Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:32, реферат
Говоря о человеке и о человечестве мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому изучение механизмов памяти особенно важно для таких областей как педагогика, воспитание. Психолог С.Л. Рубинштейн как-то сказал: «Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее безвозвратно исчезало бы в прошлом».
2.3 ЗАБЫВАНИЕ И ФАКТОРЫ НА НЕГО ВЛИЯЮЩИЕ
Как уже отмечалось, нельзя говорить о памяти, не касаясь при этом забывания и его причин. Забывание может быть связано с различными факторами. Важную роль играет также интерференция, когда сохранению в памяти какой-то информации мешают предшествующие или последующие события. Забывание может быть связано и с некоторыми бессознательными мотивациями. Наконец, целые «блоки памяти» стираются порой в результате дегенеративных процессов в нервной системе или мозговых травм, приводящих к утрате функции некоторых тканей.
Исследования показали, что в возрасте от 5 до 11 лет кратковременная память существенно улучшается. Затем она сохраняется на стабильном уровне до 30 лет, а позднее - от 30 до 70 лет - может либо улучшаться, либо медленно ухудшаться.
Кажется естественным связывать забывание с тем, что та или иная информация или усвоенные действия не повторяются. Это, бесспорно, справедливо в отношении многих знаний, приобретенных в школе, если в дальнейшем понимание их важности (истинной или относительной) было утрачено студентом, которого традиционные педагогические методы заставляют стать пассивным. В соответствии с известным изречением, согласно которому культура - это «то, что остается, когда уже все забыто», лучшим залогом сохранения в памяти и развития определенных знаний служит не просто «голое» повторение, а интерес или даже увлеченность предметом.7
Однако фактором забывания еще более важным, чем неиспользование, может быть интерференция со стороны других, приобретенных раньше или позднее, знаний или навыков; в этих случаях может иметь место отрицательный перенос.
Этим феноменом может быть обусловлен, в частности, отрицательный перенос при научении. Интерференция может быть связана с событиями, происшедшими до запоминания того или иного материала. В этом случае говорят о проактивной интерференции. Например, если перед тем как студент начинает готовиться к экзаменам, он получит дурные вести, то усвоение знаний, естественно, будет страдать. Интерференция возможна и тогда, когда сразу после одного материала мы беремся за другой, сходный с первым. Например, после обучения итальянскому языку возникают сложности при усвоении испанского.
Однако еще большую роль в забывании играет ретроактивная интерференция. Если, например, непосредственно после усвоения какого-либо навыка мы приступаем к новой деятельности, этот навык может ухудшиться. В то же время было отмечено, что если старый и новый навыки очень сходны или, наоборот, очень различны, то ретроактивная интерференция выражена слабо. Она сильно будет сказываться на первом навыке лишь тогда, когда второй с ним относительно сходен. В нашем случае с усвоением двух языков можно с большей уверенностью сказать, что если испанский язык будет все же выучен, а итальянский за это время использовать не придется, то вспомнить его в случае надобности будет уже труднее.
Известно также, что интерференция всегда сильнее выражена при вспоминании, чем при узнавании.
Еще один вид забывания, открытый Фрейдом, - это подавление. Например, мы можем «забыть» подписать чек, который посылаем в последний срок уплаты долга, «забыть» выучить экзаменационный предмет или явиться на важное, но чреватое неприятными последствиями свидание.
В подобных случаях Фрейд говорил об активном забывании. Он объяснял это явление не случайностью, а действительным торможением следов в памяти на уровне сознания и о вытеснении их в подсознание, где они удерживаются ценой значительных затрат энергии.
Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании, подчеркивая тем самым, что с помощью такого механизма субъект пытается «уйти» от неприятных сторон той или иной ситуации. Несколько позже, рассматривая механизмы психической защиты (гл. 12), мы еще вернемся к этому порой патологическому явлению.
3. ПАМЯТЬ И ЕЕ РАЗВИТИЕ
С раннего детства
процесс развития памяти идет по нескольким
направлениям. Во-первых механическая
память постепенно дополняется и
замещается логической. Во-вторых, непосредственное
запоминание со временем превращается
в опосредствованное, связанное
с активным и осознанным использованием
для запоминания и
Однако многие
данные, в частности факты, свидетельствующие
о весьма ранней онтогенетической эмоциональной
откликаемости младенца на обращение
матери, говорят о том, что, по-видимому,
раньше других начинает действовать
аффективная, а не двигательная память.
Вполне может быть, что они появляются
и развиваются практически
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Без памяти не было бы возможно никакое научение. Можно добавить также, что без памяти не могло бы существовать и мышление. Действительно, для того чтобы мыслить, нужно что-то представлять себе, воображать, комбинировать образы или понятия, относящиеся к событиям, людям или предметам, которых физически в данный момент перед нами нет. Разумеется, это означает, что они должны присутствовать в памяти.
Память участвует и в простом воспоминании, и в других мыслительных процессах, например в мечтах или грезах наяву, а также - на более структурированном уровне - в планировании, решении проблем и принятии решений.
Когда мы предаемся фантазиям
(при воспоминаниях или в
Однако в большинстве случаев нам приходится обрабатывать и упорядочивать информацию так, чтобы наиболее логичным образом справляться с встающими перед нами повседневными трудностями. При этом роль мышления состоит в выработке умственных стратегий, опирающихся на символические процедуры. Именно это происходит при формировании новых понятий, планировании нашей деятельности, суждении о предметах, людях или событиях, поиске ответов на различные вопросы или принятии необходимых решений.
Для всех перечисленных видов активности необходимо рассуждение, с помощью которого мы можем как-то по-новому связать информацию о текущих обстоятельствах с информацией, накопленной в памяти.
Существуют, однако, случаи, когда долговременная память не помогает найти решение проблемы, а, наоборот, затрудняет его нахождение. Так бывает, в частности, тогда, когда какие-то предвзятые идеи о назначении предметов, образе действий того или иного человека или о том, как может произойти какое-то событие, мешают нам увидеть все это по-иному, нежели в свете бывшей у нас до сих пор информации.
1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологи: учебное пособие/ С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009. – 720 с.
2 Петровский А.В . Введение в психологию: учебник для вузов/ А.В. Петровский . – М.: Академия, 2010. – 496 с.
3 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологи: учебное пособие/ С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009. – 720 с.
4 Крылов А.А., Суходольский Г.В.: учебник для вузов/ А.А. Крылов, Г.В. Суходольский. – М.: Проспект, 2009, - 752 с.
5 Карпов И.В. Общая психология: учебник для вузов/ под ред. И.В. Карпова. – М.: Проспект, 2007. – 232 с.
6 Равич-Щербо И.В., Малютина Т.М., Грогоренко Е.Л. Психогенетика: учебник для вузов / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Малютина, Е.Л. Григоренко. – М.: АспектПресс, 2009. – 447 с.
7 Немов Р.С. Психология: учебник для высших педагогических учебных заведений: в III книгах, кн. I/ под общ. ред. Р.С. Немова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 688 с.
8 Радугин А.А. Психология и педагогика: учебное пособие/ А.А. Радугин. – М.: Центр, 2008. – 256 с.