Анализ подходов к оценке поставщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

1. Особенность существующих механизмов управления закупками
2 Сущность практических методов оценки возможностей поставщиков

Вложенные файлы: 1 файл

логистика.docx

— 66.32 Кб (Скачать файл)

[Введите название  организации]

Анализ подходов к оценке поставщиков

[Введите подзаголовок  документа]

 

SV

[Выберите  дату]


 

1. Особенность  существующих механизмов управления  закупками

2 Сущность практических  методов оценки возможностей  поставщиков

 

Новосибирск 2014




 

 

 
ВВЕДЕНИЕ

 

Крепкие взаимоотношения потребителя и поставщика – ключ к успеху организации. Проблема выбора поставщика состоит не только в том, что на современном рынке имеется большое количество поставщиков одинаковых материальных ресурсов, когда требуется получить сиюминутную выгоду, но в том, чтобы выбрать поставщика, отвечающего долгосрочным интересам компании и организовать взаимовыгодное долгосрочное сотрудничество.

В условиях рыночной экономики главной проблемой для поставщиков является организация сбыта продукции, а для потребителей адекватный выбор контрагентов в области поставок – поставщиков.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки.

Современные предприятия понимают что, деятельность материального снабжения оказывает заметное влияние на деятельность организации в целом: качество производимой продукции, производительность труда, себестоимость продукции и прибыль.

Но чаще всего, при формировании системы снабжения и условий ее функционирования используют недостаточно эффективные принципы, основанные на представлении предприятия, как обособленного элемента рынка.

Задача разработки эффективного механизма оценки поставщиков как элемента общей логистической цепи и моделирования на ее основе системы закупок представляется актуальной.

 

1. Особенность  существующих механизмов управления  закупками

 

В практике работы предприятий решение о закупке товара промышленного назначения принимается несколькими специалистами на основе рационального анализа предложений имеющихся на рынке поставщиков (продавцов): с учетом цены, ожидаемой рентабельности и коммерческого успеха, соотношения качества и цены, практичности в эксплуатации и обслуживании, предлагаемых условий платежа, условий послепродажного обслуживания и т.п. Спецификации устанавливаются покупателем как необходимые условия. Стоимость сделки должна устанавливаться предварительно, до начала переговоров по важным заказам. В сделках, периодически повторяющихся, вносятся вопросы о контроле и допустимом изменении качества, о сроках и регулярности поставок, о возможном пересмотре цен при повторной закупке и т.п. Важнейшие сделки являются предметом долгих переговоров, что дает возможность заключать весьма детализированные контракты с исчерпывающим списком обязательства сторон.

При этом прямой контакт между покупателем и поставщиком делает возможным и стимулирует переговоры, касающиеся иногда не только условий платежа, но и способов финансирования. Иногда, способствуя заключению сделки, продавец помогает покупателям добиться более выгодных условий от финансовых организаций при получении кредита, аренды капитального имущества или лизинга.

В целом любой процесс покупки можно представить в виде последовательности определенных этапов, которые большая часть покупателей преодолевает при совершении покупки.

Управление закупками является одной из составных частей общего управления цепочками поставок в рамках одной логистической цепи. Поэтому рассмотрим, как данный процесс представлен в экономической литературе. Алгоритм механизма выбора и оценки поставщиков разные авторы представляют по-разному.

Рассмотрим содержание каждого из представленных этапов для более точного сравнения данного механизма с механизмом оценки поставщиков на основе функционального подхода.

Возникновение, осознание, определение потребности является первым этапом процесса закупки и появляется с момента осознания кем-то из работников предприятия проблемы или необходимости (нужды), удовлетворить которую можно с помощью приобретения на стороне товара или услуги. Как правило, осознание потребности возникает у непосредственных пользователей продукта или оборудования. Осознание проблемы может быть следствием влияния как внешних, так и внутренних факторов.

Внутри организации к осознанию проблемы чаще всего приводят следующие события:

    • организация (предприятие) решает начать выпуск нового товара и нуждается в новом оборудовании и материалах для его производства;
    • происходит поломка машины и требуется ее замена или приобретение новых узлов и деталей;
    • некоторые из закупленных материалов оказались неудовлетворительными по качеству, и организация ищет другого поставщика;
    • специалист по закупкам чувствует, что существует возможность добиться более благоприятных цен или получения товара более высокого качества.

Именно контроль размера потребности и анализ сроков поставки характеризует на этой стадии процесс интеграции производственных подразделений и отдела снабжения.

Внешними условиями осознания и формулирования потребности могут стать какие-то новые мысли специалиста по закупкам от посещения им специализированной выставки, встречи с какой-то рекламой или коммивояжером, который предложит товар лучшего качества или по более низкой цене, приезд делегации поставщиков на предприятие и т.п. Однако одно возникновение и осознание потребности еще не является условием начала закупки, эта потребность должна быть четко сформулирована и описана. Ее конкретизация осуществляется в виде ясно выраженной заявки отделу материально-технического снабжения или руководству предприятия.

Следующий этап - описание и установление потребности предполагает обоснованное заключение о количестве и качестве ресурсов, необходимых предприятию для производства продукции. Для более качественного описания потребности и принятия адекватных решений применяют методы функционально-стоимостного анализа, т.е. сопоставляют важность выполняемой номенклатурной позицией функции со стоимостью исполнения этой функции. В случае, когда известны количество и номенклатура выпускаемой продукции, центр закупок разрабатывает номенклатуру потребляемых ресурсов, определяет общий бюджет закупок, устанавливает технически обоснованные нормы расхода ресурсов по каждому виду.

Номенклатуру поставляемых ресурсов, время их поставки и переработки могут быть определены при помощи расчетов. Исходными данными для, так называемого, зависимого спроса на ресурсы, являются:

    • производственный график (что должно быть сделано и когда);
    • спецификация (ведомость применяемых материалов);
    • данные о наличии материалов на складе предприятия;
    • количество материалов в заявке на их поставку;
    • период времени, необходимый на получение ресурсов.

Кроме сведений о потребности в составных частях изделия необходимо иметь сведения о том, когда нужно производить закупки ресурсов, изготавливать детали и собирать изделия. Это означает, что следует определить время ожидания и движения ресурсов, очередность их запуска на переработку, время переналадок оборудования и время изготовления деталей и изделия в целом. Сумма вышеуказанных промежутков составляет время изготовления изделия.

При описании потребности важную роль играет определение характеристик продукта, необходимых для удовлетворения осознанной потребности является вторым этапом, когда осознавший необходимость приступает к определению общих характеристик необходимого товара, его потребного количества и качества.

Выполнение этапа «определение типов закупок» зависит от значительного количества факторов, основными среди них являются объем партии закупаемых ресурсов и периодичность закупки ресурсов. В зависимости от этих факторов выделяют следующие типы закупок:

1) закупки ресурсов фиксированными партиями:

закупки ресурсов одной партией - предполагают поставку ресурсов крупной партией за один раз; преимуществами данного метода являются возможность использования скидок; недостатками являются повышенные затраты на складирование и хранение ресурсов,

закупки ресурсов мелкими партиями предусматривает договоренность на поставку несколькими партиями в определенные промежутки времени; преимуществами данного метода являются снижение затрат на складирование и хранение ресурсов, экономия оборотных средств предприятия; создание предпосылок для внедрения перспективных логистических концепций управления

2) закупки ресурсов по котировочным ведомостям - обычно практикуется для поддержания конкуренции среди поставщиков и снижения цен на ресурсы и заключается в том, что покупатель посылает предполагаемым поставщикам ресурсов «требования на квоты», которые содержат всю необходимую информацию о требуемых ресурсах и о способах их получения; возвращаемые поставщиками ведомости содержат данные о затратах на изготовление данных ресурсов, на доставку и сопутствующий сервис и цены поставщиков исходя из рентабельности;

3) закупки ресурсов по мере необходимости: выбрав поставщика и получив от него согласие на поставку необходимых ресурсов, предприятие направляет ему заказ на поставку данных ресурсов, в котором указывается приблизительность заказанного объема поставок в течение определенного интервала времени; в установленное время поставщик уточняет у покупателя объем и время поставок, при этом оплачивается только то количество ресурсов, которое было поставлено покупателю;

4) закупки ресурсов с заказом на поставку применяются главным образом для получения ресурсов, используемых потребителем нечасто; центр закупок обычно оформляет заказ на приобретение ресурсов, который требует определенного времени на исполнение. Недостатками данного метода являются необходимость детальной проработки заказа на ресурсы, трудоемкость выбора поставщика требуемых ресурсов, сложность управления процессами закупок различных по количеству и характеристикам ресурсов у различных поставщиков данных ресурсов.

Этап «Определение количества каналов концентрации ресурсов» проводится одновременно с определением типов закупок и формирует общие принципы организации снабжения данным видом ресурсов.

Анализ рынка сырья проводится с целью получения информации не только о количестве потенциальных поставщиков, производящих необходимые ресурсы, но и о специфики самой отрасли, рыночных ценах на ресурсы, особенностях конкуренции в данной отрасли, степени ее жесткости, и т.п Анализируя количество возможных поставщиков, позицию на рынке, профессионализм и другие факторы, позволяющие правильно организовать закупки.

Следующий этап «Идентификация всех возможных поставщиков» включает определение всех возможных поставщиков определенного вида материальных ресурсов, которые могут удовлетворить требования внутрифирменных пользователей. Важным моментов является включение в список тех фирм-поставщиков, услугами которых товаропроизводитель раннее не пользовался.

Изучение потенциальных поставщиков и их возможностей обычно включает:

    • предварительный сбор данных о поставщиках ресурсов, с которым предполагается проведение переговоров или заключение сделки;
    • текущее наблюдение за деятельностью поставщиков ресурсов, с которыми заключены договоры на поставку ресурсов;
    • выявление и изучение новых потенциальных поставщиков ресурсов;
    • систематическое изучение конъюнктуры;
    • наблюдение за деятельностью предприятий-конкурентов, являющихся лидерами на локальных рынках.

Этап предварительной оценки всех возможных поставщиков состоит из трех подэтапов:

    • Определение списка потенциальных партнеров;
    • Составление списка поставщиков, удовлетворяющих требованиям заказчика;
    • Выбор надежного поставщика для размещения заказа.

Основная цель на данном этапе - выбор компетентного поставщика, который обладает потенциалом для развития партнерских отношений. Процесс выбора должен быть регламентирован. При выборе должны использоваться:

    • методика выбора поставщик;
    • разные способы оценки поставщиков;
    • положения о проведении всех видов конкурсных тендеров (открытого, отборочного закрытого);
    • технологии ведения переговоров;
    • схемы анализа и оценки функциональных циклов и результатов выполненных закупок.

Этап оценки оставшихся поставщиков и окончательный выбор поставщика заключаются в необходимости выбрать эффективные формы поиска партнера в соответствии с принятой стратегией снабжения и определить, на какую категорию поставщиков придется ориентироваться в дальнейшем: производитель (отечественный, зарубежный), посредник, постоянный поставщик.

Для более эффективного прохождения данного этапа предприятию необходимо четко представлять себе содержание основных задач выбора поставщика.

Следующий этап включает подготовку и размещение заказов на закупку. Под размещением заказа понимают закрепление заказа на поставку требуемых товарно-материальных ценностей (ТМЦ) или услуга за конкретным поставщиком. Повысить надежность выполнения крупных заказов можно посредством их размещения у нескольких поставщиков.

Информация о работе Анализ подходов к оценке поставщиков