Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:45, реферат
Влияние логистики на эффективность и конкурентоспособность фирмы зависит от того, как логистика «вписывается» в стратегию фирмы и как она реализуется, исходя из того, что главной функцией ЛС является обслуживание потребителей. С экономической точки зрения можно считать ее предназначением создание в логистической цепочке существенных выгод, содержащих добавленную стоимость при поддержании издержек на эффективном уровне. Поэтому общие издержки в ЛС становятся ведущим параметром оптимизации.
В составе цепочек
ценностей с позиции
На практике наряду с частными задачами
требуются комплексные решения для потоковых
процессов в ЛС (материальных, финансовых
и информационных), в которых важное значение
приобретают маркетинговые подходы, в
частности, технологий бенчмаркинга для
различных функциональных областей логистики
(складирования, снабжения или распределения).
Рассмотрим возможности
оценки элементов цепочки
Уровни анализа включают: процесс в целом,
подпроцессы, сегменты (т.е. совокупность
обладающих сходными свойствами) складов.
Исследуются: ключевые показатели функционирования
(KPI) – производительность,
качество, издержки и влияющие на них факторы,
в том числе демографические.
В случае если
складом пользуются компании
разных размеров и сфер
Специалисты
одного из немецких институтов
используют для учета этих
особенностей систему
«сверху – вниз» (последовательно решаются
вопросы, сколько стоит склад в целом,
каждый процесс в отдельности и т.д.) и
«снизу – вверх» (подпроцессы, т.е. процессы-компоненты,
делятся на отдельные операции), далее
проводится бенчмаркинг (benchmarking) по каждой операции
для определения времени на операцию,
как часто и т.д., и в какой степени каждая
характеристика попадает в зоны конкуренции.
1. Анализ данных
в целом, который предполагает
ответы на несколько следующих
вопросов:
* Сколько стоит прохождение одной единицы
товарного потока (обрабатываемой единицы,
тонны, кубического метра) через весь складской
процесс?
* Сколько стоит прохождение одной единицы
товарного потока (обрабатываемой единицы,
тонны, кубического метра) через каждый
подпроцесс (приемка товара, перемещение
на склад, укладка на хранение, комплектация
заказа, комплектация партии, отгрузка,
доставка)?
* Сколько стоит прохождение одной единицы
товарного потока (обрабатываемой единицы,
тонны, кубического метра) при различных
технологиях складирования (стеллажная,
штабельная)?
* В какой степени сопоставимы показатели
производительности, качества и издержек
исследуемой складской системы по сравнению
с другими?
* Среди всех проанализированных складов
(каждый склад имеет свои специфические
особенности функционирования, начиная
с объемно-планировочных решений и характеристик
перерабатываемого груза и заканчивая
требованиями клиента к заказу, сравнение
производится с лидером).
* Среди складов одного сегмента рынка.
* Каковы результаты сравнения складов
с показателями наиболее эффективного
склада по производительности, качеству
и издержкам с учетом основных факторов?
* В чем заключается практика лидирующих
компаний?
2. Статистический
анализ данных, связанный с ответами
на три главных вопроса:
* Какой фактор оказывает наибольшее влияние
на производительность, качество и издержки?
* Какие значения должны принимать параметры
производительности, качества и издержек?
* Какое место будет занимать компания
после нейтрализации факторов существенно
влияющих на трехмерную модель (диаграмму) KPI (качество – производительность
– издержки)?
3. Качественный
анализ, т.е. выявление основных
сильных и основных слабых
сторон каждого элемента
Акцент делается на небольшом числе значимых показателей функционирования – производительность, качество/время и издержки, что гарантирует прозрачность и однозначную интерпретацию результатов. Оценка показателей сначала делается на уровне полного процесса, а затем – на уровне подпроцессов.
Для определения
влияющих факторов
1. Какой из подпроцессов требует наибольших
издержек?
2. Что является источником («драйвером»)
издержек в этом подпроцессе?
3. Как можно уменьшить влияние этого источника
(«драйвера»)?
Ниже рассматриваются
некоторые особенности такого
анализа в цепи поставок на
примере международной
Требования разных сегментов рынка к характеристикам
товаров будут отличаться. Так, массовый
рынок (составляет 80% общего оборота) характеризуется
интенсивной ценовой конкуренцией, поэтому
возникает проблема организации производства
в больших масштабах с наименьшими издержками.
На специализированный рынок приходится
20% общего оборота. Фирма применяет стратегии
дифференциации (т.е. производство сравнительно
небольших объемов нестандартных зарядных
устройств).
Для данного
сегмента важно достичь
Имея глобальную многоступенчатую цепь
поставок, компания располагает двумя
основными подразделениями по типам продукции
в соответствии со структурой рынка. В
составе целей проекта по минимизации
издержек рассматривались:
* Выявление реального положения дел в
цепи поставок обоих направлений бизнеса
(характеристики материальных и финансовых
потоков в ограниченном интервале времени).
* Идентификация потенциальных рычагов
в цепи поставок, которые позволили бы
снизить объем оборотного капитала и стоимость
процессов, сохранив в то же время высокий
уровень
сервиса и гибкость.
* Оценка потенциального снижения уровня
замораживания оборотного капитала, занятого
в цепи, при сокращении общего логистического
цикла за счет его составляющих.
* Определение последующих ключевых участков,
где необходимо принятие управленческих
решений (т.е. анализ возможных изменений
и в цепи поставок).
Конечным результатом являлась рационализация
использования оборотного капитала и
его распределения внутри участков цепи
поставок. Как известно, стоимость капитала,
связанного в запасах и других активах,
формируется из долгосрочных (складские
и производственные мощности) и краткосрочных
активов (запасы на всех этапах цепи поставок:
сырье и компоненты, незавершенная продукция,
готовая продукция).
Калькуляция издержек, порождаемых связанностью
капитала, основывалась на следующих процентных
ставках:
* проценты, реально подлежащие оплате
за кредитные средства;
* средняя процентная ставка по кредиту
(стандартная – около 8%);
* ставка, примененная к средневзвешенной
цене капитала (заемного и собственного
капитала).
С точки зрения инвесторов, наибольший
интерес представляли два показателя
финансового менеджмента, основанных
на рентабельности инвестиций: ROI – рентабельность
инвестиций (чистая прибыль, деленная
на объем инвестиций) и ROCE – рентабельность
использованного капитала (отношение
прибыли до выплаты налогов и процентов
к используемому капиталу). При увеличении
объема связанного капитала эти важные
для инвесторов показатели деятельности
фирмы ухудшаются. Следовательно, необходимо
сокращение цены капитала, связанного
в краткосрочных активах по всей цепи
поставок.
Как уже указывалось выше, анализ производился
«сверху – вниз» по трем уровням детализации:
1. Предприятие в целом (на основе данных
из консолидированного бухгалтерского
отчета).
2. Основные подразделения.
3. Наиболее крупные потребители, целевые
рынки и стратегические заказчики.
В процессе анализа
цепь поставок была разбита на 6 основных
частей (рис. 3.6). Результаты анализа
предприятия в целом
Эти данные служат исходной информацией
для построения «карты» движения активов,
отражающей объем связанного капитала
и срок замораживания оборотных средств
на каждом этапе (рис. 3.6).
Развитием этой схемы
служат уточненные схемы системы
поставок в целом и ее подразделений.
На рис. 3.7 представлены результаты такого
анализа для предприятия в
целом. Аналогичным образом строятся
схемы для каждого
На основании
таких схем можно определить, какие
шаги по улучшению процессов на разных
участках цепи поставок могут привести
к значимому снижению издержек и
в том числе уровня связанности
оборотного капитала. Например, если в
результате смены экспедитора или
улучшения проведения отдельных
операций удастся сократить время
морской транспортировки на 2 дня,
то это освободит около 1 млн долл.
оборотных средств. Однако следует
иметь в виду, что смена экспедитора
может привести к увеличению тарифа/стоимости
фрахта, что нивелирует высвобождение
оборотных средств.
В настоящее время существует много (организационных,
технологических и экономических) способов
совершенствования цепочек ценностей.
Некоторые из них представлены в таблице
3.5.
Анализ данных
по каждой составляющей
Данный пример показывает,
как экономический анализ с учетом
маркетинговых и логистических
характеристик цепи поставок помогает
определить, куда должно быть направлено
основное внимание менеджмента компании
в плане решения задач
1. Определить этапы
формирования стоимости по
1) имеют существенный удельный вес затрат
в издержках;
2) осуществляются различными способами;
3) обладают большими потенциальными возможностями
для дифференциации (использование различных
видов сырья и технологий и т.д.).
2. Рассчитать трансфертные цены и на их основе – доходность каждого элемента цепочки ценностей.
3. Для каждого
элемента цепочки ценностей
4. Рассмотреть варианты
объединения внутренних
5. Рассмотреть варианты
объединения элементов цепочки
ценностей, принадлежащих и не
принадлежащих организации,
6. Определить окончательный
состав элементов, которые
Такой подход позволяет
построить эффективную
При обосновании
решения «делать или покупать»
необходимо учитывать:
* затраты на собственное производство
комплектующих (себестоимость производства)
и закупочные цены на них;
* загрузку собственных мощностей;
* важность комплектующего компонента
для обеспечения качества конечного продукта;
* универсальность комплектующего компонента,
возможность его использования для изготовления
различных ассортиментных позиций готовой
продукции;
* производственный цикл выпуска конечной
продукции и время, необходимое для развертывания
собственного производства;
* надежность и качество продукции возможных
поставщиков, наличие у них передовых
технологий и «ноу-хау».
Так, по результатам экспертного опроса
ведущих немецких фирм в качестве основных
факторов при решении «делать и покупать»
были выделены следующие:
* затраты на производство и приобретение
комплектующих (28%);
* концентрация производителей на наиболее
важных, с точки зрения качества и обслуживания
клиента, операциях, называемых «ключевыми»
(21%);
* загрузка собственных мощностей (18%);
* наличие у поставщиков «ноу-хау» (16%);
* гибкость и скорость реакции поставщиков
и собственного производства (14%).
Информация о работе Виды и источники возникновения логистических издержек