Запасы и их роль в управлении материальными потоками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 13:11, контрольная работа

Краткое описание

Сохранность и использование производственных запасов на предприятии имеет очень важное значение в условиях рыночной экономики. Для выявления отрицательных и положительных моментов в учете производственных запасов на предприятии проводится аудиторская проверка наличия, сохранности и использования запасов в конкретных целях по назначению и нормам расхода.В своей дипломной работе я хочу осветить такую актуальную тему, как аудит товарно-материальных ценностей, так как в настоящее время производственные запасы составляют значительную часть стоимости имущества предприятия, а затраты материальных ресурсов в некоторых отраслях доходят до 90% и более в себестоимости продукции.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Запасы и их роль в управлении материальными потоками...........................
2. Классификация запасов.................................................................................
3. Методы управления запасами........................................................................
Заключение........................................................................................................
Список литературы......................................

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 33.99 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение.............................................................................................................3

1. Запасы и их роль  в управлении материальными потоками...........................

2. Классификация запасов.................................................................................

3. Методы управления запасами........................................................................

Заключение........................................................................................................

Список литературы............................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Сохранность и использование производственных запасов на предприятии имеет очень важное значение в условиях рыночной экономики. Для выявления отрицательных и положительных моментов в учете производственных запасов на предприятии проводится аудиторская проверка наличия, сохранности и использования запасов в конкретных целях по назначению и нормам расхода.В своей дипломной работе я хочу осветить такую актуальную тему, как аудит товарно-материальных ценностей, так как в настоящее время производственные запасы составляют значительную часть стоимости имущества предприятия, а затраты материальных ресурсов в некоторых отраслях доходят до 90% и более в себестоимости продукции. Также производственные запасы (сырье, материалы, топливо и другие), являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. Производственные запасы целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.

     Возникновение теории управления запасами можно связать с работами Ф.Эджуорта и Ф. Харриса, появившимися в конце XIX – начале XX вв., в которых исследовалась простая оптимизационная модель определении экономичного размера партии поставки для складской системы с постоянным равномерным расходом и периодическим поступлением хранимого продукта. С точки зрения тактики работы с запасами необходимо определиться, какими объемами и соответственно в какие сроки должны восполняться запасы для того, чтобы в обслуживании потребностей клиентов не возникало сбоев и простоев. При этом обычно в расчет берутся многообразные, в том числе и неформализуемые, факторы внешней среды, как то:

1. закупочная цена и  наличие оптовых скидок;

2. транспортные расходы  и тарифы;

3. грузовместимость транспортных  средств;

4. минимальная партия  отпуска поставщика;

5. географические, климатические  и календарные условия доставки;

6. объем потребности, ее  сезонные характеристики и пр.

- Но согласуемые с поставщиком  объемы закупок довольно часто  существенно отличаются от расчетных  величин. Так, например, анализ текущей  деятельности российских предприятий  показывает, что первоначальный, предполагаемый  размер заказа в ходе переговоров  с поставщиком может меняться  от двух до ста раз. Впрочем, это является совершенно нормальной  рыночной реакцией менеджеров  на различные воздействия внешней  среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1. Запасы и их роль в управлении материальными потоками

    Запасами называется любой ресурс на складе, который используется для удовлетворения будущих нужд. Примерами запасов могут служить полуфабрикаты, готовые изделия, материалы, различные товары, а также такие специфические товары, как денежная наличность, находящаяся в хранилище. Большинство организаций имеют примерно один тип системы планирования и контроля запасов. В банке используются методы контроля за количеством наличности, в больнице применяются методы контроля поставки различных медицинских препаратов. Существуют причины, побуждающие организации создавать запасы:

1)  дискретность поставок при непрерывном потреблении;

2)  упущенная прибыль;

3)  случайные колебания:

·   в спросе за период между поставками;

·   в объеме поставок;

·   в длительности интервала между поставками;

4)  предполагаемые изменения конъюнктуры:

·   сезонность спроса;

·   сезонность производства;

·   ожидаемое повышение цен.

Имеются также причины, побуждающие предприятия стремиться к минимизации запасов на складе:

1)  плата за физическое хранение запаса;

2)  потери в количестве запаса;

3)  моральный износ продукта.

 

 Рассмотрим определяющие понятия теории управления запасами.

    Издержки выполнения заказа (издержки заказа) -  накладные расходы, связанные с реализацией заказа. В промышленности такими издержками являются затраты на подготовительно-заготовочные операции. Издержки хранения – расходы, связанные с физическим содержанием товаров на складе, плюс возможные проценты на капитал, вложенный в запасы. Обычно они выражаются или в абсолютных единицах, или в процентах от закупочной цены и связываются с определенным промежутком времени.

   Упущенная прибыль – издержки, связанные с неудовлетворительным спросом, возникающим в результате отсутствия продукта на складе.

   Совокупные издержки за период представляют собой сумму издержек заказа, издержек хранения и упущенного дохода. Иногда к ним прибавляются издержки на покупку товаров.

    Срок выполнения заказов – срок между заказом и его выполнением.

Точка восстановления – уровень запаса, при котором делается новый заказ.

   2. Классификация запасов

 

    Классификация запасов необходима для решения по крайней мере двух задач:

1. Конкретизация объекта  изучения в рамках заданного  материального потока.

2. Управление запасами  в рамках заданной логистической  системы.

Имеется много классификаций, которые помогают детализировать решения в сфере управления запасами.

По месту нахождения запасы делятся на:

производственные;

товарные.

    Производственные запасы формируются на промышленных предприятиях и предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса. Запасы учитываются в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. К ним относятся предметы потребления, поступившие к производственным потребителям различного уровня, но еще не использованные и не подвергнутые переработке, а также средства производства.

    Товарные запасы находятся у предприятий-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах распределения и производителей, и торговых компаний. Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей разного уровня продукцией.

Запасы в каналах сферы обращения (дистрибутивных каналах) разбиваются на: · запасы в пути; запасы на предприятиях торговли. Запасы в пути (или транспортные/транзитные запасы) находятся на момент учета в процессе транспортировки от поставщиков к потребителям.

     Каждая организация в цепи поставок является, с одной стороны, поставщиком (изготовителем), а с другой - потребителем. С этих позиций промышленное предприятие всегда имеет производственные и товарные запасы. По исполняемым функциям запасы подразделяются на:текущие; подготовительные (буферные);

гарантийные (страховые, или резервные);сезонные; переходящие.

    Текущие запасы обеспечивают непрерывность снабжения материальными ресурсами производственного процесса, а также реализации (распределения) готовой продукции предприятиями-изготовителями и организациями торговли в период между двумя смежными поставками. Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. Их величина постоянно меняется.

     Подготовительные (буферные) запасы выделяются из производственных запасов, они требуют дополнительной подготовки перед использованием в производстве (сушка древесины, например). Подготовительные запасы готовой продукции вызваны необходимостью их подготовки к отпуску потребителям.

     Гарантийные (страховые, или резервные) запасы предназначены для непрерывного снабжения продукцией потребителя в случае непредвиденных обстоятельств: отклонения в периодичности и величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов является постоянной величиной. При нормальных условиях работы эти запасы являются неприкосновенными.

    Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки продукции. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или транспортировке.

    Переходящие запасы - остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Они обеспечивают непрерывность производства и потребления в отчетном и в следующем за отчетным периоде до очередной поставки.Выделяют также спекулятивные и рекламные (для продвижения продукции) запасы.

    Спекулятивные запасы создаются в целях защиты от возможного повышения цен или введения протекционистских квот или тарифов, а также чтобы использовать конъюнктуру рынка для получения дополнительной прибыли.

     Рекламные запасы (для продвижения продукции) создаются и поддерживаются в каналах распределения для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику. Они связаны с широкомасштабными рекламными мероприятиями. Эти запасы должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на продукцию фирмы.

   По времени запасы подразделяются на:

максимальный желательный запас;

пороговый уровень запаса;

текущий уровень;

гарантийный запас.

    Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.

    Пороговый уровень запаса ("точка заказа") используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.

    Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным, пороговым или гарантийным уровнями запаса.

     Гарантийный запас (страховой или резервный) предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.

Можно также выделить неликвидные запасы - длительно неиспользуемые производственные и товарные запасы. Образуются в результате ухудшения качества товаров во время их хранения, или морального износа.  

3. Методы управления запасами

1. Модель оптимального  размера заказа.

Предпосылки:

1) темп спроса на товар  известен и постоянен;

2) получение заказа мгновенно;

3) отсутствуют количественные  скидки при закупке больших  партий товара;

4) единственные меняющиеся  параметры – издержки заказа  и хранения;

5) исключается дефицит  в случае своевременного заказа.

Исходные данные: темп спроса; издержки заказа и хранения.

Результат: оптимальный размер заказа; время между заказами и их количество за период.

2. Модель оптимального  размера заказа в предположении,  что получение заказа не мгновенно. Следовательно, нужно найти объем запасов, при котором необходимо делать новый заказ.

Исходные данные: темп спроса; издержки заказа и хранения; время выполнения заказа.

Результат: оптимальный размер заказа; время между заказами; точка восстановления запаса.

3. Модель оптимального  размера заказа в предположении, что допускается дефицит продукта  и связанная с ним упущенная  прибыль. Необходимо найти точку  восстановления.

Исходные данные: темп спроса; издержки заказа и хранения; упущенная прибыль.

Результат: оптимальный размер заказа; время между заказами; точка восстановления запаса.

4. Модель с учетом производства (в сочетании с условиями 1 – 3). Необходимо рассматривать уровень  ежедневного производства и уровень  ежедневного спроса.

Исходные данные: темп спроса; издержки заказа и хранения; упущенная прибыль; темп производства.

Результат: оптимальный уровень запасов (точка восстановления)

5. Модель с количественными  скидками. Появляется возможность  количественных скидок в зависимости  от размера заказа. Рассматривается  зависимость издержек хранения  от цены товара. Оптимальный уровень  заказа определяется исходя из  условия минимизации общих издержек  для каждого вида скидок.

Модель 1. наиболее экономичного размера заказа. Заказ, пополняющий запасы, поступает как одна партия. Уровень запасов убывает с постоянной интенсивностью пока не достигнет нуля. В этой точке поступает заказ, размер которого равен Q, и уровень запасов восстанавливается до максимального значения . При этом оптимальным решением задачи будет тот размер заказа, при котором минимизируются общие издержки за период .

    Модель Q – размер заказа;

Т – протяженность периода планирования;

D – величина спроса  за период планирования;

d – величина спроса  в единицу времени;

K – издержки заказа;

H – удельные издержки  за период;

h – удельные издержки  хранения в единицу времени.

Тогда:

совокупные издержки заказа = ;

совокупные издержки хранения = ;

оптимальный размер заказа ;

оптимальное число заказов за период ;

время цикла (оптимальное время между заказам) .

Модель 2. Вводится предположение о том, что заказ может быть получен не мгновенно, а с течением времени. Тогда необходимо заранее делать заказ, чтобы в нужное время иметь достаточное количество товара на складе. Следовательно, необходимо найти тот уровень запасов, при котором делается новый заказ. Этот уровень называется точкой восстановления R. Пусть L – время выполнения заказа. Тогда R = величина спроса в единицу времени, умноженная на время выполнения заказа = .

Информация о работе Запасы и их роль в управлении материальными потоками