Информационная логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является:
изучить теоретические аспекты информационной логистики, а также информационные потоки и системы, уровни информационной логистики;
разработать законченный и информационно наполненный сайт по теме «Информационная логистика и таможенные органы».

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 2.22 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современное состояние логистики много в чем определяется бурным развитием и внедрением во все сферы информационно-компьютерных технологий. Реализация большинства логистических концепций и систем была бы невозможной без использования быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и информационно-программного обеспечения. Значение информационного обеспечения логистического процесса настолько велико, что многие специалисты выделяют особую информационную логистику, которая имеет самостоятельное значение в бизнесе и управлении информационными потоками и ресурсами. Эту функциональную область логистики часто называют компьютерной [6].

Изучение информационной логистики актуально в настоящее время, поскольку, благодаря развитию информационных технологий стало возможным использование новых способов обработки и передачи информации в логистических системах. Предприятие является открытой системой, которое материальным и информационным потоками связано с поставщиками, потребителями и транспортными организациями. При этом возникают трудности преодоления мест стыка между информационными системами предприятия и других организаций. Обеспечение преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики.

Задача курсовой работы: раскрыть сущность информационной логистики, представив информацию по данному вопросу в разработанном Web-интерфейсе информационной логистики.

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

 

Целью написания данной работы является:

изучить теоретические аспекты информационной логистики, а также информационные потоки и системы, уровни информационной логистики;

разработать законченный и информационно наполненный сайт по  теме «Информационная логистика и таможенные органы».

 

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА

 

1.1. Понятие и значимость информационной логистики

 

В современных условиях через сферу производства и обращения по направлению к конечному потребителю продвигаются мощные потоки продукции, имеющей вещественную форму. Номенклатура продукции год от года становится все шире. Требования к качеству процессов ее продвижения делаются все жестче: процессы должны быть быстрее, точнее, экономичнее. В действиях механизма, обеспечивающего движение материальных потоков, должна возникать гармония. Необходимым условием возникновения данной согласованности является наличие информационных систем, которые, подобно центральной нервной системе, в состоянии быстро и экономично подвести нужный сигнал к нужной точке в нужный момент [5].

Информационная логистика – область логистики организации, изучающая и решающая проблемы организации информационных потоков для принятия управленческих решений в логистических системах. Информационная логистика организует поток данных, сопровождающий материальный поток (МП), занимается созданием и управлением информационными системами (ИС), внедрение информационных технологий (ИТ), которые технически и программно обеспечивают передачу и обработку логистической информации. С помощью информационной логистики и совершенствования на ее базе методов планирования и управления в компаниях ведущих промышленных стран происходит в настоящее время процесс, сутью которого является замена физических запасов надежной информацией.

Предметом изучения информационной логистики являются особенности построения и функционирования ИС, обеспечивающих функционирование логистической системы (ЛС).

Целью информационной логистики является построение и эксплуатация информационных систем, обеспечивающих наличие:

1)   нужной  информации (для управления МП);

2)   в  нужном месте;

3)   в  нужное время;

4)   необходимого  содержания (для лица принимающего  решение);

5)   с  минимальными затратами.

Средства информационной логистики должны позволять планировать МП, управлять ими и контролировать их. Поэтому основными задачами информационной логистики являются:

  • планирование логистических потребностей в области передачи и обработки информации;
  • анализ решений, связанных с продвижением МП, и соответствующих информационных потоков (ИП) и требований к параметрам ИП;
  • управленческий контроль логистических процессов;
  • интеграция участников логистической цепи (ЛЦ).

Информационная интеграция может заключаться в активном обмене информацией о параметрах МП, создании общих систем сбора, хранения информации, согласовании параметров существующих информационных систем (форматы представления, протоколы передачи данных), внедрении общих информационных систем и технологий и др. [1, с. 116].

Итак, можно сделать вывод, что, одним из важнейших условий успешного функционирования предприятия в целом является наличие такой системы информации, которая позволила бы связать воедино всю деятельность (снабжение, производство, транспорт, складское хозяйство, распределение) и управлять ею исходя из принципов единого целого.

С помощью информационной логистики и совершенствования на ее базе методов планирования и управления в компаниях ведущих промышленных стран происходит в настоящее время процесс, сутью которого является замена физических запасов надежной информацией [9].

 

1.2. Информационные потоки в логистике

 

Информационный поток – это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой логистической системе, между логистической системой и внешней средой и предназначенный для реализации управляющих функций.

Логистика оперирует многочисленными показателями и характеристиками информационных потоков: номенклатурой передаваемых сообщений, типами данных, документами, массивами данных; интенсивностью и скоростью передачи данных [7, с. 520].

Между информационным и материальным потоком отсутствует однозначное соответствие, синхронность во времени возникновения. Как правило, информационный поток либо опережает материальный, либо отстает от него. В частности, само зарождение материального потока обычно является следствием информационных потоков в ходе, например, переговоров по сделкам купли-продажи товаров, составления контрактов и т. д. Типичным является наличие нескольких информационных потоков, сопровождающих материальный поток.

Информационные потоки в логистике образуются в виде потоков массивов электронных данных, определенным образом оформленных бумажных документов, а также в виде потоков, состоящих из обоих этих типов информации.

К такой информации относятся:

  • телефонограммы и факсы;
  • накладные, поступающие вместе с товаром;
  • информация о поступлении и размещении грузов на складах;
  • данные о транспортных тарифах и о возможных маршрутах и типах транспорта;
  • изменения в динамических моделях состояния запасов;
  • различная нормативно-справочная производственная информация;
  • текущие сведения о производственных мощностях;
  • текущие сведения о поставщиках и продуцентах;
  • текущие сведения о незавершенном производстве;
  • данные о планах выпуска;
  • текущие данные о складах;
  • данные об объемах и видах готовой продукции;
  • данные о финансовых потоках.

Таким образом, информация, создающаяся, хранящаяся, циркулирующая и используемая в логистической системе, может быть признана полезной, если возможно ее включение в текущие производственно-сбытовые процессы.

Информационный поток определяется следующими параметрами:

1. Источником  возникновения.

2. Направлением  движения, либо адресатом.

3. Скоростью  передачи, т. е. количеством информации, передаваемой в единицу времени.

4. Общим объемом, т. е. общим количеством информации, образующей данный поток.

Скорость передачи в теории информации или в различных областях техники связи обычно измеряется в бодах (один бод соответствует передаче одного бита в секунду). В практической деятельности скорость информационного потока может определяться числом документов передаваемых или обрабатываемых в единицу времени.

Информационный поток может функционировать в том же направлении, что и соответствующий материальный поток, либо он может быть направлен навстречу "своему" материальному потоку. Направление информационного потока может в ряде случаев не иметь ничего общего с направлением движения соответствующего материального потока. Например, комплектующие изделия поступают от продуцента на входной склад, а соответствующие счета - в бухгалтерию.

Если удовлетворяются заказы на поставку сырья, материалов и комплектующих, информационный поток, образованный этими заказами, оформленными в виде документов, направлен в сторону, противоположную соответствующему материальному потоку. Он возникает раньше этого материального потока. Иными словами, этот информационный поток предваряет инициированный им материальный поток.

Фактуры, накладные и необходимая эксплуатационная документация образуют информационный поток, двигающийся в том же направлении, что и соответствующий материальный поток и одновременно с ним.

Информационный поток, двигающийся навстречу материальному, может быть не только предваряющим, как уже описывалось выше, но и отстающим. Например, поток информации, образованный документами о результатах приемки или отказе в приемке груза, различными претензиями, гарантийными документами и др.

Соответственно можно назвать следующие разновидности информационных потоков:

  • опережающие с совпадающим направлением;
  • опережающие встречные;
  • опережающие, различающиеся по направлению;
  • синхронные с совпадающим направлением;
  • синхронные встречные;
  • синхронные, различающиеся по направлению;
  • отстающие с совпадающим направлением;
  • отстающие встречные;
  • отстающие, различающиеся по направлению.

Движущийся информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе. Опережающий информационный поток в прямом направлении — это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза. Одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока. Вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству, разнообразные претензии, подтверждения.

На основе контроля за информационными потоками можно осуществить горизонтальную и вертикальную интеграцию.

Горизонтальная информационная интеграция позволяет обеспечить взаимоувязанной информацией все материальные потоки, начиная от поступления сырья, материалов и комплектующих, и до готовых изделий, поступающих к потребителям. Этим достигается то, что все управляющие воздействия в функциональных подсистемах и вызванные ими последствия увязываются с общими целями и общей стратегией всей производственно-сбытовой системы.

Вертикальная информационная интеграция может охватить все уровни иерархии производственно-сбытовой системы прямыми (направленными сверху вниз) и обратными (направленными снизу вверх) связями. В результате оказывается возможным оперативно получать достоверную информацию о ходе поставок сырья, производства, сборки, испытаний и доставки продукции потребителям. Наличие такой информационной системы с вертикальными связями позволяет правильно оценивать, своевременно вносить необходимые коррективы и тем самым влиять на процессы закупки, производства, сборки, испытаний, складирования и экспедирования. Подобное оперативное управление позволит правильно учитывать результаты маркетинговых исследований при определении номенклатуры и объема выпускаемой продукции, организовать удовлетворение конкретных заказов, а также обеспечить поддержание требуемого уровня качества [2].

Обобщая сказанное, можно отметить: информационные потоки могут опережать, отставать или быть синхронными с соответствующими материальными потоками. Каждый их этих типов информационных потоков может двигаться в том же направлении, что и соответствующий материальный поток, быть встречным ему или же двигаться в не совпадающем с ним направлении.

 

 

1.3. Логистические информационные системы

 

Информационная логистика - область логистики организации, изучающая и решающая проблемы организации информационных потоков для принятия управленческих решений в логистических системах.

Принятие решений требует не только наличия обычной техники сбора и обработки данных, но и создания информационной инфраструктуры, т. е. создания системы сбора и обработки данных в заранее определенных точках производственного процесса, обеспечивающей работу сети по обмену информацией между точками и для передачи информации всем, кто в ней нуждается.

Информационная инфраструктура создается для рационального обслуживания информационных потоков или потоков сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и других формах, генерируемых исходными потоками ресурсов в логистической системе. Разнообразные информационные потоки, циркулирующие внутри и между элементами логистической системы, логистической системы и внешней средой, образуют основу логистической информационной системы.

Различные информационные потоки, которые циркулируют внутри и между элементами логистической системы, между логистической системой и внешней средой, образуют логистическую информационную систему [8].

Чаще всего информационные системы делятся на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.

Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач сгруппированных по признаку совместной цели.

Обеспечивающая подсистема в свою очередь, включает такие элементы:

– техническое обеспечение, т.е. совокупность технических средств, которые обеспечивают обработку и передачу информационных потоков;

–   информационное обеспечение, которое содержит в себе различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;

– математическое обеспечение, т.е. совокупность методов решения функциональных задач. Логистические информационные системы, как правило, являются автоматизированными системами управления логистическими процессами. Поэтому математическое обеспечение в логистических информационных системах – это комплекс программ и совокупность средств программирования, которые обеспечивают решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.

Информация о работе Информационная логистика