Февральская революция и ее последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:50, доклад

Краткое описание

Революционные процессы 1917 г. коренным образом изменили отношения между центром и регионами в России. Ликвидация самодержавного монархического строя одновременно означала переустройство на новых основаниях всей системы "центр — регионы", формирование нового баланса в этих отношениях при создании новых властных органов. После прихода к власти Временного правительства нестабильность в стране продолжала нарастать, сказываясь в том числе и на ситуации в региональной политике.

Вложенные файлы: 1 файл

4.регионы советский периуд.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Февральская революция  и ее последствия

Революционные процессы 1917 г. коренным образом изменили отношения между центром и регионами в России. Ликвидация самодержавного монархического строя одновременно означала переустройство на новых основаниях всей системы "центр — регионы", формирование нового баланса в этих отношениях при создании новых властных органов. После прихода к власти Временного правительства нестабильность в стране продолжала нарастать, сказываясь в том числе и на ситуации в региональной политике.

Политика  Временного правительства отличалась лояльностью по отношению к тем политическим институтам, которые, сформировавшись при царе, символизировали демократические процессы и развитие самоуправления на региональном уровне. Впервые был создан новый уровень земств — в волостях (ранее земства существовали только в губерниях и уездах).

Таким образом, земская система регионального  самоуправления должна была начать функционировать уже на трех уровнях. После прихода к власти большевиков земства были ликвидированы.

В целом созданная Временным правительством территориально-политическая система носила неустойчивый и переходный характер. Падение самодержавия стимулировало расслоение имперского пространства на "естественные" ареалы со своими этнокультурными особенностями

Пока  же Временное правительство стремится  удержать единство страны, используя тактику уступок наиболее активным местным движениям и требуя лишь, чтобы они признали над собой центральную власть. Под определенным контролем Временного правительства действуют, например, такие структуры управления крупными этническими перифериями, как Особый Закавказский комитет, Туркестанский комитет и др., созданные местными элитами. Еще одной разновидностью региональных властных структур, лояльных Временному правительству, являются на том этапе казачьи войсковые правительства (Дон, Кубань, Оренбург и др.). Реформируя структуру АТД, Временное правительство увеличивает территорию Эстляндской губернии за счет присоединения эстонских этнических территорий, создает Степную область калмыцкого народа и т.п. Временное правительство соглашается на восстановление автономии и на возможное в будущем предоставление независимости для Финляндии и Польши, наименее стабильных и сепаратистски настроенных автономных регионов прежней Российской империи. В Финляндии были восстановлены конституция и самоуправление в полном объеме. В отношении Польши Временное правительство признало ее право на отделение и возможность создания в будущем независимого государства. Фактически Польша и так выходит из-под российского контроля, в ней идет формирование собственной государственности.

Национальные  и автономистские движения достаточно активно развиваются в других частях бывшей империи с наиболее развитой или активно формирующейся национально-региональной идентичностью — в Прибалтике, на Украине, в Закавказье, Центральной Азии.

Февральская революция стала мощным стимулом для развития украинского автономистского движения (тем более, что самодержавная власть не признавала ук- Но не большевиков, а эсеров, меньшевиков и пр.

В Киеве уже в марте 1917 г. была сформирована Центральная Рада, выступившая за автономию. Фактически на Украине возникла новая система власти. Ее структуры в виде губернских, уездных и городских рад были сформированы по всей Украине. Отношения Центральной Рады с Временным правительством оказались неустойчивыми, компромисс так и не был найден.

После Февральской революции активизируется политическая активность мусульманских элит (часть которых находится под турецким влиянием). В Азербайджане к тому времени уже несколько лет действует партия "Мусават". Еще до революции сложились Тюркская партия федералистов и др. В мае 1917 г. в Казани прошел I съезд мусульман. Летом 1917 г. в Оренбурге состоялся I всекиргизский (т.е. в нынешних терминах — казахский) съезд.

.

Советы: от альтернативных органов  самоуправления к новой государственной власти

Одновременно  с описанными выше процессами в России складывалась система параллельных органов власти в виде советов. Важнейшая особенность советского государства, возникшего в результате Октябрьской революции, состояла в том, что оно формировалось снизу, через консолидацию системы советов, впервые сложившейся во время революции 1905 г.

Вторая  и гораздо более мощная волна  советских структур поднялась в 1917 г. после Февральской революции. Левые партии воспроизвели уже известный и хорошо изученный опыт, руководя формированием советов. К осени 1917 г. в условиях общего беспорядка и острых политических конфликтов территориальная сеть советов представляла собой одну из существующих систем власти.

Таким образом, к моменту Октябрьской  революции в России функционировала разветвленная сеть органов "сословного самоуправления наоборот". Она имела отчетливо выраженную классовую природу (вспомним, что система земского самоуправления в царской России оказалась по преимуществу дворянской) и строилась как по территориальному, так и по производственному (фабзавкомы) признаку

По своей природе советский  федерализм был этническим федерализмом, поскольку в основе процесса федерализации лежало национально-территориальное размежевание и создание субъектов федерации в формате национальных государств, принимающих при этом социалистическую доктрину. Советский федерализм, будучи совершенно новым историческим экспериментом, сочетал юридические элементы самого либерального федерализма, местами напоминающего конфедерализм, с фактической жесткой централизацией в условиях однопартийной системы, плановой экономики и авторитарного режима. Советское начало (территориальная сеть социально-классовых советов как институциональный каркас) сочеталось с началом социалистическим (политическая победа левого движения) в границах принципиально новых государственных образований — советских республик. Советские республики формировались в значительной степени по этническому принципу, хотя в годы гражданской войны могли представлять собой и русские региональные сообщества

Принципы  большевистской национальной политики после Октябрьской революции были реализованы в форме федерализма. Новая государственность на территории бывшей Российской империи оформляется в виде РСФСР — Российской Социалистической Федеративной Советской Республики32. Одним из первых актов нового государства была Декларация прав народов России, принятая 2 ноября (15 по новому стилю) 1917 г. Эта декларация содержала следующие принципиальные позиции, определившие новое содержание региональной политики и идеологические основы советского федерализма [Лепешкин, 1977]:

  • равенство и суверенность всех народов;
  • право на свободное самоопределение вплоть до отделения и создания независимых государств;

• отмена национальных и религиозных привилегий и ограничений. 

Наиболее  крупной такой республикой стала  РСФСР, оформленная юридически в январе 1918 г. Тогда в Петрограде проходили III Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов и III всероссийский съезд советов крестьянских депутатов, которые затем были объединены.

Региональная политика в период установления советской власти понималась как национальная политика". Их смысл виделся в предоставлении народам империи национально-государственной автономии. Федерализм понимался как способ решения национального вопроса через предоставление автономии и объединение этих автономий в федерацию.

На  территории империи был численно доминирующий народ — русские, который оказался в противоречивом положении. Было очевидно, что создать для русских отдельную национальную автономию невозможно, поскольку ее размеры будут несопоставимо больше размеров любой другой национальной автономии.

Расколы российского  пространства

Формирование  новой системы "центр — регионы" заняло многие годы. Начавшаяся гражданская война привела к дроблению российской территории на множество квазигосударственных образований.

Наименее  устойчивыми оказались западные границы прежней империи, где произошло образование ряда независимых государств. Советской России не удалось удержать в своем составе территории с западно-христианской культурой, тяготевшие к Европе. На основе этих территорий в продолжение процесса национально-государственного строительства, захватившего Европу в XIX в., возникли пять новых национальных государств — Финляндия, Польша, Эстония, Латвия и Литва. Также была потеряна территория Молдавии — региона с православной культурой, но романским, а не славянским культурным субстратом.

  • В Финляндии сейм принял в декабре 1917 г. декларацию о независимости. РСФСР признала независимость Финляндии. Правда, все-таки имела место попытка создать в январе 1918 г. Финскую социалистическую рабочую республику, которая быстро провалилась. Кроме того, следует обратить внимание на создание автономной власти в 1920—1922 гг. в северных районах Карелии (территория РСФСР) с центром в Ухте (Временное карельское правительство. Карельский союз, Временный карельский комитет), которая была разгромлена советскими войсками. Для этой карельской автономии была характерна связь с Финляндией.
  • Польша стала независимым государством. В ноябре 1918 г. Регентский совет передал власть Пилсудскому, который сформировал польское правительство. Попытка Красной Армии летом 1920 г. организовать поход на Польшу была неудачной, и на "польском фронте" советская Россия была вынуждена уступить. В марте 1921 г. Россия и Польша подписали в Риге мирный договор, в соответствии с которым Польша получила территории Западной Украины и Западной Белоруссии, ранее входившие в империю. В самой Польше в 1921 г. была принята конституция.
  • В Прибалтике на этнической основе возникли три независимых государства — Эстония, Латвия и Литва. Собственные органы власти были сформированы здесь в 1918 г. За этим последовал период борьбы с попытками утверждения советской власти. К 1920 г. все три государства обрели достаточную устойчивость, и Россия подписала с ними мирные договора, признав их существование.
  • Территория Молдавии (Бессарабии) отошла к этнически родственной Румынии. Еще в октябре 1917 г. на Военно-молдавском съезде был создан Сфатул цэрий ("Совет страны"), выступивший за автономию Молдавии. В декабре 1917 г. он объявил о создании народной республики, но в начале 1918 г. Молдавия была оккупирована Румынией. В конце 1918 г. Сфатул цэрий поддержал объединение Молдавии с Румынией.

Очень сложная ситуация возникает на Украине. Вскоре после Октябрьской революции Центральная Рада провозглашает Украинскую народную республику в составе России (разумеется, речь не шла о советской России). В январе 1918 г. УНР провозглашает независимость. Но незадолго до этого, в декабре 1917 г. в Харькове была провозглашена Украинская ССР. На протяжении ряда лет территория Украины была расколота между регионами, контролируемыми сторонниками независимости (а также немецкими или польскими войсками), и регионами, где действовала советская власть. Попытки создания автономных украинских правительств после разгона немцами Центральной Рады предпринимались еще не раз — Украинская держава гетмана П. Скоропадского (под контролем Германии), Украинская директория С. Петлюры в 1919—1920 гг. В 1921 г. на основной территории Украины утвердилась советская власть, но Западную Украину пришлось уступить Польше.

• В 1918 г. возник Закавказский сейм, и была провозглашена Закавказская 
федеративная демократическая республика (важный пример единственной "несо 
ветской" федерации, созданной в процессе распада империи), которая быстро рас 
палась на три части — Грузию, Армению и Азербайджан34. Эти три государства

  • На Северном Кавказе также развивается национальное движение, что влечет за собой формирование ряда еще менее долговечных государственных образований. В декабре 1917 г. во Владикавказе было сформировано многонациональное Терско-Дагестанское правительство, просуществовавшее несколько месяцев. Далее в 1918 г. действовали Терский казачье-крестьянский совет и Временное народное правительство Терского края. В работе этих структур участвовали как терские казаки, так и представители народов Северного Кавказа. В мае 1918 г. в Тифлисе была провозглашена Горская республика (Республика Союза горцев Северного Кавказа), где ключевой фигурой был чеченец Т. Чермоев. В горах Чечни до 1920 г. существовал Северо-Кавказский эмират Узун-Хаджи. В Дагестане Н. Гоцин-ский, потомок наиба Шамиля, пытался создать новый имамат (он был провозглашен четвертым имамом Дагестана). Также некоторое время в Дагестане существовало Кавказско-Каспийское правительство Л. Бичерахова (осетина по национальности; его брат Г. Бичерахов был создателем Временного народного правительства Терского края).
  • В Центральной Азии было несколько попыток создания независимых государственных образований. На казахской территории в этом направлении действовала партия "Алаш". Созданная ею Алаш-орда была окончательно ликвидирована в 1920 г. В Туркестане в ноябре—декабре 1917 г. существовала Кокандская автономия, ориентированная на Турцию. В дальнейшем, после установления советской власти в Туркестане, Бухаре и Хиве, в Центральной Азии развивалось движение басмачей, которые на разных этапах могли де-факто контролировать довольно большие территории (это движение было в целом ликвидировано к 1926 г.).

Расколы российского пространства проходят не только по линии "русское ядро — этнические периферии". Собственно русская территория распадается на части, причем границы расколов были связаны не только с текущими военными успехами Красной Армии или белогвардейцев. В годы гражданской войны достаточно очевидными стали и противоречия между "русским ядром" и "русскими окраинами", когда именно на последних сопротивление советской власти оказалось наиболее активным.

Во-первых, особая ситуация возникает на Юге  России, прежде всего — на казачьих территориях Дона и Кубани.

Информация о работе Февральская революция и ее последствия