философами, ни логиками. Первыми, в силу того, что они ра­ботают в основном в традиционных философских направлениях, где вопросу, как уже говорилось, не находится места. Вторые, ограничи­ваются только формально-логической стороной, игнорируя философ­ский подход. И тем не менее в неявной форме, но и те и другие ощу­щают потребность именно в широком философском обосновании воп­роса как особой форме мышления.

Содержание

Введение……………………………………………….3

Глава 1 Вопросно-ответный комплекс………………4

§1. Роль ВОК в познавательном процессе……..4

§2. Вопрос как особая форма мышления………6

§3. Структура вопроса…………………………..8

§4. Виды вопросов………………………………11

Глава 2 Правила постановки вопросов………………17

Глава 3 Сущность и виды ответов……………………20

Заключение…………………………………………….22

Список литературы……………………………………23

Глоссарий………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат логика.docx

— 44.74 Кб (Скачать файл)

                          Условия правильной постановки вопросов

Введение……………………………………………….3

 

Глава 1 Вопросно-ответный комплекс………………4

 

§1. Роль ВОК в познавательном процессе……..4

 

§2. Вопрос как особая форма  мышления………6

 

§3. Структура вопроса…………………………..8

 

§4. Виды вопросов………………………………11

 

Глава 2 Правила постановки вопросов………………17

 

Глава 3 Сущность и виды ответов……………………20

 

Заключение…………………………………………….22

 

Список литературы……………………………………23

 

Глоссарий………………………………………………24

 

Введение

 

В XX веке к проблеме вопроса и вопросно-ответных отношений  стали проявлять больше интереса. Это связано с рядом объективных  процессов и прежде всего разработкой различных искусственных языков, например социологических анкет, общения между человеком и животным, диалоговых систем человека и ЭВМ и др.

 

Правда практика здесь  пошла несколько дальше чем теория, но не настолько далеко, чтобы обойтись без теории. Логико-формализо­ванный анализ вопроса, давший довольно много  для разработки его ло­гической  структуры, оказался в тупике, не получив  подкрепления в логико-философском  обосновании этой проблемы. Встала задача опре­деления философской природы  вопроса, которая оказалась довольно сложной. Имеющиеся подходы пока не привели к решению этой про­блемы, хотя и позволили определить некоторые  направления ее иссле­дования. Хуже другое — необходимость методологического  подхода в решении этой проблемы пока не полностью осозна­ется ни философами, ни логиками. Первыми, в  силу того, что они ра­ботают в  основном в традиционных философских  направлениях, где вопросу, как уже  говорилось, не находится места. Вторые, ограничи­ваются только формально-логической стороной, игнорируя философ­ский подход. И тем не менее в неявной  форме, но и те и другие ощу­щают потребность именно в широком  философском обосновании воп­роса как особой форме мышления.

 

Цель данной работы: охарактеризовать вопрос как основную поисковую форму  мышления. Для достижения этой цель будем опираться на следующие  проблемы:

 

 

    Определить природу  вопроса, как особую форму знания.

 

    Выявить функции  каждого вида вопросов.

 

    Показать особое  значение исследовательских вопросов.

 

 

 

Глава 1. Вопросно-ответный комплекс.

 

 

        Роль  ВОК в познавательном процессе.

 

 

Вопрос в познании играет особенно большую роль, т.к. все познание мира начинается с вопроса, с постановки проблемы. Проблемы перед познанием, в том числе перед различными науками, ставит практика, поскольку  она выступает в качестве основы познания. В настоящее время практика поставила перед людьми такие  проблемы, как получение замедленной  термоядерной реакции, разработка методов  лечения онкологических заболеваний  и многие другие. Нет ни одной  сферы трудовой деятельности, где  бы ни возникли вопросы.

 

Великие мыслители прошлого (во всяком случае некоторые из них) прекрасно отдавали себе отчет в  том, какова роль вопроса в процессе познания. Взять хотя бы знаменитый сократовский метод отыскания истины посредством вопросов, постановку любой  на­учной проблемы в виде вопроса, наконец, диалектику, которую долгое время  рассматривали как искусство  вести беседу, спор посредством умелой постановки вопроса и получения  на него ответа и т. д. Однако сам  по себе вопрос, как форма противоречивого  движения исследова­тельской мысли, как  некоторая самостоятельная проблема, практиче­ски не использовался.

 

Объяснить это лишь недооценкой  этой формы мышления, конеч­но, нельзя, случайностью — тоже. По всей видимости  имеется целый ряд причин, отразивших данную закономерность развития философ­ской мысли.

 

Несмотря на то, что проблема вопроса и вопросно-ответных отно­шений в истории философии не приобрела  законченного и теоретически обоснованного  вида (или направления в качестве специальной науки), тем не менее, анализ вы­сказываний мыслителей прошлого позволяет выделить некоторые об­щие подходы к ее исследованию.

 

В самом общем виде можно  выделить три основных направления  ее исследования: первое — выяснение  места вопроса в теории и про­цессе  познания, подход к нему как к  результату и выражению проти­воречия; второе — разработка логической структуры  вопроса, выделе­ние структурных элементов  и определение характера их связи; третье — решение задачи правильного  построения вопроса. И сегодня эти  на­правления остаются основными и  актуальными. Заслуга мыслителей прошлого и, прежде всего, Аристотеля, заключается  в том, что они по­ставили эти  проблемы, определили направление их разработки, наме­тили пути их изучения.

 

 

 

        Вопрос  как особая форма мышления.

 

 

Вопросу в истории философии  не повезло. В течение сотен лет  существования философии, изучавшей  различ­ные аспекты человеческой деятельности, такой важной форме мышле­ния  как вопрос и такой важной форме  общения как вопросно-ответные отношения  не было уделено сколько-нибудь большого внимания.

 

Самое парадоксальное заключается  в том, что если вопросу в ка­честве  проблемы познания было уделено довольно много внимания как в прошлом, так и в настоящем, то о проблеме вопроса, как форме вы­ражения научного знания, практически не говорилось ни в одной на­учной теории на протяжении всей истории философии.

 

Одна из причин невнимания к изучению вопроса заключается  в специфическом подходе к  процессу мышления и познания, нашедшем отражение в принципах построения формальной (или классической) логики.

 

В свое время перед философами возникла большая трудность, свя­занная с теоретическим объяснением  сущности мышления, в частно­сть, принципа соотношения понятий и появления  нового знания. По­скольку мышление рассматривалось  как самостоятельная сущность, постольку  возникла проблема определения правил и законов мышле­ния, которыми и  стала заниматься логика выводного  знания, или де­дуктивная логика. Основным в ней стал принцип исключения проти­воречия, и сама она рассматривалась  как наука о правильном мышле­нии. В рамках метафизики она понималась наукой, способной дать ис­тинное  знание при условии, если мыслитель  следует правилам пра­вильного мышления и т. д.

 

В непротиворечивую систему  дедуктивного мышления вопрос не вписывался, поскольку выражал противоречие и был порожден проти­воречием в  мышлении (ведь научная проблема возникает  тогда, когда старое знание не позволяет  объяснить новые факты), более  того, воп­рос фактически взрывал  ее. Согласно старой логике, он выступал ало­гичной формой мышления, а посему его просто не могло быть. Его  иг­норировали, делая вид, что проблемы вопроса в логике не существует.

 

Из-за различных причин, в  том числе и сложившейся в  философии традиции изучения мышления лишь только в рамках выводного знания, в основном непро­тиворечивого, и  снятия возникающих противоречий прежде всего средствами традиционной логики, был ограничен и заторможен на дол­гие годы (века) процесс изучения вопроса.

 

Тем не менее проблема вопроса, как формы мышления, спонтанно  и часто независимо от магистральных  путей развития философии нет-нет  да и возникала в трудах великих  мыслителей прошлого. И она не могла  не возникать, если только не следовать  строго спекулятивному подходу к  изучению процесса познания, и быть искренним в поиске и естественном следовании существующим формам мышления. Филосо­фы, может быть начиная с  Аристотеля, в исследовании форм мышле­ния, невольно приходили в своих рассуждениях к этой проблеме, по­скольку вопрос и вопросно-ответные отношения составляли активную часть как обыденного, так и научного мышления (в их понимании) и выступали одной из важнейших составляющих процесса отыска­ния истины.

 

 

1.3 Структура вопроса

 

Результатом познания являются те, или иные формы знания, и ясно, конечно, что для осуществления  процесса познания существенной является задача оформления и фиксации этих результатов. Но не менее важно в  этом процессе уметь фиксировать  и то, что является еще неизвестным  и требует выяснения. Формами, в  которых мы фиксируем знание того, что мы еще не знаем, что подлежит выяснению, являются как раз вопросы. Для понимания структуры вопроса  подчеркнем: выделение того, что  нам не известно, осуществляется всегда в рамках чего-то известного, познанного. Например: нам известно, что тела состоят из молекул, и в рамках этого знания могут возникнуть вопросы: что представляют собой сами молекулы, какова их величина, сколько молекул  находится в некоторой единице  объема вещества, связаны ли они  между собой в телах или  свободно двигаются и т.д. и т.п.

 

Вопрос - это логическая форма, включающая исходную информацию с одновременным  указанием на ее недостаточность  с целью получения новой информации в виде ответа. В естественном языке  вопрос выступает чаще всего в  виде вопросительного предложения, хотя не всякое вопросительное предложение  является вопросом. Так, не являются вопросами  риторические вопросительные предложения. Обладая некоторыми признаками вопросов, они не содержат при этом побуждение к ответу и по своей сути являются суждениями. Например, в риторическом вопросительном предложении «Какой он экономист?» содержится утверждение, что он не юрист или плохой юрист, а вовсе не вопрос. Кроме риторических, есть и другие вопросительные предложения, которые также не требуя ответа, вместе с тем не содержат и открытого  сообщения. Они могут выражать, например, просьбу или предложение –  «Не хотите ли чаю?», резкое побуждение – «Может быть, уступите место пожилому человеку?», угрожающее запрещение –  «Что за шум?» и пр. В то же время  вопрос может выражаться не только вопросительным, но и повествовательным  предложением. Например, так формулируются  вопросы, выносимые на экзамены или  зачеты.

 

Термин «вопрос» в содержательном плане связан с терминами «проблема» и «проблемная ситуация». Проблема (от греч. problema – преграда, трудность, задача) – вопрос или целостный  комплекс вопросов, возникших в ходе познания. Термин «проблема» означает такой вопрос, для ответа на который  недостаточно имеющейся к данному  моменту информации (знания). Вот  почему проблему можно определить и  как знание о незнании, осознанное незнание. Вопрос в этом случае выступает  формой выражения проблемы, его задают в тех случаях, когда имеет  место познавательная неопределенность. От проблемы принято отличать псевдо проблемы – вопросы, обладающие лишь кажущейся значимостью и не допускающие  сколько-нибудь обоснованного ответа. Между проблемой и псевдо проблемами нет, однако, четкой границы. Проблемная ситуация – это всякая ситуация, теоретическая или практическая, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая  заставляет поэтому остановиться и  задуматься.

 

Логическая структура  вопроса

 

 

    Искомое знание;

 

    Исходное знание;

 

    Требование перехода  от незнания (непонимания) к знанию (пониманию), от исходного к искомому  знанию.

 

 

Однако нельзя сказать, что  искомое является абсолютно неизвестным. Оно фиксируется в вопросе  в виде неполного, незавершенного, неопределенного  знания, имеющего нередко обобщенный характер. В хорошо сформулированном вопросе точное указание на категорию  или множество, к которому относится  искомое, является необходимой его  частью. Далее, в вопросе содержится весьма определенное знание.

 

Предшествующее знание, содержащееся в вопросе, составляет его логические предпосылки. В них явно или скрыто заключена исходная информация, необходимая  и достаточная для постановки вопроса и необходимая, ноне достаточная  для разрешения его. Предпосылки  направляют поиск ответа и определяют его смысловое содержание.

 

Так же важно отметить, что  вопрос является требованием найти, сообщить или уточнить некоторые  сведения, неизвестное. В этом плане  он выступает как продукт осознания  разности между сущим и должным  и потребности в устранении этой разности.

 

Постановка вопроса связана  с убеждением, что существует по крайней мере один единственный ответ  на него. Это убеждение называется позитивной предпосылкой вопроса. Она  может быть представлена как дизъюнкция всех утвердительных ответов на поставленный вопрос или суждение о существовании  предмета со свойствами, зафиксированными основой вопроса. Например, позитивной предпосылкой вопроса «Преступление  совершил Джон или Смит?» является суждение «Преступление совершил Джон или Смит».

 

Выдвигая вопрос, исходят, как правило, из допущения, что не всякий ответ на вопрос является истинным. Убеждение в существовании хотя бы одного ложного ответа на поставленный вопрос называется негативной предпосылкой этого вопроса. Она выражается дизъюнкцией  отрицательных ответов на вопрос или суждением о существовании  предмета, которому не принадлежат  свойства, зафиксированные основой  вопроса.

 

 

1.4 Виды вопросов

 

Рассмотрим основные виды вопросов с учетом: 1) семантики, 2) функций, 3) структуры, 4) отношения к обсуждаемой  теме.

 

1. Семантика вопросов.

 

В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому выраженную в нем информацию не оценивают в терминах истинности и ложности, т.е о вопросе не говорят как об истинном или ложном.

 

Вместе с тем вопрос явно или неявно включает либо опирается  на определенное исходное, базисное знание, выступающее его предпосылкой. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя  правильность или неправильность его  постановки.

 

 

    Правильно поставленным, или корректным, считается вопрос, предпосылка которого представляет  собою истинное непротиворечивое  знание.

 

    Неправильно поставленным, или некорректным, считается вопрос  с ложным или противоречивым  базисом. Примером неправильно  поставленного может быть следующий  вопрос: «Какой вид энергии используется  на НЛО?» Предпосылка этого  вопроса включает отнюдь не  бесспорную идею о существовании  НЛО. О таком вопросе говорят  как о неправильно, или некорректно,  поставленном. Прежде чем выяснить  вид энергии, следует установить  факт существования самих НЛО.

Информация о работе Условия правильной постановки вопросов