Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:51, реферат
Средства морского транспорта под влиянием научно-технического прогресса непрерывно совершенствуются: растет грузоподъемность судов, их скорость, безопасность, методы погрузки и разгрузки за счет контейнеров и других инноваций, специализация по составу перевозимых грузов и т.д. Поэтому тоннаж и грузоподъемность мирового флота увеличивались медленнее, чем его грузооборот: растущий объем работы морских перевозок обеспечивается все меньшими суммарными мощностями флота.
Длина Суэтского канала |
161 км. |
Ширина по дну |
120-150 м. |
Глубина |
45-60м. |
Скорость прохода судов через канал |
11-12 ч. |
Входные порты - Порт-Саид(с Порт-Фуадом) из Средиземного моря; Суэц (с Порт-Тауфиком) из Красного моря. Для снабжения канала речной водой из Нила прорыт так называемый пресноводный канал Исмаилия. Географическое положение канала, в центре международных морских коммуникаций, связывающих нефтедобычу стран Ближнего и Среднего Востока с Западной Европой, обеспечивающих её связи с Азией, Австралией и Восточной Африкой, обусловило высокую степень загруженности Суэтского канала.
Таблица 14. Загруженность Суэцкого канала
Год |
Кол-во судов |
Общий тоннаж |
1870г |
486 судов |
4 млн. т. |
1913г |
5.1 тыс. |
20 млн. т. |
1966г |
21,25 тыс. |
274,3 млн. т. |
1975г |
32,5 тыс. |
420,4 млн.т. |
Свыше 70% перевозок составляют нефть и нефтепродукты. За эксплуатацию канала бывшая Арабская Республика Египта получила в 1966 году 95млн. египетских фунтов. По тоннажу перевозимых грузов Суэцкий канал до 1967 года стоял на первом месте среди всех международных каналов. На него приходилось около 15% мировых перевозок грузов, и свыше 20% перевозок нефти и нефтепродуктов. Авторами проекта Суэцкого канала были инженеры: французы Линан и Мужель и итальянец Негрелин.
Строительство канала было начато в 1859 году и завершено в 1869 году. Суэцкий канал часто закрывали из-за военных действий в регионе. В 1983 году он был реконструирован после чего функционирует по сей день.
Панамский канал
В середине IX века Великобритания и США оспаривали право на постройку канала. Франция, воспользовавшись их противоречиями, начала строительство в 1879 году, но в связи с крахом французской компании право на сооружение Панамского канала в 1901 году перешло к США.
Панамский канал - искусственный водный путь на территории Панамы и Центральной Америки, пересекающий Панамский перешеек в его наиболее низкой части и связывающий Атлантический и Тихий океаны.
Панамский канал долго считался один из важнейших транспортных водных путей международного значения. Он и сейчас проходит в пределах особой зоны под юрисдикцией США.
В 1904 году военное министерство США приступило к сооружению канала. Первое судно прошло через Панамский канал в 1914 году, но официально открытие состоялось в 1920 году после чего канал фактически вступил в строй.
Таблица 15. Панамский канал
Длина Панамский канал |
81,6 км |
Гарантийная глубина на шлюзах |
12,5 м |
Ширина |
150 м |
Скорость прохода судов через канал |
7-8 ч,минимум - 4 ч. |
У атлантического входа
в Панамский канал расположены
Панамский канал избавил суда от необходимости следовать по Магеланову проливу или вокруг мыса Горн и коренным образом изменил направление ряда важнейших морских путей. Наибольшее значение Панамский канал имеет для связей восточного и западного побережья США (и Канады), расстояние между которыми сократилось в 2,5-3 раза, между восточными побережьями США и Дальнего Востока, а также между странами Латинской Америки.
В 1971 году через Панамский канал прошло 15,3 тыс. судов, общим тоннажем 121 млн. т. из Атлантического в Тихий океан, и 69 млн. т. из Тихого в Атлантический. Из них свыше 70% приходится на грузы, отправляемые из США или поступаемые в порты США.
Пропускаемая способность Панамского канала уже почти исчерпана. К тому же через его шлюзы не могут проходить суда водоизмещением более 40 тыс. т. - крупные пассажирские лайнеры, супертанкеры и новейшие авианосцы[3, c. 90].
3.3 Морские порты, их классификация и специализация
Порт - участок моря, озера, водохранилища или реки, и прилегающая водная площадь, естественно или искусственно защищенная от волн и оборудованная для стоянки и обслуживания морского судоходства.
Общее число морских портов в литературе оценивается по-разному. Л. И. Василевский в свое время привел цифру в 25—30 тыс., учитывая, видимо, и самые мелкие порты сугубо местного значения. Встречается и цифра 10 тыс. портов. Однако более крупных портов, участвующих не только в местном каботаже, но и в международных перевозках, примерно 2,2 тыс. Около 900 из них находится в Европе, более 500 — в Америке, около 400 — в Азии, остальные — в других частях света.
Главный показатель работы морского порта — его грузооборот. В мире несколько сотен портов, имеющих грузооборот более 1 млн. т в год. Но «погоду» на мировом морском транспорте делают те из них, которые имеют грузооборот более 10—30 млн. и в особенности более 50 и 100 млн. т. в год. Последние две категории подпадают под понятие «мировые пор ты», что характеризует их роль в мировом хозяйстве. Всего таких портов в мире около 40.
Все морские порты подразделяют на два основных типа.
К первому типу относятся универсальные порты, т. е. порты, которые принимают и обрабатывают самые различные грузы — генеральные, наливные, насыпные, навалочные. В связи с этим их отдельные участки обычно Рассчитаны на погрузку и разгрузку контейнеров, нефти, угля, руды, зерна, лесоматериалов и т. д. Такие порты резко преобладают в экономически развитых странах с многопрофильной экономикой, да и в целом мире их подавляющее большинство. Данные о грузообороте крупнейших из универсальных портов представлены в таблице 150.
Таблица 16 Универсальные морские порты мира с грузооборотом более 75 млн.т. в середине 1990-х гг.
Название порта |
Страна |
Грузооборот, млн т |
Сингапур |
Сингапур |
325 |
Роттердам |
Нидерланды |
320 |
Новый Орлеан |
США |
225 |
Шанхай |
Китай |
185 |
Сянган |
Китай |
175 |
Тиба |
Япония |
170 |
Хьюстон |
США |
160 |
Нагоя |
Япония |
155 |
Ульсан |
Республика Корея |
150 |
Антверпен |
Бельгия |
130 |
Лонг-Бич |
США |
125 |
Инчхон |
Республика Корея |
120 |
Пусан |
Республика Корея |
115 |
Иокогама |
Япония |
115 |
Гаосюн |
О. Тайвань |
115 |
Лос-Анджелес |
США |
115 |
Гуанчжоу |
Китай |
100 |
Циньхуандао |
Китай |
95 |
Нинбо |
Китай |
95 |
Марсель |
Франция |
95 |
Осака |
Япония |
90 |
Ричардс-Бей |
ЮАР |
90 |
Анализ таблицы 16 позволяет сделать несколько интересных выводов. Например, о том, что из 23 портов, внесенных в нее, 15 находятся в Азии, что само по себе может служить показателем возрастающей роли Азиатско-Тихоокеанского региона. Или, например, о том, что из отдельных стран наибольшим числом крупнейших портов обладают Китай и Япония, а за ними следуют США (4) и Республика Корея (3), тогда как все остальные страны имеют только по одному такому порту. Интересно также сравнить этот перечень со списком крупнейших портов мира в середине 1980-х гг.
Универсальных портов с годовым грузооборотом от 20 млн. т до 50 млн. т в мире около 50. Больше всего их в США и Италии (по 6), затем идут Великобритания, Франция и Япония (по 3). В эту категорию входят также Амстердам, Гданьск-Гдыня, Бремен, Гёте-борг в Европе, Мумбаи, Бангкок, Далянь, Циндао в Азии, Александрия в Африке, Монреаль, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро в Америке, Сидней в Австралии[9, c. 76].
Ко второму типу относятся специализированные порты. В отличие от универсальных они ориентированы, как правило, на погрузку какого-либо одного массового товара, являющегося предметом экспорта этой страны. Специализированные порты особенно характерны для развивающихся стран. Крупнейшие из них возникли в связи с экспортом нефти и находятся в Персидском заливе. Это Рас-Таннура в Саудовской Аравии, Мина-эль-Ахмади в Кувейте, о. Харк в Иране. Все они принимают самые крупные супертанкеры, а их грузооборот в период максимальных добычи и экспорта превышал грузооборот Роттердама. К числу очень крупных нефтеэкспортных портов принадлежат также Бонни в Нигерии и Тампико в Мексике, Эс-Сидер в Ливии, Думай в Индонезии, Валдиз на Аляске. Крупнейшим в мире портом по экспорту железной руды в последнее время стал бразильский порт Тубаран, принимающий рудовозы тоннажем в 250 тыс. т.
Морские порты классифицируют также по особенностям их транспортно-географического положения.
Если принимать во внимание микроположение, учитывающее прежде всего морфологию берегов, то порты принято прежде всего подразделять на:
1) расположенные в глубоких природных бухтах, защищенных от открытого моря мысами, выполняющими роль естественных волноломов;
2) расположенные в неглубоких заливах или на береговых равнинах, когда защиту от открытого моря обеспечивают при помощи искусственных волноломов;
3) расположенные вдали
от устья в эстуариях
Кроме того, есть порты, оборудованные шлюзами для задержки воды в портовых бассейнах на время отлива (например, Лондон) и другие подвиды.
Наибольшая часть мирового грузооборота, особенно в международных перевозках по прежнему приходится на основной традиционный вид транспорта - морской. За истекшее столетие значительно возросла его роль в мировой экономике и процессах глобализации.
В середине столетия (1950
г.) объем мировых морских
В 2005 г. объем мировых морских перевозок составил около 6 млрд. т. Ввиду того что одновременно с увеличением количества перевозимых грузов возрастали в целом и расстояния, фактически динамика работы морского транспорта более наглядно характеризуется грузооборотом в тонно-милях (млрд.): 1937 г. - 1,8; 1950 г. - 2; 1960 г. - 4; 1970 г. - 10,6; 1980 г.-13,1; 2000 г. - 21. В 2005 г. данный показатель составил 22-23 млрд. тонно-миль.
Таким образом, общий объем грузов, перевозимых в международной морской торговле, в первой половине прошлого столетия возрос в 50 раз, а во второй в 10 раз..
Перемены в географии морской торговли и ее товарной структуре сочетались с увеличением дальности перевозок. Возросли магистральные грузопотоки между континентами, появились новые направления.
Нефть из Персидского залива в значительных количествах направляется в Северную Америку, Западную Европу и Японию. Зерно - из Мексиканского залива в Европу, уголь - из Южной Америки и Западной Африки в Европу, а также из Австралии и Южной Азии в Японию и т.д.
Для промышленных товаров направлениями весьма интенсивных перевозок остаются Северная Атлантика, маршруты между Европой и странами Индийского океана, между США и Японией, Китаем и США и др.
Во второй половине прошлого столетия значительно возросла дальность морских перевозок. Это означало, что транспортировка грузов, особенно сырьевых, крупными партиями стала сравнительно более выгодной.
Трассы морских судов постепенно превращаются в сеть постоянных морских коммуникаций, формируя вместе с другими видами транспорта общемировую транспортную систему.
В количественном отношении чрезвычайно высокими темпами рос общий мировой тоннаж, который увеличился с 28,6 млн. peг. т в начале столетия до 81,6 млн. в 1950 г., а затем до 514,5 млн. peг. т к 2000 г.
При этом темпы прироста были весьма неравномерны. В первую половину века тоннаж вырос в 2,8 раза. В период "транспортной революции" всего за 20 лет (1960 - 1980 гг.) он увеличился в 3,3 раза, т.е. в среднем годовые темпы прироста составляли 6,2%.